Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Политическая динамика в современном мире обусловлена спецификой его качественных характеристик как сложного, неустойчивого, «текучего» (З. Бауман) состояния.
Этот мир адресует многочисленные вызовы политическим институтам и структурам, вынуждая последние либо приспосабливаться к новым реалиям окружающей среды, либо радикально трансформироваться в соответствии с новыми принципами и возможностями функционирования и развития.
Своевременная реакция на дестабилизирующие вызовы (внутренние и внешние) призвана сохранить управляемость системы при ее качественном обновлении.
Реформистские способы такого обновления принято считать гораздо более надежными и эффективными, нежели радикальная смена системы со всеми сопутствующими этому процессу политическими и иными издержками.
Цель – изучить политическую систему Российского общества. Задачи:
провести теоретическое исследование основ политической системы;
изучить развитие понятия «политическая система»;
описать компоненты политической системы;
исследовать изменения политической систем;
выявить проблемы политического реформирования;
изучить соотношение политической системы и гражданского общества.
Объект – российское общество. Предмет политическая система Российского общества.
В исследовании использовались следующие методы: системный; структурный; функциональный; информационный; аксиоматический; выборочный; методы синтеза и анализа.
1. Теоретические основы исследования политической системы
1.1. Развитие понятия «политическая система»
С начала 80-х гг. ХХ в. категория «политическая система» стала утверждаться в философской, политической литературе советского общества. Но все же иначе, чем в зарубежной политической науке [1].
В соответствии с марксистским подходом обусловленности политической надстройки экономическим базисом, социально-классовой структурой общества политическая система четко связывалась с определенным типом формации.
Политическая система общества определилась как сложный комплекс государственных институтов, политических партий, общественных организаций, в рамках которой происходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная и общественная власть.
Из приведенного определения просматривается абсолютизация институционального подхода и сужение масштабов и взаимодействия политической системы с другими социальными структурами общества, элиты и политических лидеров.
Политическая система общества - это не соединение классов, наций, других социальных групп и личностей, как это иногда утверждают. Ее компонентами выступают не социальные группы и личности, а прежде всего определенные институты (организации, объединения, учреждения), представляющие интересы тех или иных слоев, классов и являющиеся участниками политики, политических отношений.
Политическая система взаимодействует с целым рядом других подсистем: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные ресурсы наряду с ее природным окружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением.
Центральное положение политической системы, ее отличие от других систем общества заключается в следующем:
а) она является универсальной по охвату данного общества своим воздействием, распространяющимся на всех его членов;
б) она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения;
в) ее право выносить обязывающие решения принимается в качестве легитимного;
г) ее решения являются авторитетно-властными, несущими в себе силу легитимности и существенную вероятность того, что им подчинятся.
Рис. 1. Характеристики политической системы
По мнению Л.П.Рассказова - политическую систему общества можно рассматривать в узком и широком смысле.
В первом случае (в узком смысле) под политической системой общества подразумевается совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, профсоюзов, экономических структур и т.п.), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.
Такое понятие политической системы, по сути, тождественно понятию политической организации общества.
Во втором случае (в широком смысле) под политической системой следует понимать систему (сферу) всех политических явлений, которые существуют в обществе [2].
Понятием «система» обычно охватывается, по меньшей мере, следующее:
1) множественность элементов;
2) их взаимосвязь и взаимодействие (а это, естественно, не исключает их автономии);
3) целостный характер всего многообразия составных элементов системы;
4) связь системы со средой [3].
1.2. Компоненты политической системы
Политическая система включает в себя компоненты различного профиля. К ним относятся не только организации и институты, но и компоненты, представляющие собой лишь отношения и процессы. Речь идет о пяти сторонах политической системы: институциональной (организации, учреждения, институты.
Здесь было бы уместно отметить, что относительно новым является взгляд, в соответствии с которым, к компонентам политической системы относятся преступные сообщества. Не всеми учеными разделяется такой подход.
Однако нельзя не согласиться, что некоторые из криминальных сообществ, обладая значительными денежными средствами, полученными от торговли наркотиками, проституцией, хищений, способствуют коррупции, оказывают давление на органы не только исполнительной, но и судебной власти.
Следует предположить, что, при отсутствии борьбы с коррупцией, некоторые должностные лица органов государственной власти, тесно с ней связанные, будут принимать решения выгодные не всему обществу, а узкому кругу лиц, входящих в организованные преступные сообщества. Именно поэтому следует признать, что эти сообщества относятся к политической системе общества [4]), регулятивной (нормы), функциональной (функции, политический процесс в системе, политический режим), идеологической (взгляды), коммуникативной (объединяющие связи).
В научной литературе, отечественной и зарубежной, нередко указываются четыре главные группы элементов политической системы:
1) политические институты (организации, учреждения);
2) политические отношения;
3) политические принципы и нормы;
4) политическое сознание и политическая культура.
