Фрагмент для ознакомления
2
ПРИМЕНЕНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ.
ВВЕДЕНИЕ
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) активно применяются в обучении английскому языку (АЯ) начиная с 90-х гг. ХХ века, что привело к появлению особого направления в методике его преподавания, в рамках которого анализируются теоретические и практические аспекты использования этих технологий в ходе обучения иностранному языку. В России это направление часто называют «компьютерная лингводидактика». В англоязычных странах наиболее часто встречается термин CALL (Computer-assisted language learning).
Технологический прогресс добавляет все более совершенные технические средства, располагающие большими лингводидактическими возможностями. В настоящее время в обучения иностранным языкам применяются как стационарные мультимедийные средства, (например, компьютер, интерактивная доска), так и мобильные (планшетные компьютеры, смартфоны), оснащенные самым совершенным программным обеспечением и объединенные под общим понятием «цифровые образовательные технологии». Появление мультимедийных средств не могло не повлиять на способы подачи информации, которая предоставляется в соответствующем мультимедийном формате, то есть одновременно в нескольких формах: текстовой, аудиовизуальной, интерактивной, графической.
Однако, сами по себе мультимедийные средства не повышают эффективность обучения иностранным языкам. Для их использования в их полном объеме с использованием всех их ресурсов и возможностей необходимо владение специальной методикой.
Проблемы воздействия современных информационно-коммуникационных технологий на образовательный процесс и их эффективное использование при обучении монологической речи на английском языке рассматриваются в работах отечественных исследователей, таких как М.Н. Евстигнеева, М.А. Бовтенко, Е.С. Полат, Р.К. Потаповой, П.В. Сысоева, С.И. Титова, А.В. Зубов, Р.К. Пиотровская, Р.Г. Пиотровский, О.А. Ускова, С.В. Хуторской А.В Фадеев и др. В западной науке автоматизация процесса обучения иностранным языкам представлена в исследованиях таких ученых лингвистов, как D. Boyd, P. Brett, D. Crystal, G. Davis, G. Dudeney, D. Healey, M. Levy, M. Pegrum, M. Warshauer, и др.
Стремительное возникновение новых видов обучающих мультимедийных средств и быстрое устаревание существующих приводит к тому, что практика применения этих средств стала значительно опережать теорию. Кроме того, эмпирический опыт авторов исследований в данной области доказал повышенный интерес молодого поколения к использованию мультимедийных технологий в учебных целях.
Глава 1. Теоретические основы методики использования мультимедийных технологий в обучении монологической речи на английском языке.
1.1. Обучение английскому языку с помощью компьютерных и цифровых технологий
С появлением персональных компьютеров и развитием информационно-коммуникативных технологий пришло осознание того, что последние могут быть с успехом использованы в обучении. Следовательно, возникла необходимость в разработке специализированной методики обучения с помощью компьютерных технологий.
Методика - это комплексная наука, которая зародилась на основе таких наук, как лингвистика, психология, психолингвистика, педагогика, дидактика и др. С.Ф. Шатилов так определяет предмет методики обучения иностранному языку как «процесс обучения иностранному языку и закономерности усвоения его как нового средства коммуникации, а также особенности образования и воспитания всесторонне развитой личности средствами иностранного языка в разных условиях» [44, с.6]. Иначе говоря, методика обучения иностранным языкам занимается закономерностями обучения иностранному языку и путями оптимизации этого процесса. Существуют частные методики обучения иностранному языку, такие как методики для разных уровней владения иностранным языком - начальным, средним, продвинутым и т.д. Существуют частные методики обучения иностранному языку, разработанные для обучени таких возрастных групп, школьники, студенты, выпускники школ и вузов. Так, методика обучения иностранному языку в средней школе – это научная дисциплина, в которой рассматриваются закономерности обучения иностранному (английскому) языку «с учетом целей и конкретных условий преподавания его в общеобразовательной средней школе» [там же].
Одной из важнейших проблем методики является проблема поиска наиболее эффективных приемов и методов обучения монологической речи на английском языке. Так, преподаватели иностранных языков используют в своей работе различные средства наглядности для интенсификации процесса обучения. С приходом информационно-коммуникативных технологий методисты обратили свой научно-методический интерес на различные мультимедийные технологии как на средства, позволяющие сделать обучение иностранному языку более эффективным и интересным.
