Фрагмент для ознакомления
2
В последние годы российское образование претерпело множество изменений. Правительство проводит многочисленные реформы в этой сфере. Значительно увеличивается объем информации, которую получают студенты, развивается методическая основа педагогики. В современных учебных заведениях широко используются интерактивные методы, а также современные средства получения информации: компьютеры, Интернет, интерактивные доски и многое другое.
В этих условиях важно активно применять новые подходы к обучению на практике. Из них наиболее эффективным и давно зарекомендовавшим себя является системно-деятельностный подход в образовании. В настоящее время он служит основой образовательного стандарта федерального государства.
Системно-деятельностный подход - это метод, при котором учащийся является активным субъектом образовательного процесса. В этом случае учитель важен для самоопределения ученика в процессе обучения. Основная цель системно-деятельностного подхода на уроках - стимулировать интерес человека к предмету и процессу обучения, а также развивать навыки самообразования. В конечном итоге результатом должно стать воспитание человека с активной жизненной позицией не только в учебе, но и в жизни. Такой человек умеет ставить цели, решать учебные и жизненные задачи, нести ответственность за результат своих действий.
Для достижения этой цели учителя должны понимать: педагогический процесс - это прежде всего совместная деятельность ребенка и учителя. Учебная деятельность должна строиться на принципах сотрудничества и взаимопонимания.
Федеральный государственный образовательный стандарт основан на системно-деятельностном подходе. ФГОС определяет новые задачи для учителей. Личностное развитие и обучение в соответствии с требованиями современного информационного сообщества. Развитие у студентов способности самостоятельно получать и обрабатывать информацию по учебной тематике. Индивидуальный подход к студентам. Развитие коммуникативных навыков у студентов. Методические указания по использованию творческого подхода при осуществлении образовательной деятельности.
Системный подход как основа ФГОС позволяет эффективно решать эти задачи. Основным условием реализации стандарта является включение обучающихся в такую деятельность, когда они самостоятельно выполняют алгоритм деятельности, направленный на получение знаний и решение возложенных на них учебных задач. Системный подход как основа федерального образовательного стандарта способствует развитию у детей самообразовательных способностей.
Как известно, частная методология любой науки раскрывается через набор методологических подходов и методов, которые используются в конкретных научных исследованиях, направленных на изучение различных явлений, составляющих предмет и объект этой науки. В то же время специфика современного этапа развития научного знания состоит в том, что решение исследовательских задач с точки зрения интеграции полученных знаний внутри и с точки зрения различных наук становится нормой.
Такая интеграция научных знаний приводит к обогащению отдельных научных методологий методами смежных наук, к активному заимствованию научных методов, их адаптации к специфике данной науки. Интегративность приобретает особое значение в понимании самоорганизующихся многомерных природных и социальных объектов, охватывающих практически все явления педагогической реальности. Поэтому, рассматривая как феномен образования в целом, так и его составляющие с точки зрения современной науки о целостности, он выступает в качестве основного методологического принципа. Этим объясняется разнообразие теоретико-методологических подходов, используемых в современной педагогике.
Возможность реализации образовательного процесса в рамках интегративного взаимодействия положительно меняет методологию образовательного процесса, характер субъект-субъектных отношений, профессиональные и личностные качества специалиста. Однако процесс активного расширения методологической базы научно-педагогических исследований при всей его закономерности и необходимости имеет свои негативные проявления.
Таким образом, согласно обобщению Н.В. Бордовской и А.А., межпарадигмальный, цивилизационный, средовой, герменевтический, эволюционно-гносеологический-логический, когнитивно-информационный, рефлексивный, синергетический, параметрический.
При этом авторы отмечают, что многие исследователи берут за основу несколько подходов, но «не всегда понимают, как объединить все составляющие в соответствии с логикой проводимого исследования, чтобы выявить причину и причину» -эффект взаимосвязи педагогических явлений и процессов».
