Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня все больше внимания уделя-ется развитию системы инклюзивного образования, направленной на удо-влетворение интересов и потребностей детей с ограниченными возможно-стями здоровья. Разрабатываются новые подход к выявлению нарушений, а также методы терапии и реабилитации, программы социализации и адап-тации. Проводятся различные мероприятия, направленные на поддержку и популяризацию этой сферы на федеральном, региональном, муниципаль-ном уровнях. Важно обеспечить такое содержание обучения детей с ОВЗ, которое обеспечит полноценное личностное, психическое и физическое развитие каждому члену общества, в том числе инвалидам, людям с нару-шением физического и ментального развития [1].
Сегодня перед обществом стоит серьезная задача, направленная на активное вовлечение детей с ОВЗ в социальную и общественную деятель-ность, а также на повышение качества их жизни, уровня самостоятельно-сти, способности к самообслуживанию. Это позволит им более успешно адаптироваться к обществу, реализовать себя, приспособиться к трудовой, учебной деятельности, овладеть профессий [7]. Одной из серьезных пато-логий, препятствующих нормальному обучению и воспитанию детей, их успешной адаптации в обществе, являются сенсорные и интеллектуальные нарушения, которые влекут за собой ряд других психологических и пси-хофизиологических нарушений, в том числе, нарушения мыслительных процессов [3].
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей развития мышления у детей младшего школьного возраста с ОВЗ
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьников с ОВЗ
Под мыслительной деятельностью подразумевают вид деятельности человека, направленный на решение разнообразных мыслительных задач, раскрытие сущности чего-либо, установление причинно-следственных свя-зей [15].
В психолого-педагогической литературе существует множество раз-личных рекомендаций и схем составления характеристик ученика. У каж-дой из них есть свои плюсы и минусы. Проанализировав существующие на сегодняшний день критерии составления характеристик, мы выделили несколько основных требований, которым эти характеристики должны со-ответствовать:
1. Характеристика должна максимально полно отражать индивиду-ально-психологические особенности конкретного ребенка (контингента де-тей), проявляющиеся в общении, поведении, обучении.
2. Характеристика должна быть легко "читаемой" и понятной для других специалистов, не знакомых с характеризуемым ребенком (контин-гентом детей).
3. Характеристика должна составляться по стандартной схеме, этот процесс не должен быть трудоемким.
4. Структура характеристики должна включать 5 основных блоков:
1) общие сведения о ребенке (исследуемом контингенте детей);
2) особенности познавательной деятельности;
3) особенности личности;
4) особенности поведения;
5) выводы и рекомендации.
Приведем психолого-педагогическую характеристику детей младше-го школьного возраста с ОВЗ в соответствии с представленной выше схе-мой. В характеристике рассмотрены основные черты, которые свойствен-ны всем детям с ОВЗ, вне зависимости от характера патологии.
Общие сведения о детях младшего школьного возраста с ОВЗ
У большинства детей с ОВЗ в результате соматических дефектов, нарушаются и другие психические процессы. Прежде всего, у детей с ОВЗ отмечается слабая концентрация внимания, низкая устойчивость и пере-ключаемость. Существенно нарушается память, отмечаются многочислен-ные отклонения в развитии различных видов мышления. В первую оче-редь, страдает мышление. Это влечет за собой нарушения в поведении, личностном развитии. У многих детей отмечается неадекватная самооцен-ка, существенно страдают мыслительные операции, способность к самопо-знанию и саморазвитию [10, c.84].
Обращает на себя внимание несформированность мотивации к овла-дению речью. Многие дети не замечают дефектов, либо же не стремятся к развитию и совершенствованию речи, поскольку у них отсутствует сам мо-тив для общения. Это выражается в быстром исчерпывании первоначаль-ного мотива, снижении значимости учебных требований, в низком уровне игровой мотивации, в нарушениях эмоционально-волевого развития. У де-тей с общим недоразвитием речи отмечается существенное снижение стремления к успеху, и на первом плане появляется мотив избегания не-удач. Характерным признаком является мотивационная ригидность. Уро-вень мотивации детей во многом определяет их личностные особенности, поведенческие черты и характер деятельности [2, c.127].
