Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Семья незаменима для развития ребенка. Семья для ребенка - это место его рождения и основная среда обитания. При работе образовательных учреждений, администрация опирается на основные законы и нормативные документы РФ, которые приведены в соответствие с нормами международного права, где воспитание, образование и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей. В полном соответствии с нормами международного права, Конституцией РФ утверждается равная обязанность родителей заботиться о детях (Конституцией РФ ст. 38.2, а Семейный кодекс РФ, говорит об обязанностях супругов заботиться не только о благосостоянии, но и о развитии своих детей (Семейный кодекс РФ ст. 31.3).
В основе Федерального Государственного Образовательного Стандарта стоит оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Опираясь на Стандарт в учреждениях максимально созданы условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа коллектива учреждения по реализации образовательной программы обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение молодых отцов на всех этапах детства, обеспечивая равноценное участие родителей в образовательном процессе.
1. Теоретические аспекты развития родительских компетенций
1.1.Проблема развития родительских компетенций
В нашем обществе принято учиться, обучаться, повышать квалификацию, получать образование. Но одна из важнейших функций взрослого человека – родительство – формируется зачастую стихийно. Родителями не рождаются, ими становятся, но на мам и пап нигде не учат.
Каждое следующее поколение теряет все больше традиционных ценностей, подменяя их актуальными для своего времени приоритетами. Взамен утраченных традиций воспитания мы не получили ничего, и молодые матери вынуждены самостоятельно искать ответы на возникающие ежедневно вопросы, касающиеся развития и воспитания детей. Практика показывает, что большинство проблем, возникающих в отношениях между родителями и детьми (начиная с младенческого возраста), – результат недостаточной родительской компетентности. Родители, будучи недостаточно осведомленными в вопросах развития и воспитания детей, вынуждены строить предположения и догадки, пользоваться подсказками друзей, советами бабушек, которые, иногда, фатально ошибочны.
Еще недавно для «успешного» родительства было вполне достаточно стихийных педагогических знаний. Сейчас нынешнему поколению родителей требуется более глубокая психолого-педагогическая компетентность в вопросах воспитания, так как современная жизнь сопровождается множеством неблагоприятных факторов.
Отец и мать первыми открывают ребенку мир дома и семьи. А.Д. Кошелева считала, что близкий взрослый, и, прежде всего мать как близкий «друг», посредством своей естественной природной компетентности задает направление становлению «базового жизненного опыта» ребенка в первые годы его жизни [24].
Современное российское общество и государство делают родителя полноценным субъектом образования и воспитания ребенка. За родителями на законодательном уровне закреплено преимущественное право на воспитание детей, кроме того определено обязательство по передаче детям «основ физического, нравственного и интеллектуального развития личности» (ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации», ст. 44).
Однако обязанности, связанные с реализацией данного права, требуют от родителей достаточно высокого уровня развития психолого-педагогической компетентности, и это представляет трудность для многих родителей. Многолетний опыт исследования психолого-педагогической компетентности позволяет утверждать, что, несмотря на обилие информации по проблемам воспитания детей и наличие разнообразных обучающих программ для взрослых, уровень психолого-педагогической компетентности родителей остается достаточно низким [2].
Понятие психолого-педагогической компетентности родителей изучается в русле компетентностного подхода, который в наше время получает все большее распространение. Этот подход предполагает, что ценность представляют не сами знания, умения и навыки, а готовность их использовать, кроме того, важной становится способность находить и применять знания самостоятельно. Анализ последних исследований и публикаций по рассматриваемой проблеме позволяет говорить о психологопедагогической компетентности как о многомерном и многогранном явлении, обусловленном самыми разными факторами культурно-исторического, социально-экономического, психологического и прочего происхождения [3].
Однако на сегодняшний день, несмотря на достаточное освещение общих вопросов, связанных с психолого-педагогической компетентностью, в трудах В. С. Безруковой, С. Велде, Ю. Н. Емельянова, В. Г. Зарубина, В. Н. Зимина, И. А. Зимней, Н. В. Кузьминой, Е. И. Огарева, Ю. Г. Татур, О. Н. Ярыгина и других исследователей и обращение к вопросу о родительской компетентности таких авторов, как Р. В. Овчарова, Е. А. Кабанченко, Е. И. Захарова, И. А. Меркуль, С. С. Пиюкова, А. В. Анисимова, психолого-педагогическая компетентность родителей все еще не получила исчерпывающего анализа и не имеет точного определения.
