Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
По мнению многих российских и зарубежных специалистов дошкольный возраст является важнейшим периодом формирования гуманных чувств и отзывчивости. Многие общеобразовательные программы воспитания и обучения предлагают самые различные подходы к активизации нравственных проявлений в общении детей со взрослыми и сверстниками. Однако, как показывают наблюдения, даже если дошкольники соблюдают необходимые правила поведения, это еще не говорит о том, что у них сформированы гуманные чувства по отношению к окружающим.
Последнее время в среде подрастающего поколения отмечены резкие вспышки необъяснимой агрессии, в связи с этим в дошкольной педагогике в последнее время все чаще стал подниматься вопрос о воспитании у малышей умения не только сопереживать, но и уважать окружающих, принимать их такими, какие они есть, ценить близких, заботиться о животных и т.д. Формирование отзывчивости происходит в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Большую часть своего времени дети дошкольного возраста проводят в игре, которая в свою очередь является мощным средством развития отзывчивого отношения к окружающим [6].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТЗЫВЧИВОГО ОТНОШЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
1.1. Состояние проблемы в научной литературе по теме исследования
В современном обществе понятие отзывчивости рассматривается не только как процесс проявления доброты, сочувствия и любви, но и неотъемлемая часть цивилизованного мира. Современный этап развития общества в условиях социальной нестабильности требует единого подхода к теории гуманных отношений.
Наибольшее развитие гуманистических идей наблюдается в эпоху Возрождения. Интерес представляют высказывания ранних социалистовутопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы о воспитании нового человека. Они рассматривают такие проявления отзывчивости, как милосердие, внимание к больным, «старейшим», уважение к добрым поступкам в совокупности с другими чертами характера: трудолюбием, щедростью, любовью и др.
Проблемой проявления отзывчивости и гуманности в дальнейшем занимались французские просветители 18 века. Так, например, теория Ж.Ж. Руссо оказала значительное влияние на пробуждение в среде общественности того времени интереса к воспитанию детей. В ней были отражены взгляды педагогов на воспитание отзывчивости, гуманных чувств к людям, «истинной человечности». В связи с этим был определен принцип последовательности в воспитании: от моральных чувств через упражнения и навыки к формированию нравственных убеждений. Основной задачей педагога, по утверждению ученого, являлось следить за тем, чтобы малыш никому не делал зла, предупреждать капризы, исключать отрицательные примеры [17].
Известный педагог-гуманист И.Г. Песталоцци рассматривал воспитание отзывчивости как «истинной человечности» и «деятельной любви к 7 людям». Критерием нравственности И.Г. Песталоцци определил «в совершенном познании добра, в совершенном умении и желании творить добро». Он выдвинул важное положение о воспитании «деятельной любви людям» [16]. За основу системы морального воспитания положил формирование прочных моральных навыков. Актуальность данных идей сохраняется и в настоящее время.
Проблемы проявления отзывчивого отношения поздних социалистов-утопистов А. Сен-Симона, Ш. Фурье, Р.Оуэна (19 в.) представляет собой качественно новый этап, т.к. они способны были обосновать концепцию закономерного поступательного движения человечества к справедливому обществу будущего, глубоко верили в безграничные возможности воспитания и ставили главной задачей воспитание человека для коллектива, для жизни в обществе [8]. Так, Р. Оуэн, считающий важнейшим средством воспитания процесс воздействия на эмоции детей, подчеркивал доступность и необходимость воспитания нравственных чувств и отзывчивости у детей. Ш. Фурье считал, что в ребенке от рождения до 5 лет необходимо воспитывать желание получать удовольствие от того, что они доставляют счастье другим.
Идеи отзывчивого отношения к человеку обнаруживаются уже в глубокой древности: в устном народном творчестве, нравственных и религиозных воззрениях различных народов. В качестве новых явлений в гуманистической мысли Руси 10-13 веков можно отметить задачу «очеловечивания чувств», т.е. воспитание в каждом человеке с ранних лет нравственных чувств, таких как отзывчивость, чуткость, доброжелательность, чистосердечность [36].