Низкий уровень мотивации находит свое отражение и в других сфе-рах. В частности, у школьников с ОВЗ практически полностью отсутствует мотив к общению, как со сверстниками, так и со взрослыми. Это негативно отражается на коммуникативных способностях детей с ОВЗ. У школьников с ОВЗ имеется дефицитарность коммуникативной способности, недостатки в освоении средств общения и запаздывание в формировании различных форм речи [21, c.2].
Особенности познавательной деятельности
В связи с неполноценной речевой деятельностью, отмечается нару-шение сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы у де-тей [18, c.97].
Наиболее негативно отражаются на дальнейшем развитии детей нарушения познавательной деятельности. Это негативно сказывается на формировании способности к взаимодействию со сверстниками, а также со взрослыми людьми. У детей с ОВЗ, существенно ограничены речевые средства, которыми они владеют, житейские понятия обеднены. Это не да-ет возможности ребенку высказать своё мнение, выстроить конструктивные отношения. Прежде всего, нарушается общение в группе сверстников. Де-ти не способны освоить приемлемые формы поведения [5, c.2].
Это влечет за собой снижение самооценки, либо её неадекватность. В исследованиях Логиновой Е.А и Юдиной С.А. [17], говорится о том, что у большинства школьников с ОВЗ отмечается недостаточное развитие не-вербальных психических функций. В первую очередь, нарушается внима-ние детей. Для него характерен низкий уровень устойчивости, неспособ-ность к распределению. Отмечается нарушение концентрации и объема внимания. Основным проявлением низкой концентрации внимания являет-ся неспособность удерживать внимание на одном объекте в течение неко-торого времени. Также ребёнок не способен выделить один объект и от-влечься от остальных. Недостаточность распределения внимания находит свое выражение в неспособности к удержанию во внимании одновременно нескольких объектов.
Глава 2. Практические основы развития мыслительных процессов у детей с ОВЗ
2.1. Констатирующий этап
Организация исследования. Нами было проведено исследование уровня развития у детей младшего школьного возраста. В исследовании приняло участие 10 детей младшего школьного возраста с диагнозом ОНР. В работе применялись следующие методики:
1. Методика Э.Ф. Замбацявичене (на основе словесного материала) и тест «Абстрактное логическое мышление» Л.А. Ясюковой;
2. Тест на развитие словесно-логического мышления «Невербальная коммуникация» Т.Д. Марцинковой.
При оценке уровня развития мышления, детям предъявляли соответ-ствующие задания, направленные на оценку сформированности таких опе-раций логического мышления, как анализ (методика «Нелепицы»); синтез (методика «Времена года»); сравнение (методика «Найди отличия»); обобщение (методика «Что здесь лишнее?»); классификация (методика «Раздели на группы»). Также оценивали уровень развития невербальной коммуникации и абстрактного мышления у дошкольников.
Исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирую-щий и контрольный.
На констатирующем этапе нами было проведено первичное исследо-вание, направленное на выявление исходного уровня развития словесно-логического мышления.
В рамках второго этапа - формирующего этапа, была разработана и реализована программа, направленная на развитие мышления у детей.
На третьем этапе было проведено повторное исследование, направ-ленное на оценку изменений, произошедших в мышлении детей, а также на оценку разработанной нами программы развития словесно-логического мышления. Применялись все те же методики, что и на констатирующем этапе.
Результаты констатирующего этапа. Для оценки уровня сформи-рованности мышления детей с ОНР, нами применялась таблица уровней и критериев сформированности операций логического мышления (табл.1).
2.2. Формирующий этап
В ходе исследования нами была разработана коррекционно-развивающая программа, направленная на развитие мышления у детей младшего школьного возраста с ОНР. Новизна программы состоит в со-здании специфической системы заданий логико-конструктивного характе-ра. Работа ведется с использованием математического планшета.