Анализ современных исследований, посвященных изучению феномена компетентности, показал, что большинство авторов понимает компетентность как личностную характеристику (способность или свойство), которая отражает интеграцию трех основных компонентов в определенной предметной области: личностных качеств (включая ценности); когнитивной составляющей (интериоризированные, активные или мобильные знания); организационнодеятельностных способностей (умений). С опорой на данную структуру можно рассматривать психолого-педагогическую компетентность как интегральную характеристику, основанную на фундаментальных психолого-педагогических знаниях и приобретенном практическом педагогическом опыте деятельности, проявляющихся в единстве с личностными качествами, а родительскую компетентность — как индивидуально-психологическое образование, выражающееся единством теоретической и практической готовности к осуществлению родительской деятельности [22].
1.2. Функции и формы педагогического просвещения родителей в условиях современной начальной школы
Занимаясь педагогическим просвещение родителей учитель сам повышает свое мастерство, стремиться к совершенствованию умений диагностировать проблемы семьи, выявлять ее воспитательный потенциал, закрепляет навыки работы с конкретной проблемой семьи, совершенствует умения разрабатывать и осуществлять программу коррекции семейных отношений в сотрудничестве с родителями и детьми, привлекая при необходимости других специалистов. В ходе педагогического взаимодействия осуществляется постоянный обмен информацией между педагогами и родителями о ситуации развития ребенка в каждый конкретный момент времени, что способствует, в свою очередь, формированию умения понять траекторию развития личности ребенка в семье и спланировать совместно с родителями перспективу этого развития, умений организовывать разнообразные формы сотрудничества родителей и детей с образовательным учреждением в учебное и внеучебное время [12].
Реализация данных функций возможна только в том случае, если педагог умело владеет необходимыми методами, приемами и формами на этапе просвещения и информирования родителей с целью повышения их педагогической культуры. Учитель начальных классов стремится расширить представления родителей о возрастных особенностях развития детей, о роли родителей в формировании эмоционального образа обучающегося, способствует формированию необходимых знаний, умений и навыков для организации занятий в условиях семьи. Как отмечает в своих исследованиях Т.К. Ким, педагогическая культура родителей предполагает знания по педагогике, психологии, медицине, праву, их осведомленность относительно программ и методик воспитания, ценностно-нравственное сознание, понимание своей роли, ответственности за воспитание, педагогические убеждения [14].
Систему педагогического просвещения необходимо разрабатывать так, чтобы помочь родителям, во-первых, познать их собственную роль в воспитании детей, во-вторых, познать характер отношений с детьми, и, втретьих, обучить различным приемам и методам, которые они смогут применить в своей воспитательной деятельности. Все вышесказанное подтверждает необходимость целенаправленной деятельности учителя начальных классов по повышению педагогической культуры родителей. В своей работе учитель начальных классов использует целый комплекс методов и форм работы для повышения педагогической культуры родителей, начиная с изучения семьи и заканчивая просветительской деятельностью. Основными методами изучения семьи являются: наблюдение; анкетирование; тестирование; беседа; анализ детских рассказов, рисунков о семье. Для достижения поставленных целей, для налаживания контакта с родителями, разворачивания диалога, информирования о событиях в школе учитель подбирает разнообразные формы работы — родительское собрание, лекторий, посещении семьи, индивидуальные тематические консультации, открытые уроки и другие.
Традиционной и распространенной формой взаимодействия с родителями является родительское собрание, которое проводится периодически один-два раза в четверть. Учитель совместно с родителями планирует воспитательную работу в классе, обсуждаются задачи, подводятся итоги учебно-воспитательной работы, принимаются решения. В практической деятельности современной школы при проведении родительского собрания используются новые, нетрадиционные формы, например, тематический «Устный журнал», которые помогают не только активизировать внимание родителей, но и повысить интерес к воспитанию и обучению детей.