Рис. 2. Группы элементов политической системы
Среди других элементов политической системы следует отметить политическую социализацию. Ее содержанием является включение личности в систему политических отношений, приобщение к политической жизни, усвоение ею политических знаний и опыта, развитие ее политической активности, формирование мировоззрения. Любая политическая система и любой из входящих в нее элементов имеют социальное содержание, являются отражением определенных социальных интересов. В этом ее сущность.
В юридической литературе высказываются и другие подходы к структуре политической системы. Например, компонентами (подсистемами) политической системы выделяют [5]:
а) организационный (институциональный), куда входят государство, политические партии, общественно-политические организации и движения, а также политические отношения, складывающиеся между ними;
б) регулятивный (нормативный), включающий в себя право, политические нормы и традиции, некоторые нормы морали и т.д.;
в) функциональный компонент, представляющий основные направления деятельности политической системы;
г) идеологический компонент, в виде политического сознания господствующего класса, идеологические и психологические характеристики системы.
Рис. 3. Структура элементов политической системы
Другие авторы при характеристике структурных компонентов выделяют:
а) относительно большое количество людей - граждан, в целом избирателей, обладающих разной политической культурой;
б) должностных лиц, решения которых являются обязательными;
в) государственный режим, правовые принципы, политические процессы, основные ценности, регулирующие работу системы;
г) территорию [4].
Функции политической системы в обобщенном виде проявляются в следующем:
а) определение целей и задач общества;
б) выработка программ его жизнедеятельности в соответствии с интересами правящих слоев общества;
в) мобилизация ресурсов общества в соответствии с данными интересами;
г) интеграция всех элементов общества вокруг общих социально-политических целей и ценностей;
д) распределение ценностей в обществе в соответствии с интересами господствующих, правящих классов и слоев.
Таким образом, можно смело утверждать, что политическая система - это универсальная управляющая система классового общества, компоненты которой связаны политическими отношениями и которая, в конечном счете, регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. . О Правительстве Российской Федерации : федер. конст. закон от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ. – URL: https:// rg.ru/2020/11/09/pravitelstvo-dok.html
2. О внесении изменений в статьи 6 и 11 Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» : федер. конст. закон от 9 ноября 2020 г. № 6-ФКЗ. – URL: https:// rg.ru/2020/11/11/prava-cheloveka-dok.html
3. О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» : федер. закон от 9 ноября 2020 г. № 367-ФЗ. – URL: https://rg. ru/2020/11/11/prokuratura-dok.html 19. О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» : федер. конст. закон от 9 ноября 2020 г. № 5-ФКЗ. – URL: https://rg.ru/2020/11/11/ks-dok. html.
4. О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы : федер. конст. закон от 8 декабря 2020 г. № 7-ФКЗ. – URL: https://rg. ru/2020/12/11/zakony-dok.html
5. О внесении изменений в статьи 1 и 16 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» и статьи 12 и 17 Федерального закона «О внешней разведке» : федер. закон от 9 ноября 2020 г. № 366-ФЗ. – URL: https://rg.ru/2020/11/11/fsb-dok.html
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 8 декабря 2020 г. № 429-ФЗ. – URL: https://rg.ru/2020/ 12/11/akty-dok.html
7. Аствацатурова М.А. Гуманизм российской гражданской идентичности в системе общественно-политического процесса // В сборнике: Научные исследования в сфере гуманитарных наук: открытия XXI века. Материалы XI Международной научно-практической конференции. 2021. С. 339-343.
8. Бакшевский Д.А. Сущность коррупции как социально-политического явления и формы ее проявления в системе государственного управления // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 3. С. 292-297.
9. Бугазов А.Х. Особенности формирования евразийской модели политической системы общества // Информация–Коммуникация–Общество. 2021. Т. 1. С. 336-340.
10. Воскресенский Ф.А. Проблемы судебного федерализма в политической системе современной России // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2021. Т. 11. № 2 (71). С. 491-501.
11. Глухова А.В., Сиденко О.А. Конституционная реформа - 2021: риски для политической системы РФ // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: История. Политология. Социология. 2021. № 1. С. 14-23.
12. Городков А.В. Политическая система: отдельные вопросы формирования и развития надстройки в Российской Федерации // Теория и практика современной науки. 2021. № 3 (69). С. 81-84.
13. Государство в политической системе общества: особенности и перспективы / Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Радченко Т.В. // Вестник экономической безопасности. 2021. № 1. С. 29-35.
14. Громыко С.В., Курячая М.М. Институты избирательного права как факторы модернизации политической системы и развития гражданской активности // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 58-62.
15. Дегтерев А.А. Причины совершения преступлений против основ политической системы // Российский следователь. 2021. № 1. С. 54-58.
