Фрагмент для ознакомления
2
В психологии человека внимание имеет высокое значение, так как оно присутствует во всех психических процессах и психических состояниях человека. При постоянном притоке большого количества информации человек может сконцентрировать свой интерес только на малой её части. Лишь эта часть внутренних ощущений и внешних впечатлений акцентируются на¬шим вниманием, проявляется в качестве образов, сохраняется памятью, становится частью раздумий.
Внимание – целенаправленность и концентрация сознания человека на определенных объектах или действиях, при этом не отвлекаясь на другие.
Внимание – это процесс сознательного и/или бессознательного отбора небольшой части информации, воспринимаемой сенсорной системой, и игнорирования большей её части. Избирательный характер психики человека – это и есть само внимания. В результате экспериментов ученых было выяснено, что слова или фразы, имеющие особое значение для человека (имя, место, связанное с счастливыми воспоминаниями), проще выявить из шума, так как на них уже есть определённый «маячок» для внимания.
Есть определённые свойства внимания, которые влияют на восприятие получаемой информации:
1. Устойчивость – это способность человека в течение продолжительного времени сосредотачивать свой интерес на одном объекте или определенной деятельности.
2. Концентрация – это степень сосредоточенности интереса человека на определенном объекте или действии.
3. Переключаемость – это способность человека быстро переходить от одного вида деятельности к другому, не теряя своей производительности.
4. Распределение – способность удержать в сознании несколько действий или объектов одновременно.
5. Объём – количество информации/объектов, которое сознание человека имеет возможность одновременно усвоить.
Развитие и воспитание внимания у человека протекает в несколько этапов. В первый месяц жизни у человека доминирует непроизвольное внимание, которое осуществляется с помощью наследуемых механизмов. С 3 месяца жизни человек проявляет повышенный интерес к окружающим его предметам, объектам, этот период сопровождается появлением базовых рефлексов – ориентирование в пространстве, начинают закладываться непроизвольные признаки внимания. В дальнейшем, первый год жизни ребенка сопровождается активным познанием окружающего мира, на 2-3ем годах идет развитие произвольного внимания вследствие речевого воздействия взрослых людей; на 4-5 годы жизни начинает развиваться способность сосредоточения внимания под воздействием взрослых, в 5-6 лет возникает самостоятельная фокусировка внимания, детализация и анализ различных предметов, и только в школьном возрасте идет процесс совершенствования волевого и произвольного видов внимания; по достижению 18-20 лет изменения во внимании становятся все более плавными.
Теперь подробнее остановимся на вопросе физиологических и психических особенностей развития детей дошкольного и младшего школьного возрастов.
Психологические особенности детей дошкольного возраста зависят от появления потребностей, среди которых можно выделить: общение, эмоции, впечатления, физическую активность. За счет налаживания коммуникаций, физической активности, ребенок постепенно осваивает новые навыки, умения. В результате процесс социализации происходит не пассивным образом, а путем инициативного познания. Получение новых эмоций, впечатлений стимулирует развитие умственной деятельности. Знакомство с окружающим миром не просто способствует получению положительных эмоций, а пробуждает заинтересованность. У детей 5–6 лет тяга к развитию велика, что приводит к повышенному интересу получения новых навыков. Через 1–2 года нехватка знаний будет восполнена в школе. Большинство детей с 3–4х лет идут в детский садик, где контактируют со сверстниками, воспитателями. Психология дошкольника находится на начальной стадии. Он начинает проявлять заинтересованность к окружающему миру, задает множество вопросов. Развитие затрагивает память, ум, нервно-психическую сторону, скрытые таланты. Малыш в игровой форме познает общественные нормы поведения, устанавливает контакт с окружающими.
Можно выделить несколько психологических особенностей, которые свойственны детям дошкольного возраста:
способность образного решения задач;
намеренное применение психических процессов, возможность управлять, контролировать реакцию на окружающую ситуацию, возможность ее оценивать, прогнозировать;
формирование самооценки;
активное становление речевого аппарата;
сознательное восприятие установленных поведенческих и общественных норм;
подготовленность к учебному процессу в школе на психологическом уровне.
В 3 года у младших дошкольников прекращается активное формирование речевого аппарата, а в памяти ребенка уже отложилось около 1000 слов, смысл и значение которых он понимает. В 5–6 лет поведение и мышление детей значительно отличается от младших дошкольников. Между родителями и ребенком устанавливается понимание, гармония, становится проще общаться, понимать друг друга. Именно в этом возрасте дети особенно нуждаются в любви, заботе, начинают чувствовать привязанность, любовь к другим людям. Начинают проявляться творческие навыки. Память больше не является непроизвольной, в поступках проявляется собственное желание. В 5–6 лет дошкольник может принимать участие в диалоге окружающих, вникать в смысл обсуждаемого, высказывать обоснованное мнение.
В возрасте 4–6 лет начинается фактическое развитие личности. Формируется самооценка, проявляются переживания, беспокойство за происходящее, за то, как он выглядит в глазах окружающих. Ребенок начинает ставит перед собой небольшие цели, мотивировать себя на их достижение.
Дети с 5 лет становятся более уравновешенными, спокойными, не проявляют эмоций и вспыльчивость без повода. Это остается в младенческом возрасте. Ребенок адекватно реагирует на проблемы, трудности, прекращает драматизировать, впадать в панический страх перед неизведанным. Не менее важна самооценка. Самопознание строится на основе отношения родителей к малышу. Главное, чтобы мама и папа проявляли поддержку в любых начинаниях, были детям настоящими друзьями. Стоит почаще разговаривать с детьми на дружеской ноте, интересоваться их мнением, спрашивать совета. Малыш научится открыто высказывать мнение и не будет этого бояться.