Начиная со второй половины 16 века, гуманистическая мысль в России начинает крепнуть и развиваться. Лучшие представители русского общества в лице М.В. Ломоносова и других прогрессивных мыслителей и педагогов были уверены, что главной преобразующей силой общественных отношений является новая мораль, основанная на отзывчивом отношении людей друг к другу.
1.2. Психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста
Педагогами и психологами доказано, что наиболее сензитивный период для становления гуманных отношений – дошкольное детство. Оптимальным для воспитания отзывчивости является дошкольный возраст. В этом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков. Необходимость и возможность приобщения ребенка к отзывчивости обусловлено и функциональными особенностями детей, их восприимчивостью, чувствительностью к внешним воздействиям, готовностью к эмоциональному отклику на состояние, переживания другого [22].
Как показывают исследования А.А. Анциферовой, В.К. Котырло, С.А. Ладывир, Ю.А. Приходько, С.П. Тищенко, соблюдение детьми правил нравственного поведения не является гарантией сформированное у них отзывчивости. Их действия и поступки в общении со сверстниками нередко лишены той чувственной основы, которая необходима для сопереживания огорчений и радости товарища. Важным механизмом нравственной регуляции поведения, опосредующим усвоение норм взаимоотношений, исследователи считают эмоциональные отношение к другому (В.К. Котырло, Т.М. Титаренко, Г.П. Лаврентьева, П.М. Якобсон). Овладение правилами требует определенного отношения к сверстнику, что правила как таковые не задают отношения. Развитие социальных эмоций является первым условием формирования социальных чувств дошкольников [14].
Установлено, что зарождение социальных чувств у детей происходит очень рано. Так, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин доказали, что возникновение чувств ребенка связано с появлением эмоционального отношения к матери. Эти эмоции впервые были изучены и проанализированы М.П. Денисовой, Н.Л. Фигуриным, Н.М. Щеловановым и названы ими «комплексом оживления» [6].
Н.И. Лысенко отмечает, что социальные чувства детей раннего возраста еще не осознанны, в их основе лежит подражание проявлению чувства другим ребенком. Иначе говоря, его чувства носят характер «заражения эмоциями плачущего или смеющегося ребенка». Начиная с 2-х лет, процесс отношений детей уже может протекать на гуманистической основе. Ребенок в этом возрасте уже понимает речь, благодаря этому, его можно учить сосредотачивать внимание на своей игрушке, не отнимать ее у сверстника, делиться сладостями, оказывать помощь в трудных ситуациях (завязать, застегнуть, утешить и т.д.). Наиболее часто отзывчивость детей проявляется в утешении огорченного, обиженного товарища, однако, это лишь в том случае, если огорчения ребенка выражаются внешне (слезы, крик).
1.3. Роль сюжетно-ролевых игр в процессе воспитания у детей младшего дошкольного возраста отзывчивого отношения друг к другу
Существует множество средств воспитания отзывчивости у дошкольников. Большое значение здесь имеет искусство, сюжетно-ролевая игра, уход за животными и растениями, художественная литература. Положительные персонажи и герои художественных произведений вызывают у детей симпатию, чувство радости, желание подражать им. Воспитание сочувствия тесно связано с воспитанием у детей доброты, заботы о том, кто нуждается в помощи, защите. Залогом успешности воспитания отзывчивости у детей будет являться постоянное взаимодействие с семьей и сверстниками.
Воспитание у детей доброты начинается с воспитания у них чувства любви к родителям. Педагог, воспитывая у детей чувство любви и уважения к родителям, только на конкретных примерах может объяснить им, в чем должны проявляться их забота и доброе отношение к взрослым. Очень важным средством воспитания отзывчивости у детей является общение с животными, поэтому так важно присутствие в доме животных, когда в семье растет ребенок. Постоянная практика заботы о животных и ежедневное общение с ними укрепляют гуманные чувства детей: делают их добрее, внимательнее, приучают к чувству ответственности за судьбу живого существа.