Родительский лекторий также можно отнести к универсальным формам педагогического просвещения и взаимодействия с родителями. Он помогает повысить компетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей, способствует сплочению родительского коллектива в классе за счет объединения усилий в подготовке лектория, выборе тематики лекций, подборе лекторов из числа специалистов и самих родителей. При выборе темы и формы проведения лекториев и родительских собраний важно руководствоваться не только возрастными особенностями детей, но и возможностями, интересами и запросами родителей, а также ориентироваться на цели и задачи учебно-воспитательного процесса школы, конкретного класса. Сначала учитель должен осуществить подготовительную работу – провести анкетирование (родителей), изучить научно-методическую литературу по данной теме, при необходимости пригласить специалистов (психологов, врачей и др.).
После проведения подготовительной работы начинается обсуждение конкретной проблемы: выделяют проблему, определяют причины ее возникновения, предпринимают попытку ее теоретического разрешения, обсуждают любые варианты, прогнозируют возможные последствия, и обязательно учитель должен дать рекомендации [15].
2. Практические аспекты организации педагогического всеобуча для родителей как фактора повышения педагогической культуры родителей
2.1. Программа родительского всеобуча
Воспитание гражданина начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют важное значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
В «Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2022 года» в качестве одной из приоритетных задач выделяется всестороннее укрепление института семьи как формы наиболее рациональной жизнедеятельности личности и ее нормальной социализации. Наиболее актуальным на сегодняшний день становится повышение педагогической культуры родителей. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль призван сыграть родительский всеобуч. Ведущую роль в организации родительского всеобуча играют классные руководители, заместитель директора по воспитательной работе, социально-психологическая служба школы.
Формы взаимодействия семьи и школы могут быть разнообразны: лекции, конференции, практикумы, педагогические диспуты, родительские собрания (классные и общешкольные), переписка с родителями, вечера – встречи, родительские чтения, коллективные поездки и походы, семинарские занятия, собрание отцов, гостиная для мам, "круглые столы", ролевые и деловые игры, индивидуальные беседы и консультации.
Отбор материала для программ родительского образования подчинен нескольким принципам:
Актуальность – изучаемый материал должен быть современным, актуальным на данном этапе
Доступность - материл, отобранный для изучения, должен быть доступен родительскому восприятию, соответствовать интересам родителей и возрастным особенностям их детей-школьников.
Вариативность - формы проведения занятий родительского всеобуча должны быть активными, разнообразными, с привлечением родительской общественности и специалистов по правовым, медицинским вопросам.
Тактичность - содержание деятельности педагога, построение отношений с родителями в ходе совместной работы должны носить преимущественно деловой характер, исключающий обсуждение личности ребенка и его семьи. Тактично обсуждаются и оцениваются исключительно поступки ребенка, динамика его развития, эмоциональные реакции и т.п.
2.2.Анкетирование родителей детей начальных классов
XXI век внес свои коррективы не только в современную жизнь во всем ее многообразии, но и в различные сферы жизнедеятельности человека. Не осталось в стороне и образование. В школах России стали укрепляться новые тенденции и направления деятельности всех участников образовательного процесса.
Школа и семья стали проявлять заинтересованность в развитии сознательной и активной деятельности ученика.
Процесс воспитания стал приобщением к этнокультурному коду, к культурным образцам, к культурным сокровищам, которые есть и в глобальной цивилизации, и в нашей российской культуре.
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы воспитание было успешным и помогало совершенствованию личностных качеств ребенка?
Ответ очевиден. Только активное участие родителей в жизни школы повлияет на развитие образования в целом и расширит состав участников образовательного процесса, ответственных и лично заинтересованных в его положительном результате.
Тесная и взаимовыгодная работа по всеобучу будет содействовать повышению авторитета родителей в семье, повысит самооценку учащихся, чьи родители уважаемы и востребованы в школе, что, несомненно, будет способствовать сближению взрослых и детей.
Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. При этом школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума.
Заключение
Исходя из всего вышеизложенного, можно заключить следующее. С внедрением ФГОС в программу общего образования включена не только обязательная часть, но и часть, формируемая участниками образовательного процесса, к которым, конечно же, относятся и родители обучающихся [ФГОС 2009: 17]. В настоящее время при рассмотрении взаимодействия семьи и школы, как равноправных участников образовательного процесса, исследователи особое внимание уделяют работе с семьей.
