Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Каждый третий современный младший школьник не обладает базовым уровнем знаний как минимум по одному из предметов школьной программы, сообщили в Рособрнадзоре.
«Если брать все срезы, которые у нас есть, около 32-35% не осваивают минимальный базис образования по тем или иным предметам, в странах-лидерах — это 5%. Сейчас наша задача, это задача Министерства просвещения в том числе, чтобы эту цифру вывести хотя бы на уровень в 5% — такой, как у мировых лидеров в сфере образования», — Анзор Музаев (руководитель Рособрнадзора).
В вышеприведенной статистике подразумеваются младшие школьники, не имеющие каких-либо психологических или физических отклонений в развитии, но которым нужна дополнительная работа, чтобы справляться с программой, также практически в каждом классе есть учащиеся с отклонениями, которые по закону имеют право обучаться в обычном классе.
Отстающие дети и дети с отклонениями в развитии особо нуждаются в проведении коррекционно-развивающей работы, чтобы ими были в полной мере освоены цели и задачи ФГОС НОО (Раскрытие способностей у каждого ребенка, обеспечение индивидуального подхода, адаптация к коллективной работе, формирование ответственности).
Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Она направлена на преодоление или ослабление недостатков в физическом или психологическом развитии детей. Эта работа помогает развивать познавательные процессы и мыслительные операции с учетом уровня актуального развития учащихся; содействовать становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания; развивать коммуникативные умения и навыки, необходимые для продуктивного взаимодействия с социумом [17, С. 41].
Цель: проанализировать теоретические аспекты коррекционно-развивающей работы в начальной школе и рассмотреть возможности ее применения.
В соответствии с целью данной работы мы ставим перед собой следующие задачи:
изучить понятие «коррекционно-развивающая работа» и её принципы;
рассмотреть различные формы и методы коррекционно-развивающей работы в начальной школе;
изучить, что входит в коррекционно-развивающую деятельность учителя начальных классов;
исследовать взаимодействие учителя начальных классов с педагогами и другими специалистами в коррекционно-развивающей работе;
изучить цели, задачи и методы констатирующего исследования
разработать диагностический комплекс для изучения психолого-педагогических условий организации коррекционно-развивающей работы
Предмет исследования – младший школьник, обладающий какими-либо отклонениями в психическом или физическом развитии.
Объект исследования — образовательный процесс коррекционно-развивающей работы в начальной школе.
Данная работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, с выводами по ним, заключения, списка использованной литературы и приложений.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Характеристика понятия «Коррекционно-развивающая работа»
Впервые понятие «коррекция» в качестве одной из форм психолого-педагогической деятельности упоминается в рамках дефектологии, в контексте вопросов отклонений и аномалий в развитии; под коррекцией там подразумевается система специальных мероприятий (в основном педагогических), основной целью которых являлось выявление, устранение или минимизация уровня отклонений в развития детей. В дальнейшем, в процессе развития прикладной возрастной психологии сферы применения понятия «коррекция» значительно расширились, соответственно, увеличился круг его целей и задач. Так, например, в контексте данного понятия, речь теперь идет и о повышении морального и интеллектуального потенциала учащихся, а так же о формировании у всех без исключения детей разносторонних творческих возможностей. Таким образом, со временем произошло принципиально-значимое преобразование основных объектов и задач коррекционного воздействия – от изменения дефектов (отличия от нормального развития) к созданию оптимальных условий, способствующих всестороннему развитию в пределах нормы [23, С. 56-58].
В современной психолого-педагогической литературе встречаются различные вариации понятия «коррекционная работа» – коррекционно-развивающая, коррекционно-воспитательная, психологическая коррекция, коррекционно-воспитательная, коррекционно-педагогическая и другие, все они отражают те или иные подходы к коррекционной работе в общеобразовательном учреждении; но несмотря на это, все авторы отмечают тот факт, что результативность и эффективность любой коррекционной деятельности с учащимися зависит от комплексной работы широкого круга специалистов [12, С. 27].
