Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Приоритетная задача Российской Федерации – воспитание новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих традиционные нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины. Ключевым инструментом решения этой задачи является организация воспитательной работы с детьми. В законе «Об образовании в Российской Федерации» воспитание рассматривается как «деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства».
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола и вероисповедания. Предназначение дошкольного образования на современном этапе заключается не только в формировании определенной суммы знаний, но в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Главное требование к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности
Объект исследования: процесс организации воспитательной работы с младшими дошкольниками в ДОУ.
Предмет исследования: содержание этапов организации воспитательной работы с младшими дошкольниками в ДОУ.
Цель исследования – рассмотреть организацию воспитательной работы с младшими дошкольниками в ДОУ.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить организацию образовательного процесса в дошкольной образовательной организации;
- рассмотреть современные требования к организации процесса обучения в дошкольном учреждении;
- проанализировать содержание и средства воспитания детей дошкольного возраста;
- выявить особенности образовательной деятельности разных видов;
- охарактеризовать особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Методы исследования. Для решения поставленных задач использованы следующие методы научного исследования: теоретический анализ научно-методических источников, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Список использованной литературы содержит 24 источника.
Объем курсовой работы: 34 страницы печатного текста.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА
1.1 Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации
Дошкольная образовательная организация (дошкольное образовательное учреждение) - это образовательная организация, которая в качестве основной цели своей деятельности осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, а также присмотр и присмотр за детьми.
Организация образовательного процесса в дошкольной образовательной организации должна быть направлена на решение следующих задач: [5, с.130]
1) защита и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в дошкольном возрасте независимо от места жительства, пола, национальности, языка, социального положения, психофизиологических и других характеристик (в том числе инвалидности);
3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемого в рамках образовательных программ различного уровня;
4) создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и наклонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с собой, другими детьми, взрослыми и миром;
5) интеграция образования и воспитания в целостный образовательный процесс, основанный на духовных, нравственных и социокультурных ценностях и правилах и нормах поведения, принятых в обществе в интересах человека, семьи и общества;
6) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативы, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок к учебной деятельности;
7) обеспечение вариативности и разнообразия содержания ООП и организационных форм дошкольного образования, возможность формирования ООП различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
8) формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
9) оказание психолого-педагогической поддержки семье и повышение компетенции родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания, защиты и укрепления здоровья детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив в своей работе психолого-педагогическую характеристику детей младшего дошкольного возраста можно сделать вывод, что возраст от трех до четырех лет характеризуется высокой интенсивностью психического и физического развития. Дети приобретают следующие навыки: умение играть в простые игры, выполнение под руководством простой творческой работы, способностью ориентироваться в пространстве. В этот период у детей активно формируются память и внимание, понимание причинно-следственной связи, появляется воображение, формируются навыки социализации, развивается самооценка, появляется осознание половой принадлежности, активно развивается речь. В данный период происходит формирование произвольного поведения.
Воспитательная система школа - это целостная структура, которая способствует успешной деятельности воспитания и развития дошкольника. В дошкольном учреждении происходит нравственное становление воспитанников, формирование у них творческого мышления, ответственности.
Направления воспитательной работы: патриотическое; правовое; нравственное; художественно-эстетическое; трудовое; физическое; экологическое.
Приоритетным в воспитательной работе дошкольного учреждения являются:
- реализация личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательном процессе;
- привлечение детей к национальной и мировой культуры;
- сохранения нравственного и физического здоровья подрастающего поколения воспитание патриотизма, общественных качеств личности;
- обеспечение педагогических условий для социализации дошкольников, воспитание в них жизненной компетентности.
Воспитание – это органичный ценностно-целевой блок и приоритет модернизируемого образования, определяющий содержание, формы, методы обучения, адекватные основным воспитательным ценностям; качественный показатель образовательной деятельности; деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Цель воспитания – формирование и развитие, прежде всего Человека - творческого, самостоятельного, социально ответственного, коммуникативного, с развитой потребностной сферой познания окружающего мира и самопознания; самореализации с учетом индивидуальности; самосовершенствования, саморазвития и самовоспитания; Человека чести, социальной справедливости, заботящегося об окружающих людях, природе, о сохранении и развитии культуры; гражданина малой и большой Родина и гражданина Мира, Человека - профессионала нового мышления.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдулова Т. П. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Т. П.Авдулова. - М.: ИЦ Академия, 2017. - 336 c.
2. Айсина Р.. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р.Айсина, В.Дедкова, Е. Хачатурова // Ребенок в детском саду. – 2018. - № 5. - С. 49 - 53.
3. Арнаутова Е. П. Практика взаимодействия семьи и детского сада : учеб. пособие / Е. П. Арнаутова. - М.: Владос, 2018. – 68 с.
4. Бабунова Т. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие / Т. А. Бабунова - М.: ТЦ Сфера, 2017. - 208 с.
5. Бардовская Н. Е. Педагогика: учеб. пособие / Н. Е. Бардовская, А.А. Реан. - М.: СПб, 2016. - 304 с.
6. Баюта М. Б. Возрастная психология: учеб. пособие / М. Б. Баюта. - М.: Логос, 2016. - 306 с.
7. Балабанова Г.А. Формирование целостного миропонимания старшего дошкольника / Г.А. Балабанова // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2015. – № 24. – С. 18-23.
8. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. С. Белкин. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 192 с.
9. Буторина М. Монтессори - материал: Школа для малышей / М.Буторина, Е. Хилтунен. – М.: Мастер, 2012. – 80 с.
10. Венгер Л.А. Домашняя школа мышления / Л.А. Венгер. – М.: Знание, 2009. – 80 с.
11. Венгер Н.Б. Об усвоении ребенком систематизации внешних свойств предметов / Н. Б.Венгер. – М.: Простор, 2014. – 144 с.
12. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации / П.Я. Гальперин // Вопросы психологии. – 2018. – №6. – С. 25-32.
13. Гогоберидзе А. Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов / А. Г. Гогоберидзе. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
14. Голованова Н.Ф. Воспитание и социализация: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Ф.Голованова. - М.: Речь, 2014. - 272 с.
15. Зинченко В.П. Формирование зрительного образа / В.П. Зинченко, Н.Ю. Вергилес. – М.: МГУ, 2019. – 106 с.
16. Катаева А.А. Дошкольная олигофренопедагогика / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: Просвещение, 2017. – 134 с.
17. Маленкова Л. И. Теория и методика воспитания. учеб. пособие / Л. И. Маленкова. - М.: Педагогическое общество России, 2014. - 480 с.
18. Миронов А. В. Актуальные вопросы воспитания дошкольников / А. В. Миронов // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - №11. - С.3-8.
19. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред.и стар. групп дет. Сада: Кн. Для воспитателей дет. Сада / С. Н. Николаева. -3-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 310 с.
20. Мещерякова С. Ю. Дошкольная педагогика: учебник и практикум / С. Ю. Мещерякова. - М.: Юрайт, 2017. - 284 с.
21. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 304 с.
22. Рузская А.Г. Развитие восприятия формы у детей дошкольного возраста // Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве / А.Г. Рузская. – М.: Просвещение, 2019. – 271 с.
23. Седова Л. Н. Теория и методика воспитания / Л. Н. Седова. - М.: Высшее образование, 2016. - 206 с.
24. Уроки Монтессори / Ред. А. Сватовская. – СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2017. – 63 с.