Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном мире остро стоит проблема художественного развития, формирования композиционных навыков, которое тесно связано со всеми сторонами воспитания. Через формирование чувства стиля, композиционных особенностей, оно усиливает воспитательный эффект других сторон воспитания. Все это помогает обеспечить комплексный подход и ведет к гармоничному развитию детей [1].
О том, что образование школьников должно быть направлено на «формирование общей культуры», в том числе развитие художественных и композиционных навыков, сказано в Новом законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (ст.64, п.1).
Необходимо уже с младшего школьного детства учить ребенка замечать прекрасное вокруг себя, видеть красоту окружающего мира, искусства. Так же очень важно приобщать детей к деятельности в области искусства, воспитывать у них потребность и привычки посильно вносить элементы прекрасного в быт, природу, общественные отношения, формировать основы эстетического вкуса детей и способность самостоятельно оценивать произведения искусства и явления в жизни, развивать художественно-творческие способности детей.
Как показывает практика, важная роль в развитии композиционных навыков рисования отводится изобразительному искусству, стилизации. На уроках изобразительного искусства можно объединить воспитательный потенциал стилистики и изобразительного искусства [2].
Противоречие. Несмотря на достаточную теоретическую проработанность проблемы, на практике организации художественного воспитания средствами изобразительного искусства и стилистики, уделяется недостаточно внимания. В частности, не разработана методика организации такого воспитания, нет отдельных программ, методических разработок, в которых были бы отображены возможности развития композиционных навыков рисования посредством стилизации на уроках изобразительного искусства.
Проблема исследования. Вопрос организации работы по развитию композиционных навыков младших школьников достаточно остро стоит в современном обществе. Особенно эффективным будет художественное воспитание в том случае, если задействовать в воспитательном процессе изобразительное искусство и средства стилистики. Во многом это и определило выбор темы исследования: «Развитие композиционных навыков рисования у младших школьников посредствам стилизации на уроках изобразительного искусства».
Объект исследования: развитие композиционных навыков рисования у младших школьников.
Предмет исследования: особенности развития композиционных навыков рисования посредством стилизации на уроках ИЗО.
Цель исследования: организовать работу по развитию композиционных навыков рисования у младших школьников посредствам стилизации на уроках изобразительного искусства.
Задачи исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Выделить особенности развития композиционных навыков рисования посредством стилизации на уроках ИЗО.
3. Проанализировать результаты диагностики уровня сформированности композиционных навыков рисования посредством стилизации на уроках ИЗО.
4. Разработать модель организации работы по развитию композиционных навыков рисования посредством стилизации на уроках ИЗО.
Гипотеза исследования. В основу исследования положено предположение о том, что специально разработанная программа развития композиционных навыков рисования посредством стилизации на уроках ИЗО, будет способствовать художественному развитию детей младшего школьного возраста.
Методологическая основа исследования. В качестве основы исследования выступали труды отечественных и зарубежных авторов по проблеме развития композиционных навыков рисования посредством стилизации на уроках ИЗО. Использовался воспитательный потенциал Городецкой росписи.
База исследования. Исследование проводилось в начальной школе.
Методы и методики исследования. В качестве теоретических методов исследования выступили сравнительно-аналитический, индуктивный и дедуктивный методы, обобщение, анализ, систематизация, классификация литературных источников. В качестве практических методов применялись такие методы, как наблюдение, педагогический эксперимент, анкетирование, обобщение педагогического опыта, методические разработки по теме. Также применялись математико-статистические методы обработки данных.
Этапы исследования. Работа проходила в три этапа. На первом этапе был проведен обзор литературы, на втором этапе было проведено исследование уровня развития композиционных навыков рисования посредством стилизации на уроках ИЗО. На третьем этапе была разработана программа.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для развития композиционных навыков рисования посредством стилизации на уроках ИЗО.
Структура и объем работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ КОМПОЗИЦИОННЫХ НАВЫКОВ РИСОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИЗО
1.1. Понятие композиционные навыки рисования
Развитие композиционных навыков – одна из самых распространенных проблем, с которой чаще всего сталкивается педагог на уроках изобразительного искусства. Композиция – это основа изобразительного искусства, его фундамент. Без композиции не может существовать ни живопись ни рисунок. В основном, композиция выполненной работы - это самый основной критерий, по которому происходит оценивание работы обучающегося. Если педагогу нечего исправить или внести изменения в законченную работу, то это подтверждает силу действия законов и правил композиции [1].