В условиях той или иной ситуации и задач, стоящих перед специалистом и особенностей класса, коррекционно-развивающая деятельность может являться как вспомогательной, так и выступать в качестве основной деятельности педагога; так, например, обучающиеся коррекционно-развивающих классов в большей степени нуждаются в помощи со стороны педагогов, психологов, а так же социальных и медработников.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астапов В.М. Коррекционная педагогика: учебное пособие / В.М. Астапов. – 2-е изд. – Москва, Саратов: ПЕР СЭ, Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 176 c.
2. Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика: психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии и поведении школьников: учебное пособие / С.Ю. Бородулина. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 352 с.
3. Ворошнина Л.В. Коррекционная и специальная педагогика. Творческое и речевое развитие младших школьников: учеб. пособие для СПО / Л.В. Ворошнина. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2019. – 291 с.
4. Галасюк И.Н. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии : учеб. пособие для СПО / И.Н. Галасюк, Т.В. Шинина. – М.: Юрайт, 2019. – 179 с.
5. Гилленбранд К. Коррекционная педагогика: Обучение трудных школьников / К. Гилленбранд. – М.: Academia, 2018. – 224 c.
6. Глухов В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 295 с.
7. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для вузов / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева ; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Аcademia, 2013. – 280 с.
8. Гуревич К.М. Принцип коррекционности в методах психологической диагностики. Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / К.М. Гкревич. – М.: Изд-во АПН СССР, 1988. – С. 326.
9. Закрепина А. Коррекционно-педагогическая работа по социальному развитию детей школьного возраста / А. Закрепина. – 2010. – № 3. – С. 73-78
10. Карпунина О.И. Специальная педагогика в опорных схемах / О.И. Карпунина, Н.В. Рябова. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2015. – 168 с.
11. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: исправление недостатков характера у детей и подростков / авт. предисл. и науч. ред. Л. В. Голованов. – 4-е изд., стереотип. – М. : Аcademia, 2016. – 301 с.
12. Колесникова Г.И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 176 с.
13. Кумарина Г.Ф. Коррекционная педагогика в начальном образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г.Ф. Кумарина. – М.: Юрайт, 2020. – 285 с.
14. Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция школьников: учеб. пособие для вузов / С.В. Леонова, под ред. В. И. Селиверстова. – М. : Владос, 2014. – 128 с.
15. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учеб. пособие для вузов / И. И. Мамайчук. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 318 с.
16. Махновская С.И. Система коррекционно-развивающего воздействия искусства на детей / С.И. Махновская // Педагогическое образование и наука: журнал. – 2017. – № 4. – С. 114-116.
17. Мисаренко Г.Г. Методика преподавания с коррекционно-развивающими технологиями: учебник и практикум для СПО / Г. Г. Мисаренко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 314 с.
18. Мишина, Г.А. Коррекционная и специальная педагогика: учебное пособие / Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М. : ФОРУМ – ИНФРА-М, 2007. – 144 с.
19. Пилипенко А.В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии: Учеб. пособие / А.В. Пилипенко. – Владивосток: Мор. гос. ун-т им. адм. Г.И. Невельского, 2018. – 45 с.
20. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике: учебное пособие. / И. П. Подласый. – М. : ВЛАДОС, 2012. – 352 с.
21. Подольская О.А. Основы коррекционной педагогики и психологии: учебное пособие / О.А. Подольская, И.В. Яковлева. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2018. – 169 с.
22. Сластенин В.А. Педагогика: Учебник / В.А. Сластенин. – М.: Academia, 2019. – 400 c.
23. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие / Б.К. Тупоногов. – М.: Логос, 2014. – 375 с.
24. Фесенко Ю.А. Коррекционная психология: синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей : учеб. пособие для вузов / Ю.А. Фесенко, Е.В. Фесенко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 250 с.
25. Филатов Ф.Р. Основы психокоррекции: учебное пособие для студентов вузов / Ф.Р. Филатов. – Ростов-на-Дону: Издательство ЮФУ, 2016. – 198 c.
26. Шашкина Г.Р. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии: логопедическая ритмика: учеб. пособие для СПО / Г.Р. Шашкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 215 с.