Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования заключается в том, что находясь на определённом жизненном этапе, мы являемся частью того или иного коллектива (школьный, рабочий и т.д.). Каждый день мы общаемся с различными представителями этих групп, которые оказывают сильное влияние на формирование нашей личности.
Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач государства и общества является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Одним из требований ФГОС НОО является создание и развитие школьного ученического коллектива.
Отношения в коллективе – это не просто дружба – это «ответственная зависимость». Эта мысль означает не что иное, как признание важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и опосредующего всю систему отношений между членами коллектива.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАССНОГО УЧЕНИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
1.1 Понятие «детский коллектив» в трудах отечественных исследователей
Классный коллектив - это группа учеников, объединенная общей социально-значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы и отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной значимостью при безусловном равенстве всех членов в правах и обязанностях [2, с.54].
Проблемы классного коллектива начали интенсивно изучаться в отечественной педагогике и психологии в послеоктябрьский период в связи с постановкой задач коллективистских качеств у учащихся, утверждения прин-ципа воспитания в коллективе и через коллектив. С начала 20-х до 60-х гг. ХХ в. проблема коллектива считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук (в философии, социальной психологии, социологии, юриспруденции).
Наиболее заметные работы, посвященные различным аспектам детского коллектива и коллективного воспитания в 20-30-е годы, принадлежали Е.А. Аркину, В.М. Бехтереву, П.П. Блонскому, А.С. Залужному, Ф.Ф. Королеву, М.М. Пистарху, С.Т. Шацкому и др. Один из значительных выводов того времени — коллектив «не есть сумма отдельных индивидуумов, а существенно новое явление» (Е.А. Аркин) [10, с.58].
В основном все они рассматривали «коллектив как важнейшее средство формирования всесторонне развитой личности» [1, с.198].
Всем известно, сензитивный период развития ребенка занимает значительную часть его школьных лет. Одним из основных звеньев в образовательной структуре является средний школьник. Исходя из этого, необходимо учесть влияние школы и школьного коллектива на формирование личности ребенка. Процесс воспитания и обучения в основном всегда происходит в классных коллективах, где основная работа классного руководителя заключается в создании благоприятных условий для обучения и воспитания.
Понятие "коллектив" прочно вошло в общественный обиход, и такие выражения, как "коллектив учащихся класса", "педколлектив" "коллектив завода", "трудовой коллектив", "коллектив ансамбля песни и пляски" и т.п., стали привычными. "Социальная психология, исследуя проблемы группы, в определённом смысле слова тоже вписалась в указанный контекст: развитие группы было интерпретировано как достижение ею высшей стадии, какова и была названа коллективом" [2, с.78]. "Коллектив - группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием деятельности" [25, с.65].
К. Крупская подчеркивала большую роль духовной и эмоциональной жизни коллектива в развитии и формировании личности. Она писала: «Для того чтобы понять другого, надо самому пережить многое. Человек, который сам не переживал сильных эмоций, сам не думал, не поймет другого».
Но в одиночку человек может развиваться только до известного предела, очень незначительного, а там его опыт должен оплодотворяться опытом других. Опыт других, созвучный развивающемуся ребенку, близкий ему, дающий материал для сравнения, ведет ребенка вперед. Чем шире будет этот усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребенок, тем более коллективным человеком он будет расти» [2, с.316].
Виднейшим представителем отечественной педагогики, разработавшим теории коллектива, был А.С. Макаренко. Его перу принадлежат педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Учение А.С. Макаренко содержит подробную технологию поэтапного формирования коллектива. Он сформулировал закон жизни коллектива: движение - форма жизни коллектива, остановка - форма его смерти; определил принципы развития коллектива; вычленил этапы развития коллектива. «Коллектив - это социальный живой организм, который потому и организм, что он имеет органы, что там есть полномочия, ответственность, соотношение частей, взаимозависимость, а если ничего этого нет, то нет и коллектива, а есть просто толпа или сборище» [6].
Коллектив А.С. Макаренко, представитель отечественной педагогики, считал своей главной теоретической и практической находкой. Он был убеждён, что "нового человека нужно по-новому делать", и сутью этой новизны, главным методом и главным инструментом является коллектив [6].
1.2 Роль коллектива в развитии личности школьника
Коллектив –ведущий фактор формирования общественной сущности личности и всестороннего развития индивидуальности, отражающий характер всей совокупности общественных отношений, поддерживающий и развивающий духовно-нравственные ценности в своих участниках.