Педагогическое просвещение родителей – это одно из важных направлений работы школы, которое помогает не только воспитанию ребенка как личности, но и способствует раскрытию творческого потенциала родителей, совершенствованию семейного воспитания. Для повышения педагогической культуры родителей важно активно включать их в учебно-воспитательный процесс школы, создавать необходимые условия для привлечения семьи к сопровождению ребенка в образовательном процессе.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Адушкина К. В., Лысова Р. Р. Психолого-педагогическая компетентность родителей // Актуальные проблемы психологии личности : сб. науч. тр. — Екатеринбург, 2018. — С. 20—24.
2. Александрова Е.А. Как открыть школу родителям и для родителей // Народное образование. 2008. № 5 (1378). С. 219-224.
3. Бабина О.А. Педагогическая культура родителей как условие успешного воспитания // Вестник социально-гуманитарного образования. 2014. № 3. С. 60- 66. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22611491_8 4323556.pdf (дата обращения: 30.09.2018 г.)
4. Герасименко Ю. А. Инклюзивное коммуникативное пространство в условиях дополнительного образования // Сборник материалов 2-й Всерос. науч.-практ. конф. «Культура и социальная ответственность: создание инклюзивного пространства». — Екатеринбург, 2017. — С. 32—36.
5. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М.: ООО Астрель, 2006.
6. Гладкова Ю. А. Педагог и семья: проблемы взаимодействия // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 4. - С. 103 - 110.
7. Головина Г.Н. Семья - забота общая. [Текст] / Г.Н. Головина.- М., 2010.- С.136.
8. Гуслова М. Н., Стурс Т. К. Психологическое изучение матерей, воспитывающих детей-инвалидов // Мир. — 2012. — № 6. — С. 24—32.
9. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Л. Г. Проекты в работе с семьей. Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2012
10. Дивицына Н.Ф. «Семьеведение», М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 325с.
11. Доронова Т.Н., Глушкова Г.В., Гризик Т.И., Ерофеева Т.И., Кузнецова Г.В. Вместе с семьей. – Москва: «Просвещение» - 2006 год.
12. Ермакова Л.А., Кулакова Е.А., Зубова Г.Г., Арнаутова Е.П. Преемственные связи ДОУ, школы и родителей. – М., 2006.
13. Желтонова, Ю.А. К вопросу об условиях достижения взаимопонимания в общении. Сборник научных работ молодых ученых / Ю.А.
14. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. – 2011. – № 7-2. – с. 192-196.
15. Ким Т.К. Семья как субъект взаимодействия со школой: учебное пособие. М.: МПГУ, 2013. 166 с. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_35262146_10900552.pdf (дата обращения: 25.02.2019 г.)
16. Косарева А. А., Фоминых Е. С. Организационно-содержательные аспекты психолого-педагогического сопровождения семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Концепт : науч.-метод. электрон. журн. — 2017. — Т. 35. — С. 79—84. — Режим доступа: http://eкoncept.ru/2017/771187. htm.
17. Лукина Л.И. Путь к здоровью ребенка лежит через семью. - Журнал
18. Миклякова Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. – М., 2006.
19. Мудрик А.В. «Социальная педагогика: учеб. Для студ. Пед. Вузов»/ под ред. В.А. Сластелино. – 5-е изд., допол. – М.: издательский центр «Академия», 2005. – 200с.
20. Недвецкая М. Н. Теория и практика организации педагогического взаимодействия школы и семьи. М. : Перспектива, 2011. 152 с.
21. Новикова Л.И. Педагогика воспитания. Избранные педагогические труды. М.: «ПЕР СЭ». 2010. — 336 с.
22. Основы семейного воспитания / Под ред. В.П.Сергеевой. – М.: Академия, 2010. –192 с.
23. Сергеева Д.В. Задачи и основы семейного воспитания // В кн.: Энциклопедия семейного воспитания и обучения. / Д.В. Сергеева. – СПб. 2008 г. – 243 с.
24. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М. : Просвещение, 2009. 45 с.
25. Фрейд З. Введение в психоанализ: курс лекций. / З. Фрейд. – К.: «Основы», 1998г. – 709 с.
26. Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. / С.Н. Щербакова. – М., 1998. – 23 с.
27. Эриксон Э. Психологический кризис развития в отрочестве и юности // Подросток и семья: хрестоматия / под ред. Д. Я. Райгородского. / Э. Эриксон. – Самара: Издательский Дом БАХРАХ-М, 2003. – с. 3-13.