Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день в сфере в нашей стране продолжаются смещения приоритетов в направлении демократизации и гуманизации образовательного процесса в связи с изменением требований общества к начальному профессиональному образованию. Одной из важных задач уже на начальных этапах образовательного процесса является создание условий для подготовки кадров, которые впоследствии смогут самореализоваться как личностно, так и профессионально, и вывести страну из социального и экономического кризиса. В связи с этим формирование социальной активности школьников и студентов является не только учебной, н и социально-значимой задачей, целью которой является постоянное повышение уровня качества будущего специалиста, а так же коррекция общественных и социальных отношений посредством процессов формирования и повышения уровня субъективности и самостоятельности школьников и студентов.
Смещение приоритетов происходит не только по отношению к учащимся, но и к роли преподавателей в образовательном процессе. Компетентностный подход, который лежит в основе современного образовательного процесса, ставит перед педагогами задачу подготовить самостоятельных, творческих специалистов, способных быстро адаптироваться к постоянно-меняющимся условиям жизни, что невозможно без эффективной организации самостоятельной работы школьников и студентов. В связи с этим, очевидной и одной из первостепенных задач для современного педагога становится разработка и подбор эффективного и инновационного методического насыщения образовательного процесса, которое обеспечит впоследствии качественное образование, которое, согласно концепции социально-экономического развития РФ 2020-2021гг., является одной из основных ценностей современных граждан, в этом и заключается актуальной выбранной темы нашего исследования – самостоятельная работа школьников и студентов: формы, методы и стимулы.
Объект исследования – процесс организации самостоятельной работы.
Предмет исследования – формы, методы и стимулы школьников и студентов в процессе самостоятельной работы.
Цель данной курсовой работы – усовершенствование процесса организации самостоятельной работы школьников и студентов.
В соответствии с целью данной курсовой работы, мы ставим перед собой следующие задачи:
1. Изучить сущность понятия «самостоятельная работа» в психологическом, философском и педагогическом аспектах.
2. Рассмотреть основные виды и функции самостоятельной работы.
3. Выделить основные формы реализации и методы организации самостоятельной работы.
4. Выделить основные стимулы обучающихся в процессе самостоятельной работе.
5. Выделить основные проблемы организации процесса самостоятельной работы в общем и профессиональном образовании, способы их решения.
Тщательный обзор теоретических и практических аспектов современного образовательного процесса свидетельствует о том, что сам процесс организации самостоятельной работы, а так же способы формирования и развития умений и навыков исследовательско-поисковой деятельности у учащихся недостаточно теоретически изучены и обоснованы.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
идеи деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов (Б.Г. Ананьев, В.И. Байденко, А.А. Вербитский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Болотов, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В. В. Сериков, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс и другие);
теоретические основы развития общего и профессионального образования (А.Г. Асмолов, Г.Н. Жуков, Н.Э. Касаткина, А.М. Новиков, Е. Л. Руднева, Т.М. Чурекова и другие), в том числе концепции, основанные на компетентностном подходе (В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.А. Сластенин и другие);
теоретические положения о сущности, видах, технологиях самостоятельной работы и самостоятельной учебной деятельности (Е.В. Быстрицкая, Л.Г. Вяткин, М.Г. Гарунов, В. И. Загвязинский, Е. Ю. Илалтдинова, И.И. Ильясов, Р.А. Низамов, П.И. Пидкасистый, Е.С. Полат и другие);
исследования субъектной позиции учащихся (Л.В. Байбородова, В.Н. Белкина, Н.М. Борытко, А.В. Брушлинский, О.А. Мацкайлова и другие);
- теории профессионально-личностного и творческого развития и саморазвития личности (Л.И. Божович, Э.Ф. Зеер, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, В.А. Сластенин и другие).
Анализ диссертационных и монографических исследований (Л.И. Капустина, Л.А. Котельникова, Н.В. Кривенко, Г.Г. Кругликова, Я.И. Мельниченко, Н.О. Хлупина и другие) показывает, что при организации самостоятельной работы учащихся внимание исследователей в основном фокусируется на общих вопросах активизации их творческой самостоятельности, форм и видов самостоятельной работы, но при этом недостаточно исследованными остаются вопросы поэтапного введения учащихся во все более сложные формы самостоятельной работы, способствующие их постепенному переходу от репродуктивных к продуктивным и самостоятельно инициируемым креативным формам, обеспечивающим формирование разных уровней выполнения самостоятельной работы.
Для решения поставленных задач использовались методы исследования – теоретические, практические и статистические (анализ и обобщение психолого-педагогической и методической литературы, научных публикаций и диссертационных исследований, анализ нормативно-правовых документов, сравнение и обобщение педагогического опыта, изучение государственных образовательных стандартов, учебных программ, обобщение и систематизация научных положений по теме исследования изучение методической базы (анкетирование, тестирование, опрос, педагогическое наблюдение), анализ продуктов самостоятельной деятельности учащихся).
Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В последнее время процессу самостоятельной работы учащихся школьников и студентов придается все большее значение и уделяется все больше и больше внимания. Продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной работы обучающихся, в которых перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, позволяют им осознанно и активно усваивать знания и позволяют творчески применять их в новых условиях: сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у обучающихся, углубление в образовательную деятельность; работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать; исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы обучающихся.