16. Евсеева Л.И. Политическая система общества / В книге: Политология. Конспект лекций. Арканникова М.С., Евсеева Л.И., Зубко Д.В., Клюев Ю.В., Попов Д.Г., Сафонова А.С., Танова А.Г., Тараканова Т.С., Фокина В.В. Печатается по решению Совета по издательской деятельности Ученого совета Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Санкт-Петербург, 2021. С. 129-143.
17. Иванов П.В., Плотников Д.И. Стабилизация политической системы через государственную политику национального примирения // Вопросы национальных и федеративных отношений. 2021. Т. 11. № 2 (71). С. 522-528.
18. Курочкина Е.В., Сидорова Н.А. Возможности реализации языковой личности в системе политической коммуникации // Ученые записки национального общества прикладной лингвистики. 2021. № 1 (33). С. 7-14.
19. М.М. Сперанский: у истоков политической системы РФ / Матюхин А.В., Синчук Ю.В., Панин Е.В. // Журнал политических исследований. 2021. Т. 5. № 1. С. 117-132.
20. Медовичев А.Е. Армия и политическая система раннего Рима в современных зарубежных исследованиях // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: История. Реферативный журнал. 2021. № 1. С. 24-35.
21. Никоненко С.А., Пеньков В.Ф. Векторы развития гражданского общества и партийно-политической системы России вследствие конституционной реформы // Среднерусский вестник общественных наук. 2021. Т. 16. № 1. С. 156-174.
22. Организация власти в многоуровневых политических системах и обмен ресурсами: голоса, бюджеты, информация / Григорьев И.С., Декальчук А.А., Губайдуллина С.Ш. // Полис. Политические исследования. 2021. № 1. С. 169-181.
23. Основные векторы глобализации и эволюции политической системы КНР / Масабаев К., Дауен Д., Сейдин Н., Батырхан Б. // Центральная Азия и Кавказ. 2021. Т. 24. № 1. С. 7-22.
24. Пилипенко А.Д. К вопросу о месте и роли социально ориентированных НКО в политической системе современной России // Вестник Московского государственного областного университета. 2021. № 1. С. 133-145.
25. Санчат С.С. Исследование региональных политических систем в современной России: актуальность и перспективы // Вопросы политологии. 2021. Т. 11. № 3 (67). С. 760-766.
26. Танова А.Г. Политические партии и партийные системы / В книге: Политология. Конспект лекций. Арканникова М.С., Евсеева Л.И., Зубко Д.В., Клюев Ю.В., Попов Д.Г., Сафонова А.С., Танова А.Г., Тараканова Т.С., Фокина В.В. Печатается по решению Совета по издательской деятельности Ученого совета Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Санкт-Петербург, 2021. С. 156-168.
27. Чистобородов И.Г. Государственный совет российской федерации в системе политического представительства: традиции и новации // Избирательное законодательство и практика. 2021. № 1. С. 22-26.
28. Неклесса А. Небесный Вавилон. Гибридный мир и сирийская комбинаторика / А. Неклесса // Политические исследования. ПОЛИС. – 2016. – № 3. – С. 92–107.
29. Неклесса А. Окна в будущее : культура сложности и самоорганизации / А. Неклесса // Политические исследования. ПОЛИС. – 2015. – № 1. – С. 85–110.
30. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах / С. Хантингтон. – М. : Прогресс-Традиция, 2004. – 480 с.
31. Habermas J. Legitimationsprobleme im Spatkapitalismus / J. Habermas. – Frankfurt, Suhrkamp, 1973. – 195 S.
32. Beyme K. von. Die politischen Theorien der Gegenwart. Eine Einfuhrung. 7, neubearbeitete Aufl age / K. von Beyme. – Opladen, Westdeutscher Verlag, 1992. – 259 S.
33. Иноземцев В. Несовременная страна : Россия в мире XXI века / В. Иноземцев. – М. : Альпина Паблишер, 2019. – 404 с.
34. Фишман Л. Г. Рентное общество : в тени труда, капитала и демократии / Л. Г. Фишман, В. С. Мартьянов, Д. А. Давыдов. – М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. – 416 с.
35. Краснов М. А. Персоналистский режим в России : опыт институционального анализа / М. А. Краснов. – М. : Фонд «Либеральная миссия», 2006. – 180 с.
36. Хантингтон С. Политический порядок в меняющихся обществах / С. Хантингтон. – М. : Прогресс-традиция, 2004. – 480 с. 10.
37. Левада-центр : Россияне стали чаще говорить о важности гражданских прав // Новая газета. – 2019. – 20 нояб. (№ 130).
38. Глухова А. В. Концептуально-методологические основания политико-правового анализа конституционной реформы в РФ 2020 г. / А. В. Глухова, Д. В. Щеглова // Среднерусский вестник. – 2020. – № 6. – С. 88–102. 12.
39. Сиденко О. А. Конституционализм и поправки в Основной закон Российской Федерации 2020 (политологический анализ) / О. А. Сиденко, Д. В. Сосунов // Среднерусский вестник. – 2020. – № 6. – С. 103–118.