Фрагмент для ознакомления
2
На современном этапе становления образовательных организаций исследовательская деятельность младших школьников занимает особое место в педагогическом процессе. В настоящее время она является не только мощным фактором развития интеллектуальных способностей и творческого потенциала школьников, но во многих случаях определяет будущую профессию, которой они посвятят всю свою жизнь [1, c. 49].
Исследовательская деятельность в младшем школьном возрасте во многом определяется их психофизиологическими особенностями. Так, согласно многочисленным исследованиям психологов, педагогов, физиологов и социологов, в дошкольном возрасте происходит активное формирование коммуникативных свойств личности. Значительное содействие этому оказывает интеллектуальная и творческая работа в различных её формах: учебной, спортивной, художественной, производственно-трудовой, общественно-организационной, - а главное, свободный переход от одной её формы к другой. При этом следует отметить, что современная система начального образования пока не в состоянии удовлетворить требованиям этой деятельности данного периода развития [26, c. 86]. Таким образом, целесообразно совершенствовать различные направления исследовательской работы с младшими школьниками именно в данном ключе, т. е. связывать её с интересами и любимыми занятиями детей (например, с выбранными ими видами спорта, с любимыми сказками и мультфильмами и др.). Это особенно значимо, поскольку важнейшие психологические качества личности - сознательная регуляция своих действий, умение принимать во внимание интересы, потребности, желания, чувства, и характер других людей и ориентироваться на них при организации своего поведения - начинают формироваться в различных формах исследовательской деятельности [3, c. 81].
В младшем школьном периоде становятся значимыми общечеловеческие ценности и проблемы, начинает формироваться моральное сознание, происходит начало становления жизненной позиции. Но для окончательного её определения ребёнок пока не обладает необходимым гражданским опытом, грамотной ориентацией в социальных отношениях. При этом самосознание становится одним из важнейших факторов развития их личности[2, с. 38]. Организация исследовательской деятельности в связи с этим должна быть направлена на развитие морально-нравственных качеств личности школьников. Этому будут способствовать выбор тематики исследований, которая может быть связана с патриотическим воспитанием, с милосердием, готовностью помочь ближнему, экологическим воспитанием и др.
Младший школьный возраст является переходным этапом между дошкольным детством с его полной зависимостью от старших и невозможностью просуществовать без них и началом школьного обучения с его ответственностью за результаты своего труда. Формирование характера происходит именно в этот период, т. е. основы личности закладываются непосредственно в указанном возрастном промежутке. В это же время определяются и укрепляются и другие важные составляющие личности - способности, склонности, интересы, большая часть социальных отношений [12, с. 123]. Развитие основных свойств характера, переход от опеки взрослых к некоторым аспектам самостоятельности — всё это способствует проявлению и развитию слабых сторон личности, делает её особенно уязвимой и не способной противостоять негативному воздействию стрессовых факторов, как внешних, так и внутренних [5, с. 77]. В связи с этим при организации исследовательской деятельности младших школьников роль педагога очень значима. Педагог не должен навязывать свою точку зрения при выборе тем исследований; его основная задача – заинтересовать детей оригинальной идеей и познакомить их его с эффективными методами исследования, соответствующих дошкольному возрасту.
У младшего школьника начинает появляться собственная позиция. Он считает себя уже достаточно взрослым и относится к себе критично. В общении со сверстниками ребёнок получает информацию о жизни, что способствует его социализации [25, c. 74]. Весьма значимым для ребёнка является мнение о нём группы, к которой он принадлежит. Да и сам факт принадлежности к определенной группе придает ему особую уверенность в себе. Положение ребёнка в группе, те качества, которые он приобретает в ней, значительным образом влияют на мотивы его поведения. Дружба младших школьников между собой удовлетворяет их потребности в понимании. Дружат, как правило, с детьми того же пола, социального статуса, сходных способностей (в некоторых случаях друзья подбираются по контрасту, как бы в дополнение своим недостающим чертам. В связи с этим при организации коллективных исследований в группе школьников необходимо учитывать характер их взаимоотношений, возможности и интересы каждого члена группы. Важно, чтобы дети, работающие над одним исследовательским проектом, не проявляли конфликтов и агрессии по отношению друг к другу. Помимо этого, следует учесть различия в развитии их познавательной активности.
Роль педагогов при организации исследовательской работы младших школьников велика и многогранна. Они не только определяют направление исследовательской деятельности, но и направляют при этом школьников в нужное русло [27, с. 110].
Для успешного развития исследовательских умений и мотивации к обучению при организации исследовательской деятельности младших школьников важно руководствоваться следующими принципами.
1. Безопасность исследований для жизни и здоровья школьников.
2. Принцип доступности исследовательской работы для данной возрастной группы. Для его реализации важно соответствие теоретических знаний и практических навыков детей сложности исследований, наличию необходимых условия для осуществления исследовательской деятельности.
3. Соответствие исследовательской деятельности интересам и потребностям школьников.
4. Возможность самостоятельных действий в рамках реализации исследовательской деятельности [17, с. 88].
На современном уровне развития системы образования исследовательская деятельность в начальной школе осуществляется в различных формах.
1. Создание исследовательских проектов. Самостоятельная коллективная работа над разработкой исследовательских проектов и получение практически значимых результатов исследований способствует не только развитию интеллектуальных и творческих способностей детей, но и формирует их коллектив, а также устанавливает прочные связи.