Формы самостоятельной работы определяются содержанием дополнительной общеразвивающей программы, степенью подготовленности обучающихся. Они могут быть тесно связаны с теоретическими занятиями и иметь учебный, учебно-исследовательский характер. Форму самостоятельной работы обучающихся определяют педагоги дополнительного образования при разработке дополнительных общеразвивающих программ. Самостоятельную работу необходимо организовывать во всех звеньях образовательного процесса, в том числе и в процессе усвоения нового материала. Обучающимся необходимо прививать активную позицию, делать их непосредственными участниками процесса познания. Организация самостоятельной работы должна способствовать развитию мотивации получения знаний обучающихся. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер, быть чётко сформулированной. Содержание самостоятельной работы должно обеспечивать полный и глубокий комплекс заданий. В ходе самостоятельной работы необходимо обеспечить сочетание репродуктивной и продуктивной учебной деятельности обучающихся.
В первой главе мы рассмотрели теоретический и практический подход к изучению данной проблемы, изучили различные точки зрения авторов относительно сущности понятия самостоятельная работа, классифицировали ее основные формы и виды. Во второй главе ы рассмотрели отличительные особенности и проблемы организации процесса самостоятельной работы в ходе обучения в школе и при получении дополнительного образования, а затем дали рекомендации по повышению качества и эффективности организации процесса самостоятельной работы.
При организации самостоятельной работы необходимо предусмотреть адекватную обратную связь, т.е. правильно организовать систему контроля.
Данный подход к разработке материала для самостоятельной работы обучающихся позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности обучающихся.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архипкина Г. Д. Факторы, определяющие эффективность самостоятельной работы / Г. Д. Архипкина – Символ науки. – 2017. - № 5. - С. 156-158.
2. Бермус А. Г. Практическая педагогика. Учебное пособие / А.Г. Бермус. – М.: Юрайт, 2020. – 128 с.
3. Бордовская Н. В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. –Санкт-Петербург : Питер, 2017. – 304 с.
4. Борытко Н. М. Педагогика / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков ; под ред. Н. М. Борытко. – Москва : Академия, 2017. – 496 с.
5. Буряк В.К. Активность и самостоятельность учащихся в познавательной деятельности / В.К. Буряк // Педагогика. – 2018. – № 8. – С. 71-78.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – Москва: Педагогика-Пресс, 1999. – 536 с.
7. Вяткин Л.Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке / Л.Г. Вяткин. – Саратов, 1978. – 25 с.
8. Галицких Е. Организация самостоятельной работы студентов / Е. Галицких – Высшее образование в России. – 2016. – № 6. – С. 160-163.
9. Георге, И. В. Дидактические условия реализации самостоятельной работы / И. В. Георге // СПО. – 2019. – № 9. – С. 48-51.
10. Гладких, В. Г. Современные подходы к организации учебного процесса в профессиональном колледже [Электронный ресурс] / В. Г. Гладких // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры : материалы Всерос. науч.-метод. конф. (г. Оренбург, 29-31 января 2018 г.). – Оренбург, 2018. – Режим доступа: http://elib.osu.rU/bitstream/123456789/154/1/2571-2576.pdf.
11. Коларькова О.Г. Организация самостоятельной работы студентов среднего профессионального образования в контексте компетентностного подхода / О.Г. Коларькова // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 3 (часть 1). – С. 143-147.
12. Кудрявцева Т.А. Проблемы организации самостоятельной работы в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов / Т.А. Кудрявцева, Т.И. Пуртова, М.Г. Соколова – Инновационное развитие ПО, 2019. – № 2. – С.39-43.
13. Малкин И.И. О классификации и рациональном сочетании видов самостоятельных работ учащихся / И.И. Малкин // Вопросы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся – Казань. – 2017. – С. 24-29.
14. Маркова А.К. Формирование мотивации учения / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – Москва: Юрайт, 2014. – 192 с.
15. Нильсон О.А. Теория и практика самостоятельной работы учащихся / О.А. Нильсон. – Таллин: Валгус, 1976. ¬– 263с.
16. Онищук В.А. Урок в современной школе / В.А. Онищук. – Москва: Юрайт, 2017. – 301с.
17. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование / П.И. Пидкасистый. – Москва: Педагогика, 2011. – 240 с.
18. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. – Москва: Академия, 2019. – 368 с.
19. Рубаник А.Ф. Самостоятельная работа студентов / А.Ф. Рубаник, Г.Н. Большакова, Н.П. Тельных // Высшее образование в России. – 2018. – №6. –С. 120-124.
20. Семенцова М.П. Особенности организации самостоятельной работы обучающихся в свете требований ФГОС СПО [Электронный ресурс] URL: https://obuchalka.org/20210326130714/osobennosti-organizacii-samostoyatelnoi-raboti-obuchauschihsya-v-svete-trebovanii-fgos-spo-semencova-m-p-shlyahtina-o-s-2020.html (дата обращения 14.05.2021)
21. Хлупина, Н. О. Организация самостоятельной работы студентов по овладению компетенциями в учреждениях среднего профессионального образования: дис. канд. пед. наук. / Н.О. Хлупина. – Кемерово, 2017. – 224 с.