Коллектив может быть охарактеризован в различных аспектах [12, с.16]:
-экономический аспект: трудовой коллектив позволяет узнавать школьникам различные экономические проблемы, воспитывает отношение к труду;
-политический аспект: приобщение школьников к общественно-политической жизни народа;
-социальный аспект: проявление постоянной заботы о жизни, всестороннее развитие каждого ребенка;
-нравственный аспект: создание условий для понимания ребёнком морали как общественного явления, честного товарищества и добросовестного труда, формирование основ нравственной личности;
-общественно-ценностный аспект: духовное единство и стремление к обновлению общественной жизни;
-культурно-эстетический аспект: обмен духовными ценностями и повышение эстетического уровня повседневных отношений;
-организационный аспект: стремление к самоорганизации, взаимопомощи;
-индивидуально-личностный аспект: необходимость периодического уединения и обособления для формирования внутреннего нравственного мира личности;
-педагогический аспект: возможность формирования общественно ценной сущности личности и яркой индивидуальности [12, с.17].
Коллектив образует определённую среду для эффективного влияния на детей, которая способствует формированию целостности организации жизни ребёнка. Он обладает полезными традициями, развитым общественным мнением, возможностью активного воспитательного влияния детей друг на друга. Первоочередная задача воспитателей - организация воспитательного коллектива в школе и классах как единого целого [12, с.20].
В школьной жизни коллективы имеют исключительное значение.
А.С. Макаренко, разработавший соответствующие методические правила, при которых коллектив способен эффективно реализовывать своё предназначение: воодушевление и энтузиазм, мажорный настрой, осознание и реальное представление участниками коллектива своих перспектив, творчество, гласность, взаимопомощь, взаимоответственность, подчеркивал весомость воспитательной функции коллектива как средства развития каждого ребенка [9, с.77].
Прежде чем стать коллективом, группа должна пройти нелегкий путь качественных преобразований:
1) Первая стадия – сплочение коллектива
Данный этап полностью зависит от педагога, на которого возлагается ответственность за воспитание, начало формирования коллектива и его сплочённость.
2) Вторая стадия- влияние актива коллектива и стабилизация его структуры
Достижение определённого уровня развития коллектива как субъекта воспитания, использование коллектива в целях индивидуального развития каждого учащегося, приобщение детей к общественной культуре.
3) Третья стадия – расцвет коллектива
Корректировка социального опыта педагогов и развитие творческой индивидуальности ребёнка [4, с.102].
Разумеется, само по себе пребывание в коллективе еще не гарантирует формирования у ребенка социально-ценностных качеств. Все зависит от того, каковы культурные основы, на которых строятся коллективные отношения, насколько полно и разносторонне ребенок может реализовать в коллективе свои способности и стремления.
1.3 Педагогические условия развития личности в ученическом коллективе
Развитие личности в коллективе возможно при создании определённых условий. Среди них наиболее важными на наш взгляд являются:
- сотрудничество взрослых и детей;
- развитие самоуправления;
- организация коллективной творческой деятельности.
Наиболее подробно рассмотрим вышеуказанные условия:
Сотрудничество взрослых и детей:
Взаимное сотрудничество педагогов и учащихся необходимо для развития общественного коллектива. Оптимизация управленческих воздействий на коллектив возможна, если все его участники знают свои права и обязанности, полномочия.
Поскольку целью воспитания является развитие личности ученика, учитель должен владеть методиками изучения личности, то есть строить свою работу на диагностической основе.
Педагог помогает ученику раскрыть его возможности, увидеть перспективы развития; становится помощником в осуществлении личностно значимого и общественно приемлемого самоутверждения, самоопределения, самореализации.
Работая в коллективе, педагог обязательно должен объективно относиться к мнениям учеников и коллег, учитывать внутриколлективные отношения: одно дело, если речь идет о новеньком или вообще неавторитетном в классе ученике, другое, если учащийся пользуется поддержкой товарищей, сумел проявить себя в коллективе с положительной стороны.
Ребятам, которые недавно попали в новый ученический коллектив, необходимо дать возможность проявить себя в выполнении индивидуальных поручений, что в дальнейшем может сформировать положительное общественное мнение о них [3, с.198].
Совместное выполнение различных заданий ребёнка со взрослым способствует развитию детского мышления, где: взрослый - посредник между культурно - освоительной и совместной культурно - созидательной работой ребенка. Сотрудничество позволяет осознать необходимость совместной работы, в ходе которой между участниками возникают уважение друг к другу, взаимное доверие, привязанность, сплачивающие отношения.
М.М. Бахтина утверждала, что истина не рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения [7, с.76].
Возможные условия для достижения сотрудничества:
-построение своих действий с учётом действия партнёра;
-инициативность (создание общего плана действий, обсуждение идей);
-гуманный подход к разрешению конфликтов [7,с.77].