Игра как наиболее доступный дошкольнику вид деятельности способствует развитию отзывчивости. Игровая деятельность служит в первую очередь обогащению эмоциональной сферы детей, позволяет реализовать самые разные стремления и желания, создает благоприятный фон для добрых проявлений. Принимая на себя роли в сюжетно-ролевой игре, воссоздавая поступки взрослых, ребенок проникается их чувствами, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми, т.е. развивается его эмоциональная сфера. Это в свою очередь обеспечивает возможность для формирования этических норм, гуманности и отзывчивости.
Изучая инновационные научные разработки по вопросу развития отношений детей дошкольного возраста в процессе игры, можно сделать вывод, что сюжетно-ролевая игра появляется в жизни ребёнка не спонтанно, а передается от человека к человеку, как социальный опыт. Следовательно, ребёнок учится играть у людей, «умеющих играть». Происходит это естественным путём, когда младшие дошкольники включаются в игру, организованную более старшими детьми, на доступном для них уровне. Так малыши постепенно обогащают свой игровой опыт в отношении развития конкретных игровых умений. Затем, становясь старше, уже они сами становятся так называемыми «носителями игры» и передают свой игровой опыт младшему поколению. Этот процесс бесконечен и цикличен, в этом и состоит естественный механизм передачи культуры игры.
Сегодня же во дворах играющих группами детей можно увидеть крайне редко. На смену коллективным играм пришли игры компьютерные. Следовательно, в настоящее время стоит острый вопрос о необходимости учить детей играть «вместе».
Анализ исследований по проблеме развития игры в отечественной педагогике позволил выделить несколько направлений в организации сюжетно-ролевой игры в качестве средства формирования отзывчивости у детей дошкольного возраста [3]:
1. Содействие самостоятельному овладению детьми игровыми умениями (Л.В. Артемова, Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая и др.), т.е. создание условий, обеспечивающих содержательность и развитие игры.
2. Управление формированием реальных отношений через организацию с учетом интересов и возрастных возможностей детей дошкольного возраста (А.П. Усова). Объектом педагогического воздействия должны быть реальные отношения между детьми, возникающие в ходе коллективных игр и связанные с формированием у них социальножелательных качеств. Концепция А.П. Усовой получила дальнейшую научно-практическую разработку (И.Б. Теплицкая, Р.А. Иванкова и др.).
3. Решение игровых задач самими детьми при сочетании прямых и косвенных приемов организации игры (Е.В. Зворыгина, С.Л. Новоселова). Исследователи установили, что для формирования сюжетно-ролевой игры на каждом возрастном этапе необходим единый комплекс обязательных педагогических мероприятий.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОСПИТАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОТЗЫВЧИВОГО ОТНОШЕНИЯ ДРУГ К ДРУГУ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР
2.1. Изучение практического опыта педагогов-практиков по теме исследования
Педагогическое исследование проводилось на базе детского сада в младшей дошкольной группе, а нем принимали участие 13 детей младшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось в три этапа:
1 этап: констатирующий эксперимент,
2 этап: формирующий эксперимент;
3 этап: контрольный эксперимент.
Формирующий эксперимент проводился с детьми экспериментальной группы. Целью формирующего эксперимента было повышение уровня сформированности отзывчивого отношения у детей младшей группы посредством сюжетно-ролевых игр.
Задачи формирующего эксперимента:
формировать способности понимать эмоциональное состояние, настроение другого человека;
способствовать развитию умения применять способы эмоционального воздействия на практике, оказывать помощь, сочувствовать;
формировать опыт проявления отзывчивого отношения посредством сюжетно-ролевой игры;
воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, внимательное отношение к неудачам других.
В процессе формирующего эксперимента были использованы наглядные методы. Рассматривание иллюстраций (способствует лучшему пониманию ярких эмоциональных переживаний человека, формирует собственное отношение к увиденному, учит сопереживать).
Просмотр презентаций, мультфильмов. С помощью слайдов презентации педагог имел возможность ярче описать ситуацию, рассказать про детали, обсудить с детьми последовательность действий и т.д.
После просмотра мультфильмов воспитатель обсуждал с дошкольниками причину определённого поступка и повлекшие за собой его последствия. Так же нами использовались словесные методы.