Все ученые в области педагогики и управления образованием согласны с тем, что сегодня сводить образование к системе знаний, навыков и умений незаконно. Функции образования ставят личность студента на первое место в связи с современными потребностями общественного развития, что определяет методологическую важность личностного подхода, разработанного местными учеными и учителями с начала 1980-х годов, но особенно быстро он развивался в стране. , что привело к новому этапу в развитии российской образовательной системы.
Однако деятельность в силу своего внешнего «проявления», которое намного шире, чем структура личности человека, также более доступна для изучения и «исследования». Во многом это вызвало интерес учителей к нему и активное развитие подхода к деятельности, который в настоящее время является одной из основных методологических основ в контексте гуманизации образовательной сферы. в научных и педагогических исследованиях.
Однако важно учитывать, что именно обновление личностного подхода в педагогических исследованиях и образовательной практике потребовало реализации тесно связанного с ним деятельностного подхода. Деятельностный подход послужил методологической основой для многих технологий обучения, разработанных в 1980-х и 1990-х годах, таких как проблемное обучение, развивающее обучение, дифференцированное обучение, концентрированное обучение, модульное обучение, дидактическая игра, активное (контекстное) обучение и т. Д. ... Среди всех этих технологий, используемых как в общем, так и в профессиональном обучении, стоит отметить то, что они ориентированы не столько на область абстрактных знаний студента, сколько на область ориентировочных основ деятельности, в основном образовательные, через которые каждый проходит другие виды деятельности [4].
Однако связь обучения с развитием личности студента ясно показывает пределы применения деятельностного подхода.
Это вызвало новую волну интереса к подходу, основанному на деятельности, который наблюдался в домашнем обучении и педагогической психологии в течение последнего десятилетия. При этом новое понимание ее сущности и методических умений чаще всего выражается в использовании термина «подход к системной деятельности».
По его мнению, ряд научно необоснованных положений и предложений также был включен в стандарты, утвержденные на законодательном уровне. В качестве примера он приводит отсутствие единой основы для классификации результатов обучения, предлагаемых в стандартах, включая результаты по предметам, метапредметы и единицы. С точки зрения основного предмета обучения - ученика - его предмет и его метапредмет, по мнению А.В. Хуторский, это может быть только личное.
Это означает, что разделение академических достижений студента на личные, с одной стороны, и один предмет, который является мета-предметом, с другой, является противозаконным. Точно так же нет единой основы для классификации универсальных образовательных мероприятий, предлагаемых в стандартах (среди которых мы выделяем личную, нормативную, познавательную, коммуникативную деятельность), потому что все эти действия, выполняемые учеником, в первую очередь являются личными.
В то же время внедрение системно-деятельностного подхода в качестве нормативного метода обучения вызвало интерес к исследованию данного феномена. Существует понимание и активный поиск путей и методов реализации данного подхода в общеобразовательной практике в педагогической среде. Феноменологизация подхода к системной деятельности в образовании отражается также в том, что это понятие активно используется в научно-педагогических исследованиях.
Так В. В. Краевский, рассматривая проблему соотношения науки и практики, которая, по его мнению, является «главной и в некотором смысле единственной проблемой методологии педагогики, поскольку выражает сущность ее предмета», выделяет как методологические рекомендации по его исследованиям на общенаучном, системном и активном уровне. Это оправдывается тем, что «они обусловлены не только самой природой педагогики и практики, но и современными представлениями о науке в целом». В то же время он объясняет, что «было бы более точным различать подход системного действия, который объединяет представления о системных и основанных на действиях методов исследования явлений педагогических наук и практик» [3]
Системный подход является методологической основой стандартов основного общего образования для нового поколения. Главный результат системно-деятельностного подхода - развитие личности ребенка на основе развития универсальной учебной деятельности. Подход системного действия предполагает использование в начальной школе следующих технологий:
проблемно-диалогическая технология;
технология оценивания;
технология продуктивного чтения;
коллективные способы обучения (КСО);
технология развития критического мышления;
информационно-коммуникационные технологии;
технология проектного обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход в разработке стандартов нового поколения/ Педагогика М.: 2009 - №4. - С18-22.