Именно в школе, где происходит формирование навыков общения, доброжелательного отношения и взаимного сотрудничества, ребёнок может стать частью стабильного коллектива сверстников.
Совместное сотрудничество детей и взрослых решает следующие задачи:
1.Создание у детей мотивации (побуждения, направленности) на сотрудничество.
Для этого создаются условия, которые помогают убедиться, что:
-совместная работа интересна и приятна;
-коллективная работа позволяет справиться с тем, что трудно достичь в индивидуальной работе;
-совместная работа позволяет подружиться с другими участниками и поддерживать отношения в дальнейшем.
2.Формирование привычки учитывать и прислушиваться к мнению и интересам других.
3.Обучение самоорганизации совместной деятельности.
4.Развитие эмоциональной сферы личности детей.
Основные принципы взаимодействия и сотрудничества:
- обучение во время групповых работ;
-поощрение детей при самостоятельной организации коллективной работы;
-создание позитивной атмосферы;
-работа учителя в стиле сотрудничества.
Сотрудничество педагогов и учащихся - благоприятная среда, в которой образуется самоуправление как движение к собственному развитию ребенка.
Развитие самоуправления – создание условий, побуждающих активность детей; источником развития самоуправления выступает противоречие между целями, процедурой их и достижения и отношением к этому учащихся. Формой разрешения этого противоречия является включение учащихся в реальные проблемные управленческие ситуации, интенсивную организаторскую деятельность, анализ деятельности;
Организация коллективной творческой деятельности:
Совместная жизнедеятельность детей и взрослых способствует их творческому воспитанию.
ГЛАВА II. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ
2.1 Развитие личностных качеств в условиях школьного коллектива
Личность — это не врождённая характеристика человека. Ребёнок рождается биологическим индивидом, которому только предстоит стать личностью. Однако это может произойти лишь при определённых условиях.
Развитие личности представляет собой активный процесс усвоения ребёнком социальных норм и соответствующих им способов поведения. Он требует от него огромных усилий, направленных на овладение собственной биологической сущностью, на преодоление непосредственных естественных желаний и возможностей (вести себя как хочу и как могу) и подчинение их социальной необходимости (как надо). Например, ребёнку не хочется собирать свои игрушки, но он должен овладеть умением преодолевать это непосредственное побуждение и следовать соответствующей социальной норме. Поэтому другое основное условие становления личности — наличие социальной среды (детский сад, школа), то есть конкретных людей (воспитатели, одноклассники, преподаватели)— носителей и трансляторов социальных норм. Отсутствие социальной среды делает невозможным развитие личности. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи «воспитания» детей среди животных.
Наличие определенных личных качеств является важнейшим признаком успешности, а их развитие – основным способом ее повышения. Рассмотрим подробнее развитие основных качеств личности в школьном коллективе:
1) Интеллект - это сложная модель поведения системы, использующая сознание, предсознание и подсознание для организации, управления, контроля и планирования деятельности, сохранения и использования воспринятой и синтезированной информации в памяти, личного развития и реализации предназначения, ограничиваясь совестью.
2)Самодисциплина - это способность начинать и завершать выполнение действий, получать ожидаемые результаты и достигать поставленных целей независимо от возникающих препятствий.
Препятствиями могут быть проблемы, потребности, плохое настроение, вредные воздействия, лень, страх, отсутствие мотива или стимула и т.п. Причем подавляющее большинство из них являются внутренними.
3)Воля - это способность сознательно начинать выполнение действий, управлять ими и организовывать их для достижения целей.
Проявляется в начале выполнения действий для преодоления инертности и при возникновении препятствий.
Позволяет стать независимым от мнения и манипулирования других людей, а действовать только на основе личных решений, т.е. избавиться от реактивности при взаимодействии и стать более проактивным.
4)Упорство - способность продолжать и завершать выполнение начатых действий для достижения поставленной цели независимо от возникающих препятствий.
Часто используется при поражениях, когда нужно «встать на ноги» и продолжать двигаться к цели.
Проявление упорства, завершение всех дел и успешное достижение целей повышает мотивацию и уверенность в себе.
При низком упорстве человек завершает мало дел, причем только те, при выполнении которых не было препятствий. Если будет хоть что-то мешать, то человек сразу откажется от его выполнения или переключится на другое дело.
5)Целеустремленность - это способность концентрироваться только на достижении текущей цели, не отвлекаясь на неважные дела, не поддаваясь лени и спонтанным желаниям.