2. Осуществление сотрудничества с другими образовательными организациями. В рамках исследовательской работы дети осуществляют взаимодействие с различными организациями (другими школами, вузами, научными организациями, организациями дополнительного образования, специализированными учреждениями и др.). Всё это способствует развитию их коммуникативных качеств, деловых навыков, организаторского мастерства.
3. Проведение мини-конференций школьников. В последние годы всё чаще подобные конференции организуются на базе школы. Как правило, администрация образовательной организации осуществляет основную подготовку к их проведению. Однако самостоятельная деятельность школьников при этом возрастает с каждым годом. В некоторых случаях детям доверяют отдельные значимые вопросы [20, с. 71].
4. Организация и проведение исследовательских праздников. Например, праздников на английском языке, если в образовательной организации предусмотрено его углубленное изучение, Праздников птиц (экологическое мероприятие) и др.[19, c. 60].
В настоящее время при организации исследовательской деятельности школьников чаще всего педагоги используют метод проектов. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике, и в последнее годы он широко распространяется в системах образования разных стран. «Родившись из идеи свободного воспитания, в данное время он становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования» [4, с. 6]. Он возник еще в начале нынешнего столетия в США. Американцы назвали метод проектов – «наш метод школьной работы». Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании.
Принято считать, что метод проектов берет свое начало в трудах Джона Дьюи, американского философа-прагматика, психолога и педагога, хотя, ни в одной из своих работ он не употребляет слово «проект» применительно к педагогическому методу. Он говорил о необходимости «установления тесной связи между текущим опытом во всем его многообразии и образованием» [21, с.329]. Настаивая на образовании через опыт, Джон Дьюи подчеркивает различие опыта, приобретаемого в процессе образования, и опыта, необходимого для будущей жизни. Сто лет назад именно он предложил строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, считающуюся с его личным интересом и личными целями. Дж. Дьюи утверждал, что детство ребенка не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. «Главная проблема образования, основывающегося на личном опыте, состоит в том, чтобы составить такой набор видов сегодняшнего опыта, который плодотворно и творчески жил бы в завтрашнем» [21, с.333]. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Килпатрик Уильям Херд, американский педагог, ученик Джона Дьюи в своей книге «Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе» говорит о том, что важно показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему предстоит применить уже полученные знания и умения и новые, которые еще предстоит приобрести. В свою очередь, «решить проблему» значит применить в данном случае необходимые знания и умения из различных областей жизни, получив реальный и ощутимый результат.
Таким образом, метод проекта – это совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреев, В.И. Педагогика / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2017. - 608 с
2. Барашкина, С. Б. Учёт уровня сформированности представлений и понятий младших школьников в процессе организации наблюдений // «Начальная школа». - № 6. – 2016. - С. 9 - 13
1. Байбородова, Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. / Л. В. Байбородова. – М. : Просвещение, 2013. – 175 с.
2. Белова, Н.В. Использование проектной деятельности в экологическом воспитании // Начальная школа. – 2016. - № 10. – С. 43 - 44
3. Биологическое и экологическое образование: проблемы, состояние и перспективы развития. Материалы V-й Международной научно-практической онлайн-конференции / ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена"; ФГБОУ ВО "Дагестанский государственный педагогический университет"; Научно-исследовательская лаборатория Инновационные образовательные технологии. 2018. – 288 с.
4. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию / В.Б. Бондаревский. - М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
5. Бордовская, Н. В. Современные образовательные технологии: учебное пособие / коллектив авторов; под ред. Н.В. Бордовской. – 2-е изд., стер. – М.: КНОРУС, 2011. – 432 с.
6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ Л.С. Выготский. - М.: издательский центр «Смысл», 2013. – 486 с.
7. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
8. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения / Е.А. Жесткова, И.В. Уткина // Традиции и инновации в образовательном пространстве России, ХМАО-Югры, НВГУ: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского государственного университета, 2014. С. 50-52
9. Землянская, Е.Н. Деятельностный подход к организации познания родного края в процессе духовно-нравственного воспитания учащихся // «Начальная школа» - № 2. – 2016. – С. 36 – 41.
10. Иванова, И.В. Программа внеурочной деятельности для младших школьников «Мой новый мир» // «Начальная школа» - № 10 – 2016. – С. 73 – 77
11. Крючкова, Е.А. Обращение к истории семьи в предмете «окружающим мир» (историко-обществоведческий материал) // «Начальная школа» - 2015 - № 12. – С. 58 - 61
12. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. Учебное пособие / И.В. Крючкова. - М.: Авторский Клуб, 2015. - 383 c.
13. Морозова, Н.Г. Формирование интересов у детей в условиях нормального и аномального развития / Н.Г Морозова. - М.: Наука, 2017. - 278 с
14. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
15. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.
16. Словарь по педагогике: междисциплинарный/Под ред. Г. М. Коджаспировой, А. Ю. Коджаспирова - М., 2005.
17. Современная психология / Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: Инфра-М, 2016. - 687 с.
18. Шиховцова, Н.Н. О формировании социально-нравственных ценностей /Н.Н. Шиховцова. - Москва - Владикавказ: МПА-Пресс, 2006. – С. 87-93.
19. Юскаева, А.К. Оптимизация процесса ознакомления младших школьников с миром профессий в курсе «Окружающий мир» // Science Time. 2017. № 7 (43). С. 35-39.