2. Асмолов, А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования [Электронный ресурс] / А .Г. Асмолов. - 2011. - Режим доступа : #"justify">. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - М., 2006.
3. Жданко, Т. А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. [Электронный ресурс] : сетевой журн. / Т. А. Жданко. - 2012. - URL :
4. Петрова, М. А. Отличительные особенности компеттностного и системно-деятельностного подходов в образовании [Текст] / М. А. . Петрова // Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации : материалы науч.-практ. Интернет-конф. (Иркутск, 2-8 мая 2012 г.). - Иркутск : ИГЛУ, 2012. - С. 6- 12.
5. Золотуева, Е. И. Системно-деятельностный подход в преподавании алтайского языка [Текст] / Е. И. Золотуева, А. А. Мойсеенко // Системно- деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации : материалы науч.-практ. Интернет- конф. (Иркутск, 2-8 мая 2012 г.). - Иркутск : ИГЛУ, 2012. - С. 211-219.
6. Рябинина, Л. В. Системно-деятельностный подход в обучении эвенкийскому языку [Текст] / Л.В. Рябинина, А. А. Мойсеенко // Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации : материалы науч.-практ. Интернет- конф. (Иркутск, 2-8 мая 2012 г.). - Иркутск : ИГЛУ, 2012. - С. 231-239.
7. Ушева, Т. Ф. Индивидуальная образовательная программа студента в курсе «Региональная конфликтология» [Текст] / Т. Ф. Ушева// Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2012. - № 4. - С. 243-248. 8. Щедровицкий, Г. П. Организация. Руководство, управление. [Электрон- ный ресурс] / Г. П. Щедровицкий. - 2010. - Режим доступа : http://volovvolov.ru/wp-content/uploads/2011/02/organizaciya_schedrovickiy.pdf (дата обращения: 20.09.2012). деятельностный обучение учебный
9. Системно-деятельностный подход в разноуровневом вариативном образовании: проблемы, идеи, опыт реализации (на материале виртуального круглого стола Интернет-конференции (Иркутск, 2-8 мая 2012 г.)) [Электронный ресурс]. - 2012. - Режим доступа :
10. Хуторской А.В. Эксперимент и инновации в школе // №6 (2010)Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности. - 2010. - №6.
11. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М., Просвещение, 2008. - 151 с.
12. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М.,Просвещение, 2011. - 156 с.
13. Мельникова Е.Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика. // Образовательная система «Школа 2100» - качественное образование для всех. Сборник материалов. М., Баласс. 2006. С.144-180.
14. ФГОС: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе.
15. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. СПб. : Питер, 2009.
16. Краевский В. В., Бережнова Е. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия» 2006.
17. Краевский В. В., полонский В. М. [ред.]. Педагогическая наука и ее методология в контексте современности : сб. науч. ст. / под ред. В. В. Краевского, В. М. Полонского. М., 2001.
18. Ларионова И. А. Самореализация как системаобразующий фактор интегративной профессиональной подготовки специалистов // Педагогическое образование в России. 2011. № 4. С. 18—28.
19. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М. : Политиздат, 1977.
20. Фисенко Т. И. Системно-деятельностный подход в реализации стандартов нового поколения. URL: http://www.allbest.ru.
21. Хуторской а. В. Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся // Эйдос : интернет-журн. 2012. № 2. URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0329-10.htm.
22. Якиманская и. С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 31—38. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010.
23.Панфилова Л.Г. и др.Технология развития информационно-интеллектуальной компетентности.( ТРИИК).В.Новгород,2010.
24. Тимофеева Т.Ю.Как учебник помогает организовать учебную деятельность . Ж. «Начальная школа»№ 3- 2010.
25. Блохина Е.А.Подходы к решению задачи формирования УУД младших школьников.Ж. «Начальная школа плюс до и после», № 11-2010.
26. Романова О.Н.Формирование у школьников учебных действий самоконтроля и самооценки. Ж «Начальная школа» №12, 2010