2.2 Опыт работ учителей школ России по формированию классного ученического коллектива
Обратимся к опыту работы учителей школ России, чтобы рассмотреть, как на практике осуществляется процесс формирования классного ученического коллектива. С этой целью были проанализировали различные педагогические журналы. Интересным показался опыт учителя начальных классов Н.Е. Галановой. Она предлагает вести работу по формированию классного ученического коллектива по трем этапам: начальный, основной, заключительный. На начальном этапе идет работа по выбору актива класса. Чтобы выбрать актив учитель использует диагностическую методику «Пьедестал», где учащимся предлагается выбрать тех одноклассников, которые являются наиболее значимыми фигурами в жизни класса. Из числа активистов выбирается староста класса. На втором этапе учитель использует такой метод коллективной творческой деятельности, как чередование творческих поручений. Учащиеся объединяются в сектора по следующим направлениям: - трудовой сектор – дежурство по классу; - экологический сектор – уход за комнатными растениями; - пресс-центр осуществляет подбор информации на заданную учителем тему (интересный материал, стихи, рисунки, загадки, кроссворды, сценки и т.п.); - культурно-массовый сектор – проведение игр на перемене. Сектора работают в течение одной недели, затем меняются.
Таким образом, за месяц каждая группа пробует себя во всех видах деятельности. Каждый сектор отчитывается о проделанной работе, получает бонусы. В конце каждого полугодия происходит награждение победителей. Заключительный этап у Н.Е. Галановой характеризуется становлением детского коллектива, который является направляющей силой всего воспитательного процесса. Коллектив проявляет себя как единый, сплоченный союз, где каждый находит поддержку и понимание своих одноклассников. Не менее интересен опыт работы учителя МАОУ «Гимназия № 7» г. Перми Е.Н. Изюмской по формированию органов самоуправления коллектива учащихся 4-го класса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы можем сказать, что коллектив оказывает огромное влияние на формирование личности школьника, его отношения к окружающему миру, мировоззрения, умение работать в коллективе и придерживаться определённых установленных правил, формирует его принципы и нравственные качества, раскрывает его индивидуальные особенности. При качественной организации коллектива, его влияние на ученика увеличивается во много раз.
Немало важную роль в становлении личности занимают:
- групповые занятия, организованные педагогом, потому что каждый ребёнок имеет возможность проявить себя с лучшей стороны, понять свои лучшие качества для использования их в будущем;
- взаимодействие детей и взрослых как в школьное, так и в свободное время;
- предоставление ученикам проведения мероприятия, где педагог становится не прямым руководителем процесса, а таким же участником планирования предстоящего события как и ученики;
- межгрупповое и межличностное отношение.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект пресс, 2000 - 375с.
2. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Асеев. - М.: Мысль , 2003 - 234 с.
3. Баранов С.П., Болотина, Л.Р. Педагогика / С.П. Баранов, Л.Р. Болотина. - М.: Просвещение, 2001 - 356 с.
4. Белухин Д.А. Основы личностно - ориентированной педагогики / Д.А. Белухин. - М.: Воронеж, 2002- 304 с.
5. Братченко С. Л., Миронова М. Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности. СПб., 2002. С. 38–46.
6. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. -М.: Просвещение, 2004. - 315 с.
7. Методика воспитательной работы./Под ред. В.А. Сластенина . – М., 2002.
8. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики. М.: Академия, 2002. 272 с.
9. Петровский, А.В., Социальная психология коллектива / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2006 - 316 с.
10. Педагогика / под ред. С.А. Смирнова. - М.: Педагогика, 1999 – 612
11. Подласый П.П. Педагогика: в 2 кн.-М.: Владос, 2000.-кн.2; Процесс воспитания. – 256 с.:ил.
12. Психологическая теория коллектива / под ред. А.В. Петровского. - М.: Педагогика, 1998 - 316 с.
13. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М.: 2004. – 384 с.
14. Слотина Т. В. Психология личности. СПб.: Питер, 2012. 304 с.
15. Смиронов В.И.. Общая педагогика. М., Логос, 2002, с.184-185.
16. Крутетский В.А. Психология обучения и воспитания школьников / В.А. Крутетский. - М.: Просвещение, 2005 - 415 с.
17. Психология развития: учебник для студентов высш. пед. и психол. учеб. Заведений / Г.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова [и др.], под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 352 с.
18. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику / А.В. Мудрик. - М.: Просвещение , 2001 - 375с.
19. Мудрик, А.В. Время поисков и решений / А.В. Мудрик. - М.: Просвещение, 1999 - 216 с.
20. Никончук, А.С. Группа и коллектив / А.С. Никончук// Сацыяльна - педагагічная работа, 2008, №6(88) - 77 с.
21. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика. – М. – Ростов-на-Дону., 1999.
22. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. – М.- 2002, с.297.
23. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. М., - 2002.
24. Словарь по социальной педагогике/ - М., 2002, с.121.
25. Сластенин В.А., И.Ф. Исаев и др. Общая педагогика. М., 2002.