Физиологические особенности детей дошкольного возраста. Костная система. Скелет человека выполняет опорную функцию, защищает внутренние органы от различных сотрясений и ударов. Эту же функцию выполняет череп относительно мозга. В костной ткани ребенка содержится значительное количество воды и только 13% минеральных солей. Это придает костям эластичность и предохраняет их от переломов при частых падениях и ушибах. Позвоночный столб дошкольника состоит в основном из хрящевой ткани. Поэтому он очень податлив и может легко подвергаться искривлениям, например при неправильном положении тела во время сидения за столом, если мебель не соответствует росту ребенка и т. д. Родители должны учитывать это, чтобы обеспечить нормальное физическое развитие детей. Костная система детей до семи лет, в отличие от взрослых, характеризуется незавершенностью костеобразовательного процесса. Поэтому необходимо тщательно оберегать развитие костного скелета, предупреждая возникновение деформаций позвоночника, грудной клетки, костей таза и конечностей. Чрезмерная физическая нагрузка отрицательно сказывается на развитии скелета, задерживает рост костей и вызывает их искривления. Умеренные по нагрузке и доступные для данного возраста физические упражнения, наоборот, стимулируют рост костей, способствуют их укреплению. Особенно полезны упражнения в лазании, беге, прыжках и различные подвижные игры. Мышечная система. У детей дошкольного возраста мышечная система развита еще очень слабо. Прежде всего, у них развиваются и начинают функционировать крупные мышечные группы. Причем мышцы-сгибатели развиты несколько больше, чем разгибатели. Поэтому дети 3—4 лет довольно часто принимают неправильные позы — голова опущена, плечи сведены вперед, спина сутулая. К пяти годам у ребенка значительно увеличивается мышечная масса (особенно нижних конечностей), возрастают сила и работоспособность мышц. Однако дети еще не способны к значительному мышечному напряжению и длительной физической работе. Работа с попеременным напряжением и расслаблением мышц меньше утомляет ребенка по сравнению с той, которая требует статических усилий (удержание тела или отдельных его частей в определенном фиксированном положении). Поэтому длительное стояние или сидение всегда утомляет ребенка. Динамическая работа способствует активному притоку крови не только к мышцам, но и костям, что обеспечивает их интенсивный рост. Дети, которые достаточно двигаются, как правило, лучше физически развиты по сравнению с малоподвижными. Нормальное физическое развитие организма невозможно без всестороннего развития мускулатуры. Однако наряду с систематической тренировкой мышечного аппарата ребенка следует ограничивать для него мышечные напряжения, связанные с длительным сохранением неподвижного положения туловища. Учитывая быструю утомляемость мышц у дошкольников, нужно избегать чрезмерных физических усилий при выполнении упражнений и во время подвижных игр.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б.А. Ашмарин. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 235 с.
2. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии / Н.А
Бернштейн. – М.: Физкультура и спорт, 2017. – 186 с.
3. Боген М.М. Обучение двигательным действиям / М.М
Боген. – М.: Физкультура и спорт, 2015. – 234 с.
4. Волков Л.В. Система управления развитием физических
способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической
культурой и спортом / Л.В. Волков. – М.: Астрель, 2018. – 80 с.
5. Все для учителя физкультуры [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://spo.1september.ru/
6. Данько Ю.И. Основы возрастной физиологии мышечной
деятельности / Ю.И. Данько. – М.: Просвещение, 1980. – 284 с.
7. Для учителя физкультуры [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://www.uroki.net/
8. Железняк Ю.Д. Теория и методика обучения предмету
«Физическая культура» / Ю.Д. Железняк, В.М. Минбулатов. – М.:
Академия, 2014. – 272 с.
9. Зациорский В.М. Воспитание физических качеств / В.М.
Зациорский. – М.: Физкультура и спорт, 1967. – 236 с.
10. Косов А.И. Психомоторное развитие младших школьников / А.И. Косов. – М.: Академ Пресс, 2017. – 264 с.
11. Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и
спорта / В.С. Кузнецов, Ж.К. Холодов. – М.: Академия, 2018. –
480 с.
12. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в
физическом воспитании и спорте: история, теория, экспериментальные
исследования / В.И. Лях // Теория и практика физической культуры.
– 1996. – № 1. – С. 16 – 23.
13. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников /
В.И. Лях. – М.: Физкультура и спорт, 2017. – 114 с.
14. Максименко A.M. Основы теории и методики физической
культуры / А.М. Максименко. – М.: Физкультура и спорт, 2018 –
328 с.
15. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры /
Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 2017. – 412 с.
16. Начинская С.В. Спортивная метрология / С.В.
Начинская. – М.: Академия, 2015. – 240 с.
17. Приказ Министерства спорта РФ от 19 января 2018 г. N 24 "Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта "горнолыжный спорт"
18. Приказ Минспорта России № 774 от 07.09.2018 "Об утверждении программы развития горнолыжного спорта в Российской Федерации на 2018-2022 годы"
19. Российское образование. Федеральный портал [Электронный
ресурс]. – Режим доступа: http://www.edu.ru/
20. Солодков А. С. Физиология человека / А.С. Солодков,
Е.Б. Сологуб. – М.: Терра – Спорт, 2018. – 520 с.
21. Столяренко Л. Д. Основы психологии / Л.Д.
Столяренко. – М.: Феникс, 2017. – 672 с.
22. Физкультура в школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://fizkulturavshkole.ru/