Композицию можно соотнести со стволом дерева, которое связывает ветви и корни подобно изобразительным формам, тем самым объединяя их в единое целое. Решение этих задач невозможно без знания теоретических основ композиции. Благодаря ей можно передать события, которые существуют определенное время и имеют некоторую протяженность, то есть, происходят последовательно, а не одновременно.
На сегодняшний момент одной из важнейших задач современного образования является всестороннее развитие личности ребенка. Навык, приобретенный в ходе получения теоретических знаний по композиции и закрепления его в процессе выполнения практических заданий, лежит в основе всего процесса творческой деятельности учащихся, и, так или иначе, является основным формирующим фактором развития творческой составляющей личности учащихся. От того, насколько ребенок владеет композиционными навыками и умеет их применять в ходе выполнения творческих, домашних и учебно-постановочных заданий, зависит его успешность на занятиях по дисциплине «Композиция», а также уроках изобразительного искусства [4].
Эстетическому, художественному воспитанию подрастающего поколения в последнее время в нашей стране уделяют достаточно большое значение. Одна из главных ролей в эстетическом воспитании принадлежит искусству во всех его проявлениях. Характерной особенностью искусства является умение отражать действительность в художественных образах, которые напрямую действуют на чувства и осознанность человека, развивают в нем особые отношения к событиям и явлениям, помогают во всем объеме познавать действительную реальность [2].
Именно искусством воспитывается умение наблюдать за окружающим миром, видеть уникальность предметов и обобщать и, напротив, концентрироваться на деталях. Изображать предметы, создавать образы, воплощать в рисунке, задуманные идеи дети могут лишь при условии овладения техникой каждого вида изобразительной деятельности. Основным, хоть и не самым важным аспектом исполнения работ является овладение разнообразными техниками их выполнения.
Для начала необходимо научить детей основам, например, как правильно держать карандаш, кисть, мелки и другие инструменты в руке. Лишь единицы могут научиться таким, казалось бы, элементарным вещам сами. Неумение правильно держать карандаш и кисть тормозит развитие навыков рисования и затрудняет создание изображений. Тем временем, рисование на разнообразные темы помогает развивать художественные навыки учащихся по составлению композиции самостоятельно, опираясь на изученные ранее методы и законы [3].
Развивая композиционные навыки у учащихся средствами стилистики, логичнее всего начинать с иллюстрирования, будь то любимые книги, комиксы или просто интересные истории. Иллюстрирование - один из видов тематического рисования, в процессе которого наилучшим образом формируются композиционные навыки рисования. Обучающиеся с большим интересом работают над иллюстрацией к сказкам, повестям и другим видам литературы, детально продумывая идею и замысел композиции. Художественное иллюстрирование, целью которого является передача основной идеи, замысла литературного
Фрагмент для ознакомления
3
1. Борисова О.О. Выставочная деятельность библиотек // Рекламные и выставочные технологии в библиотечно-информационной деятельности / О. О. Борисова. - М., 2010. - С. 82-137.
2. Волков Г.Н. Этнопедагогика: учеб.для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Г. Н. Волков. – М.: Академия, 2016. – 168 с.
3. Гафнер В.В. Эстетическое воспитание учащихся при изучении предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» // Педагогическое образование в России. – 2017. - №3. – С.39-44.
4. Герасимова И.А. Досуговые предпочтения современной молодежи: социально-культурный анализ // Вестник МГУКИ. – 2014. - №3(59). – С. 128-133.
5. Дригайло В.Г. Культурно-массовая работа в системе библиотечно-информационного обслуживания // Технология работы библиотеки / В. Г. Дригайло. – М., 2009. - С. 262-275.
6. Емелина Т.В., Касаткина Н.Э. Проблемы эстетического воспитания обучающихся средствами музыкального искусства // Сибирский педагогический журнал. – 2016. - №6. – С. 27 – 31.
7. Емелина Т.В., Касаткина Н.Э. Эстетическое воспитание обучающихся в современных условиях // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2016. - №4(24). – С. 113-116.
8. Емелина Т.В., Касаткина Н.Э. Эстетическое воспитание школьников в педагогической теории и практике // Вестник КемГУКИ. – 2016. - №35. – С. 217-220.