Активная фаза интеграции технических средств в учебный процесс берет начало в 70-х гг. XX века с развитием таких устройств, как магнитофоны и кинопроекторы, которые вскоре стали постепенно вытесняться более совершенными устройствами, к которым в первую очередь относится персональный компьютер. Возникла необходимость в создании отдельного направления исследований в методике и лингводидактике, ставящего перед собой более узкие специфические задачи. [33, с.121]
С середины 80-х гг. ХХ века появляется новый подход к обучению иностранным языкам – CALL – Computer Assisted/Aided Language Learning (изучение языка с использованием компьютера). В 90-х гг. в связи с развитием сети Интернет в рамках CALL возникают отличающиеся друг от друга подходы: TELL (Technology Enhanced Language Learning – изучение иностранных языков, усиленное технологиями) и ICT in LT (Information and Communication Technology in Language Teaching – ИКТ в преподавании иностранного языка), которые отразили изменения, произошедшие в технологической сфере – появление сети Интернет и ИКТ. С появлением и развитием средств мобильной связи, появился новый термин MALL – Mobile Assisted Language Learning (изучение языка с помощью мобильной связи). [4, с. 14-18], [15, с.95-99], [32, с. 122-123] (См.Рис.1.1.)
Рис. 1. - Развитие подходов к изучению иностранных языков с применением технологий средств [4, с.14-18]
Программы подхода CALL строились по бихевиористской модели «стимул-реакция», где обучаемым отводилась довольно пассивная роль. Эти программы использовали традиционные задания, такие как заполнение пропусков, множественный выбор и т.п., представленных в электронном виде. Несмотря на то, что сегодня этот метод считается неэффективным и устаревшим, его применение довольно часто приводит к положительным результатам [32, с.39]. Специалист в области компьютерной лингводидактики Р.К. Потапова считает, что ограниченное применение программ подхода CALL допустимо и в современной практике обучения иностранным языкам с целью освоения и закрепления базовых навыков [32].
Постепенно на смену бихевиористcкой модели пришли альтернативные методы, задачей которых стало формирование в процессе обучения активной, самостоятельной личности, которая способна к творческой деятельности. В связи с этим, возникла необходимость в поиске оптимальных способов обучения с учетом новых тенденций в принципах обучения.
На сегодняшний день можно сказать, что CALL отражает общие тенденции в методике, в частности, смену подхода, с ориентированного на преподавателя (teacher-oriented approach), на личностно-ориентированный (learner-centered approach). Информационно-коммуникативным технологиям обучения обязаны своих появлением термины «обучение через озарение», «обучение через познавательную деятельность», «инсайт». [32, с. 122-123], [27, с. 39]
В современной лингводидактике CALL до сих пор считается одним из самых перспективных подходов к обучению иностранным языкам, над
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Асочаков Ю.В. «Цифровая либерализация», «Цифровое неравенство» и киберскептицизм // Вестник СПбГУ. Серия 12. Социология. 2015. №2 С.93-99.
2. Астафьева О.Н., Захарова О.А. Информационно-коммуникативная компетентность личности в условиях становления информационного общества. URL: http://gigabaza.ru/doc/86387.html
3. Бажаева А. А. Рекомендации для создания личного образовательного маршрута обучающихся. Раздел: общепедагогические технологии (2014). URL: http://festival.1september.ru/articles/638074/
4. Бовтенко М.А. Информационно-коммуникационные технологии в преподавании иностранного языка: создание электронных учебных материалов: учеб. пособие / М. А. Бовтенко. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2008. – 111 с.
5. Бовтенко М.А., Гарцов А.Д., Ельникова С.И. [и др.; под ред. А.Д. Гарцова]. Компьютерная лингводидактика: теория и практика: курс лекций /. - Москва: Изд-во Российского университета дружбы народов, 2006. - 211 с.
6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте / СПб: Питер, 2008. - 398 с.
7. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. // Изучение мотивации поведения детей и подростков. /Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., «Педагогика», 1972. С. 30-57
8. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург: СОЮЗ, 1997. -224 c.
9. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика: Учеб. пособие для студ. Лингв. Ун-тов и фак. Ин.яз.высш.пед.учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336с.
10. Гарцов А.Д. Компьютерная лингводидактика: цели и задачи. // Вестник РУДН. Серия «Вопросы образования: языки и специальность». №2. М., РУДН, 2007, С.41-49.
11. Гриценко И.А. Клиповое мышление – новый этап развития человечества // Ученые записки РГСУ. 2013. №4 (104) С.71-74.
11а). Гусевская Н. Ю., Ерёмина В.М. Обучение иноязычному общению студентов неязыковых специальностей на основе использования ИКТ и активных методов обучения // Учёные записки ЗабГУ. Серия: Профессиональное образование, теория и методика обучения. 2013. №6 С.97-101.
12. Зейгарник Б.В. Патопсихология. –– Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - М.: Издательство Московского университета, 1986. – 287 с.
13. Зубов А. В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам / А.В. Зубов, И.И. Зубова. - Москва: Академия, 2009. – 140 с.
14. Зуева О. Законопроект «О правовом регулировании деятельности социальных сетей» https://7x7-journal.ru/post/93662
15. Использование интерактивной доски на уроках иностранного языка https://anrotech.ru/blog/ispolzovanie-interaktivnoj-doski-na-urokah-inostrannogo-yazyka/
16. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков: справочное пособие. М.: Дрофа, 2008. 431 c.
17. Копыловская М.Ю. Межкультурный «digital native/digital immigrant» конфликт в современном преподавании английского языка // Вестник СПбГУ. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2014. №1.
18. Кривая забывания Эббингауза и методики повторения, https://pikabu.ru/story/krivaya_zabyivaniya_yebbingauza_i_metodiki_povtoreniya_1887744
19. Куркан Н. В. Эффективность смешанного обучения при обучении иностранному языку в условиях современного образования / Н. В. Куркан // Молодой ученый. 2015. № 5. С. 488-491. URL: http://moluch.ru/archive/85/pdf/355/#8
20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики / А.Н. Леонтьев. – Москва, 1981.
21. Лыкова И. В. Информационно-коммуникационно-технологическая компетенция (ИКТ-компетенция) // Молодой ученый. — 2014. — №4. — С. 1016-1018.
22. Мелихова А.А. Понятие информационно-коммуникативной компетентности в контексте проблем гуманитаризации процесса подготовки современного специалиста в техническом вузе// Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 9. С. 101-108
23. Мишота И. Ю. Применение «смешанного» обучения (“blended learning”) в образовательном процессе в ВУЗах / И. Ю. Мишота // Сборник трудов Историкоархивного института: рецензируемый сборник научных трудов. М., 2012. Т. 39. С. 452-456.
24. Наиболее эффективные школы обучения английскому по скайпу: https://edunews.ru/seminary/angliyskiy/programmy-dlya-izucheniya-na-kompyutere.html
25. Особенности преподавания иностранного языка в условиях новой парадигмы образования: (внедрение ФГОС нового поколения в практику обучения иностранному языку): учеб. пособие / М-во образования Моск. обл., Гос. образоват. учреждение высш. проф. образования Моск. гос. обл. ун-т; [Л. В. Сарычева и др.]. - Москва: МГОУ, 2014. - 160 с
26. Мишота И. Ю. Применение «смешанного» обучения (“blended learning”) в образовательном процессе в ВУЗах / И. Ю. Мишота // Сборник трудов Историкоархивного института: рецензируемый сборник научных трудов. М., 2012. Т. 39. С. 452-456.
27. Остапенко А. С. Гибридное обучение: новые возможности при обучении иностранному языку в школе / А. С. Остапенко // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2017. Том 3. № 1. С. 270-279.
28. Повторение пройденного – нужно ли и зачем? http://engblog.ru/repetition
29. Попова Г. И. Конструирование электронных учебных материалов в профессиональной подготовке учителей: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Краснодар, 2006. — 23 с
30. Потапова Р. К. Новые информационные технологии и лингвистика: учеб. пособие; Московский гос. лингвистический ун-т. - Изд. 6-е. - Москва: ЛЕНАНД, 2016 - 364 с.
