Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СУЩНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ПЕДАГОГОВ 6
1.1 Научные подходы к исследованию сущности профессиональных деформаций личности в современной психологической науке 6
1.2 Феномен профессиональной деформации личности педагога: причины, пути профилактики и преодоление 10
Выводы по первой главе 17
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ ПЕДАГОГОВ 18
2.1 Задачи, методика и результаты констатирующего эксперимента 18
2.2 Организация работы по профилактике профессиональной деформации педагогов 21
Выводы по второй главе 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 31
Фрагмент для ознакомления
2
Поведенческие последствия проявляются как на уровне отдельного работника, так и на уровне организации. «Выгоревшие» работники прибегают к некоструктивным или неэффективным моделям поведения, чем усиливают собственное переживание дистресса и повышают напряженность вокруг себя, что сказывается на снижении качества работы и коммуникаций.
Психофизиологические последствия отражаются в психосоматических расстройствах, таких как бессонница, головные боли и др. Синдром выгорания относится к числу феноменов личностной деформации» [6, с.63].
Профессиональное выгорание педагога обусловлено целым рядом факторов, исследования причин и профилактика которых необходимы для сохранения здоровья не только педагогов, но и учеников, так как это состояние неизбежно сказывается на взаимоотношениях со школьниками.
Так, Ильин Е. П. представляет трехкомпонентную структуру синдрома выгорания у педагогов, которая включает в себя: эмоциональное истощение проявляется в таких симптомах, как пониженный эмоциональный тонус, опустошение и усталость, потеря интереса к окружающему, эмоциональное пресыщение (отвращение к деятельности), депрессия, агрессивные реакции; деперсонализация характеризуется обезличиванием отношений с людьми, повышением зависимости от других или, наоборот, негативизмом, циничности восприятия других людей, обращением с учеником как с объектом; редукция личностных достижений проявляется в негативной оценке себя, переживании некомпетентности и неуспешности своей деятельности, падении значимости собственных достижений, снижении профессиональной мотивации, упрощения своих профессиональных обязанностей, репертуара используемых приемов, ограничения своих возможностей [16, с.150].
При отсутствии грамотной помощи по преодолению состояния хронического стресса в профессиональной деятельности у педагогов формируется устойчивый комплекс негативных переживаний, представляют угрозу для его личного здоровья и для коллектива в целом. В этой связи из опыта многих европейских стран необходимо регулярно проводить диагностику эмоционального состояния педагогов, внедрять систему профилактики и помощи. Сложный характер синдрома профессионального выгорания, неизбежность проявления у людей коммуникативных профессий делают необходимым исследование данного состояния среди педагогов в каждом учебном заведении.
Специфика психологических проблем труда педагога определяется особенностями общей политической, социально-экономической, культурной ситуации в стране, регионе, конкретном населенном пункте. Среди причин социального дискомфорта представителей данной профессиональной группы называют недовольство качеством жизни, заработной платой, низким уровнем социальных гарантий, а также падение престижа и общественной значимости профессии педагога.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010. –152 с.
2. Афонин, И.Д. Психология и педагогика высшей школы / И.Д. Афонин, А.И. Афонин. - М.: Русайнс, 2018. - 256 c.
3. Безрукова, В. С. Педагогика: учебное пособие / В. С. Безрукова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2013. – 214 с.
4. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р.Битянова. - М.: Высь, 2012. – 120 с.
5. Вьюшкина, Д.А. Профессиональная деформация педагога/ Д. А. Вьюшкина // Молодой ученый. – 2016. – №3. – С. 90-92.
6. Безносов, С.П. Профессиональная деформация личности / С.П. Безносов. – СПб.: Речь, 2014. – 272с.
7. Бухарова, Г.Д. Общая и профессиональная педагогика / Г.Д. Бухарова, Старикова Л.Д. - М.: Академия, 2019. – 336 с.
8. Гафнер, В. В. Профессиональная деформация и профессиональная компетентность педагога / В. В. Гафнер // Вопросы психологии. - 2014. - №5. – С.8-10.
9. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 с.
10. Дик, Н.Ф. Воспитательная система образовательного учреждения: Книга современного руководителя / Н.Ф. Дик. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2016. – 301 с.
11. Зеер, Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. – М.: Фонд «Мир», 2015. –330 с.
12. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф. Зеер. - M.: Изд-во «Академия», 2017. – 240 с.
13. Иванова, Е.О. Смыслообразование, как основа личностных универсальных учебных действий. Дидактика как основа создания новой образовательной практики / Е.О. Иванова. – М.: Гардарики, 2015. – 116 с.
14. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Ковалевой. Г.С., ЛогиновойО.Б. – М.: Просвещение, 2016. –120 с.
15. Котова, Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. учебное пособие / Е. В. Котова// Краснояр.гос. пед. Ун-т им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – 155 с.
16. Логинова, А.В. Профессиональная деформация личности педагога и пути ее преодоления / А. В. Логинова // Молодой ученый. –2015. – №11. – С. 150-152.
17. Полякова, О.Б. Психогигиена и профилактика профессиональных деформаций личности / О.Б. Полякова. – М.: МПСИ, 2018. − 304 с.
18. Сенько, Ю. В. Педагогика понимания: учеб. пособие / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. – М.: Дрофа, 2017. – 456 с.
19. Столяренко, А.М. Психология и педагогика / А.М.Столяренко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. - 527с.
20. Сыманюк, Э.Э. Профессиональные деструкции педагога: методология, теория и практика / Э.Э. Сыманюк. – Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 2017. – 307 с.
21. Усманова, М.Н. Симптомы эмоционального выгорания современного педагога / М.Н. Усманова, М.М. Бафаев, Ш.Ш. Остонов // Наука. Мысль. – 2014. –№ 10. – С. 23-32.
22. Хусяинов, Т.М. Причины возникновения синдрома профессионального выгорания у педагогов: Теоретический анализ / Т.М. Хусяинов, М.М. Бафаев, Ш.А. Таджиходжаева // Парадигма. – 2016. – №2. – С. 719-729.