Беседа, как один из методов работы, способствует пониманию детьми причинно-следственных связей, формированию умения делать выводы, обобщения. Именно беседа выявляет нравственную позицию ребёнка в его отношениях к окружающим людям, животным, растениям, объектам неживой природы.
Кроме того, были использованы художественные произведения, чтение которых помогает воспитывать в детях чувства, развиваю память, мышление, воображение, речь.
Практические методы, используемые в работе, были следующие: упражнения, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Упражнения и дидактическая игра позволяют совершенствовать и закреплять полученные ранее знания, активизируют умственные способности, развивают речь. Сюжетно-ролевая игра, как средство формирования отзывчивого отношения детей младшего дошкольного возраста, в первую очередь, доставляет детям удовольствие. И потом, несёт диагностическую и коррекционную функцию.
2.2. Использование опыта педагогов-практиков в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОО
Цель практического эксперимента: воспитание и повышение уровня сформированности отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста.
На наш взгляд, метод наблюдения является основным и незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он способствует описанию конкретной картины межличностных отношений детей, запоминающихся моментов и интересных фактов, которые раскрывают жизнь детей в естественных условиях. В процессе наблюдения необходимо концентрировать свое внимание на активности, инициативности, эмоциональности детей, умении детей взаимодействовать друг с другом. Таким образом, наблюдение за игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста в целом показал, что дети периодически проявляют отзывчивое отношение к сверстникам, но данные проявления единичны и довольно примитивны (помочь что-то сделать, успокоить плачущего). Одним из компонентов отзывчивого воспитания является развитие социального, эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания [29].
Такое умение в психологии называют эмпатией, выражается в умении сочувствовать, распознавать эмоциональные состояния другого человека по мимике, жестам, интонации, умении ставить себя на место другого человека в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия. Уметь радоваться за другого человека или искренне ему посочувствовать в горе дошкольник еще не умеет в силу своих возрастных особенностей, но создать благодатную почву для развития этого качества человека в будущем необходимо начинать еще с дошкольного возраста. Для этого особенно эффективны любые игры и упражнения, которые позволяют детям мысленно представить себя на месте другого человека, с помощью воображения перенестись в его положение.
На данных этапах работы для определения уровня сформированности отзывчивости у младших дошкольников мы использовали следующие методики: методика «Беседа по картинкам» (авт. Г.А. Урунтаева) и диагностика игровых действий детей младшего дошкольного возраста (авт. Н.Ф. Губанова).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наше исследование было посвящено проблеме формирования отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры.
В начале работы мы определили актуальность данной проблемы тем, что чувства отзывчивости формируются и развиваются в процессе гуманного отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Большую часть своего времени дети дошкольного возраста проводят в игре, которая в свою очередь является мощным средством развития гуманных отношений.
В соответствии с этим была выдвинута гипотеза о том, что организация системы сюжетно-ролевых игр будет способствовать повышению уровня сформированности отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста.
В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для восп. д/садов и родителей / Художник И.Ю. Пестряков. Якутск: нац. – изд-во «Бичик». 1995. – 228 с.
2. Богусловская З.М., Смирнова Е.О. Развитие игры для детей младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада – М.: Просвещение, 1991. – 380 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
4. Васильева М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1986. – 188 с.
5. Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. Пособие – М.: ТК Велби. Изд-во Проспект, 2004. – 314 с.
6. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А.В.Запорожца, Т.А.Марковой – М.: Педагогика, 1976. – 287 с.
7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1989. – 255 с.
8. Густомясова А. Воспитание социальной компетенции \ А. Густомясова \\ Дошк. Воспитание. – 2018. – №5. – С.106-111.
9. Гидденс Э. Социология: Учебник 90-х годов. – Челябинск, 1991.- 277 с.
10. Джуринский А.Н. Педагогика: история педагогических идей: Учебное пособие. – М.: Пед. общество России, 2012. – 172 с.
11. Дядюнова И.А. К вопросу о социализации детей дошкольного возраста \\ Нач. шк.плюс до и после. – 2007. – №10. – С.89-92.
12. Жуковская Р.И. Воспитание ребенка в игре. – М.:Академия педагогических наук, 1963. – 216 с.