31. Приказ от министерства образования (№3926 от 03.12.2001) «О единой организации и координации работ в области информатизации образования в России»
32. Приложения для запоминания английских слов, https://englex.ru/28-best-applications-for-learning-english/
33. Программы для самостоятельного изучения английского языка https://edunews.ru/seminary/angliyskiy/programmy-dlya-izucheniya-na-kompyutere.html
34. Программы обучения по скайпу с репетитором: https://edunews.ru/seminary/angliyskiy/programmy-dlya-izucheniya-na-kompyutere.html
35. Протокол, Паспорт Совета при Президенте РФ по Стратегическому Развитию и Приоритетным Проектам от 25.10.2016 № 9, URL: https://www.glavbukh.ru/npd/edoc/97_271648?serviceupdate=1®=ok&from=pw_f5
36. Пьяных Е. Г. Развитие информационно-коммуникационной компетентности управленческих кадров системы образования в процессе повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук. — Томск, 2007. — 23 с.
37. Семенова И. Н. Дидактический конструктор для проектирования моделей электронного, дистанционного и смешанного обучения в ВУЗе / И. Н. Семенова, А. В. Слепухин // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 68-74.
38. Семеновских Т. В. Феномен «Клипового мышления» в образовательной вузовской среде // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №5 (24) С.134-144.
39. Сидорова М. Я netspeak бы выучил только за то.. // Дети в информационном обществе. — 2011. - № 8.- С. 32-41.
40. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. — М: Google, 2013. — 165 с.
41. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компетентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследования / — М.: Фонд Развития Интернет, 2013. — 144 с.
42. Сысоев П. В. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий: учебно-методическое пособие / П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев. - Москва; Ростов-на-Дону: Глосса-Пресс Феникс, 2010. – 177 с.
43. Сысоев П.В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. №4 (20) С.115-127.
44. Сысоев П.В., Евстигнеев М.К. Компетентность преподавателя иностранного языка в области использования информационных и коммуникационных технологий // Язык и культура. 2014. №1 (25) С.160-167.
45. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Текст] / Министерство образования и науки Российской Федерации. ─ М.: Просвещение, 2014. – 48 с.
46. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 №273-ФЗ)
47. Халеева И. И. Вторичная языковая личность как реципиент инофонного текста//Язык-система. Язык-текст. Язык-способность. [Текст] / Халеева И.-М., 1995.
48. Хуторской А.В. Дидактика: Учебник для вузов. Стандарт 3-го поколения. – СПб: Питер, 2016. – 720 c.
49. Шатилов С.Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности №2103 «Иностр.яз». М.: Просвещение, 1986. 223 с.
50. Эльконин Д. Б. Возрастные особенности младших подростков / Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967. - 560 с.
51. Aviram A., Eshet-Alkalai Y. Towards a theory of digital literacy: Three scenarios for the next steps [Электронный ресурс]. European Journal of Open, Distance and E-Learning. (2006). URL: http://www.eurodl.org/index.php?p=archives&year=2006&halfyear=1&abstract=223
52. Bonk C. J. The handbook of blended learning environments: global perspectives, local designs / C. J. Bonk, C. R. Graham. San Francisco: Jossey-Bass/ Pfeifer, 2006.
53. Curran J. Implementing the Digital Technologies Curriculum [Электронный ресурс]. URL: https://www.digitaltechnologieshub.edu.au/teachers/australian-curriculum/ict-vs-digital-technologies
54. Dudeney, G., N. Hockly, & M. Pegrum (2013): Digital Literacies. Harlow: Pearson, 2013. - 387 p.
55. Evans V. and Gray E., Welcome, издательство Express Publishing, 2008
56. Friesen N. Report: defining blended learning, 2012. URL: www.learningspaces.org/papers/Defining_Blended_Learning_NF.pdf
57. Singh H. A white paper: achieving success with blended learning / H. Singh, C. Reed // American society for training and development, 2001.