9. Збаровская Н. В. Выставочная деятельность публичных библиотек / Н. В. Збаровская. - СПб. : Профессия, 2004. – 224 с.
10. Козлов В.И. Эстетическое воспитание учащихся на уроках изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях // Молодой ученый. – 2016. – С. 119-122.
11. Кукарекина С.Р. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте // Инновационная наука. – 2019. - №4. – С.189-191.
12. Куприна Н.Г., Казанецких С.В. Педагогический потенциал художественно-эстетической среды в формировании семейных ценностей у воспитанников школы-интерната // Педагогическое образование в России. – 2016. - №3. – С. 213-218.
13. Кучмаева О.В. Идеальная модель семьи в глазах россиян и стратегия по повышению ценности семейного образа жизни // Экономика и управление. – 2019. - №2. – С. 70-82.
14. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1983. – 304 с.
15. Лаврушкина В.В. В кущах информационного рая. Выставочная деятельность универсальной научной библиотеки: зачем и кому она нужна? // Библ. дело. - 2008. - № 10. - С. 32-34.
16. Лазарева Г. Р. Роль детской библиотеки в эстетическом воспитании детей // IV Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция «культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям» Белгород, 14-15 апреля 2016. С. 19-25.
17. Левина А.А. Особенности организации процесса эстетического воспитания в начальной школе // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т. 15. - №4. – С. 93-96.
18. Лежнина Ю.П. Институт семьи в России: на пути трансформации // Социологическая наука и социальная практика. – 2016. - №2. – С. 70-90.
19. Нажмидинова Т.И. О некоторых вопросах оптимизации эстетического влияния учителя на учеников в процессе обучения // Ученые записки. – 2018. - №4 (57). – С. 212 – 216.
20. Никитина Е.А. Особенности художественно-эстетического развития детей в возрасте 6-12 лет // Вестник науки и образования. – 2018. – Т.1. - №7(43). – С. 91-93.
21. О федеральных государственных образовательных стандартах : письмо Минобрнауки России от 20.08.2014 № АК-2612/05 (с приложением) // Официальные документы в образовании. - 2014. - № 27. - С.78-88.
22. Рябинова С.В., Савельева О.П. Методические аспекты развития творческого подхода в живописи // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. – 2016. – Т.2. - №1. – С. 60-63.
23. Сабирова С. Б., Чадченко А. Н., Васюкова О. Н. Взаимодействие участников педагогического процесса в ДОУ и городской библиотеки в рамках реализации проекта по формированию социальной компетентности посредством знакомства с художественными произведениями // Педагогическое мастерство 2014 февраль. Часть 1. Материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). М.: Буки-Веди, 2014. С. 213-216.
24. Семенов С.С. Формирование сознания молодежи в процессе эстетического воспитания в учреждениях культуры Республики Саха (Якутия) // Вестник МГУКИ. – 2015. - №4(66). – С. 156-160.
25. Семенов С.С. Эстетическое воспитание молодежи в учреждениях культурно-досугового типа // Вестник МГУКИ. – 2015. - №2(64). – С. 160-164.
26. Смирнов В.И. Общая педагогика: учебное пособие. – М.: Логос, 2003. – 304 с.
27. Филимонова К.Е. Восприятие произведений искусства как средство эстетического воспитания // Международный научный журнал «Символ науки». – 2016. - №11(2). – С. 201-202.
28. Фортова Л.К., Горбунова О.А. Значение эстетического воспитания младших школьников для их социализации // Международный научный журнал «Символ науки». – 2018. - №3. – С. 86-89.
29. Фортова Л.К., Горбунова О.А. Сущность эстетического воспитания // Молодой ученый. – 2015. - №21. – С. 839-842.
30. Хадаханова Н. Н. Традиции и современность эстетического воспитания в муниципальных библиотеках // Ежегодный доклад о деятельности государственных и муниципальных библиотек Республики Бурятия в 2014 году. Улан-Удэ: Нац. б-ка РБ, 2015. С. 99-104. Вместо шелковской
31. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. – М., Гардарики, 2003. – 519 с.
32. Чистюхина Е.В. Художественная культура молодежи: результаты экспериментального исследования // Мир науки, культуры, образования. – 2014. - №4(47). – С. 99-102.