13. Жуковская Р.И. Игра и её педагогическое значение. – М.:Педагогика, 1975. – 142 с. 61
14. Запорожец А.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. – М., 2016. – 418 с.
15. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.; Учебное пособие для педагогических уч. заведений / Под. ред. академии РАО А.И. Пискунова. 2-е изд., испр. и дополн. – М.: ТЦ Сфера 2016. – 587 с.
16. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. Сред. пед. учеб. Заведений /С.А. Козлова, Т.А. Кушкова. 5-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 386 с.
17. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание, 2016. – №9. – С. 98-101.
18. Козлова С.А. Я человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школь. пресса, 2004. – 316 с.
19. Лэндрей Г.Я. Игровая терапия: искусство отношений: перевод с англ. / Предисловие А.Я. Варга. М.: Институт практической психологии, 1998. – 185 с.
20. Менджерицкая Д.В. Методика работы в разновозрастной группе детсада. – М.: Просвещение, 1982. – 228 с.
21. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студентов вузов. 5-е изд., стереотип. – М.: изд. центр «Академия», 2016. – 416 с.
22. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для высш. Пед. Учеб. Заведений, в 3-х кн., – 4-е изд. – М.: Гуманит центр ВЛАДОС, 2013. – 648 с.
23. Немов Р.С. Психологическое консультирование: Учеб. для студ.вузов. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2016. – 640 с.
24. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Н.К. Ледевских, В.Я. Камишенко и др.; Под ред. С.А. Козловой. М.: Изд-й центр «Академия», 2002. – 382 с. 62
25. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) [электронный ресурс] // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. – N 12. – 22.03.2010; Российская газета. – 2011. – 16 фев. – N 5408. – Режим доступа http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standartdok.html
26. Попова Л.С. Психология личности и деятельности дошкольника. М., 2015. – 368 с.
27. Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева, А.В. Спиваковской, И.Л. Карповой. М.: Флинта: Московский психолого социальный институт, 1998. – 672 с.
28. Проблемы детской игры: психолого-педагогический аспект. / Под редакцией Н.Н. Поддъякова, Н.Я. Михайленко. – М., Просвещение, 1997. – 327 с.
29. Психология детства. Учебник. Под ред. Члена-корреспондента РАО А.А.Реана - СПб.: «Прайм - ЕВРО-ЗНАК», 2013. – 368 с.
30. Репина Т.А. проблема поло-ролевой социализации детей / рос. академия образования, Моск.психолого-соц. Ин-т. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2014. – 245 с.
31. Рогов Е.И. Эмоции и воля. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2014. – 200с.
32. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. – М., 1998. – 712 с.
33. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений. – М.: Гуманит центр ВЛАДОС, 2013. – 236 с.
34. Смирнова Е. Особенности игры и психического развития // Дошкольное воспитание 2014. – № 3. – С 69-71.
35. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Том 1. ООО Апрель пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО ПРЕСС, 2015. – 512 с. 63
36. Старший дошкольный возраст в игровой деятельности: Сборник / Под редакцией Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова – СПб.: Детство – ПРЕСС. – 2016. – 244 с.
37. Теплюк С. Самостоятельная деятельность ребенка // Дошкольное воспитание. 2016. – №9. – С. 41.
38. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. практикум по детской психологии: пособие для студентов пед. институтов, учащихся пед. училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г.А. Урунтаевой, – М.: Просвещение, Владос, 1995. – 291 с.
39. Усова А.П. Роль игры в воспитании детей. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с.
40. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: [электронный ресурс] В 6 т. Т. 5 / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Педагогика, 1990. – 528 с. – Режим доступа http://studentdream.narod.ru/ushi1.htm
41. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурносодержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. – 672 с.
42. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений / Ред. сост. Д.Б.Эльконин. М.: Изд-й центр «Академия», 2014. – 384 с.
43. Эльконин Д.Б. К проблемам периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1971. – № 4. – С. 6-20.
44. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Под. ред. Д.И. Фельдшмана. М.: «Институт педагогической психологии», Воронеж, НПО «Моден», 1995. – 416 с.
45. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. м.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 1999. – 360 с.