Мыслительные процессы детей развиваются через различные виды деятельности. Данная программа позволяет создать оптимальные условия для ведения продуктивной познавательной деятельности детей, а также существенно расширяет их кругозор, способствует развитию творческих способностей. В основу программы положено предположение о том, что развитие детей происходит в процессе деятельности. Соответственно, лю-бая практическая деятельность поможет детям лучше усвоить практиче-ские материалы, снизить уровень переутомления.
В работе используется математический планшет, который представ-ляет собой развивающий тренажёр, который дает возможность детям кон-струировать различные изображения на плоскости. Чаще всего использу-ются математические объекты: цифры, геометрические фигуры, узоры. Тем не менее, планшет может быть использован для изображения различных узоров, бытовых предметов, животных, растений. По сути, используется метод рисования резинками, который даёт детям уникальную возможность повысить свою заинтересованность в образовательном процессе, развивает тактильные ощущения, поскольку дети выполняют определенные манипу-ляции кончиками пальцев. Это способствует сенсомоторному развитию де-тей. Дети запоминают именно форму геометрических фигур, изображае-мых силуэтов.
На основе тренажера в дальнейшем у ребенка формируется ориента-ция на плоскости, умение работать со схемой. Дополнительно развивается логика, фантазия, мелкая моторика, пространственное восприятие. Кроме того, такая работа позволяет детям сконцентрировать внимание, развивает усидчивость, навыки коллективной работы и коммуникативной деятельно-сти. Соединяя точки между собой в единую фигуру, ребёнок учится сам устанавливать связи между различными предметами, понимает разницу между частным и единым.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из серьезных патологий, препятствующих нормальному обу-чению и воспитанию детей, их успешной адаптации в обществе, являются сенсорные и интеллектуальные нарушения, которые влекут за собой ряд других психологических и психофизиологических нарушений, в том числе, нарушения мыслительных процессов [3].
Дети с ОВЗ нуждаются в целенаправленном развитии мыслительных процессов и в постоянной дополнительной стимуляции мотивации. Важно отметить, что нужно создать такие условия, при которых у ребенка выра-ботается достаточный уровень внутренней мотивации.
Разработанность данной тематики находится на низком уровне. Во многом именно это и определило выбор темы исследования.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абдулкаюмова Г.И. Коррекция эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. - №64-1. - С. 4-6.
2. Аркатова А.Л., Самофал Р.А. Коррекционно-педагогическая работа по формированию мотивации к овладению правильной речью у детей старшего дошкольного возраста с ОНР // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2017. - №2. – С. 125-129.
3. Борисова Д.С. Использование инновационных подходов в коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников // Международный журнал «Символ науки». – 2017. - №5. – С. 151-153.
4. Бортникова Е.В. Развиваем внимание и логическое мышление. Тетрадь. Для детей 5-6 лет / Елена Бортникова. - Москва: Машиностроение, 2016. - 184 c.
5. Верхоламочкина Н. Г. Модели межличностного взаимодействия дошкольников с патологией речи со здоровыми сверстниками // Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2018. – № 9 (сентябрь). - URL: http://e-koncept.ru/2018/182022.htm
6. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2015. – 104 с.
7. Вудмаска О.А., Морозова В.В. Особенности развития мыслительных операций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2014. - №1. - С. 24-27.
8. Горбунова Е.В., Хаидов С.К. Особенности формирования самооценки у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Акмеология. – 2018. - №1. – С. 83-86.
9. Дмитриева В. Г. Альбом по развитию мышления. 3-6 лет / В.Г. Дмитриева. - М.: АСТ, 2015. - 775 c.
10. Домрачева Л. К. Проект «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2017. – № 11. – ART 26040. – URL: http://www.kids.covenok.ru/26040.htm.
11. Жулина Е.В., Кузнецова Т.Н. Исследование нарушений связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. - №64-1. - С.114-116.
12. Земляченко М.В. Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). Казань: Бук, 2017. С. 69-71.
13. Земцова О.Б. Задачки для ума. Развиваем мышление. Для детей 2-3 лет / Ольга Земцова. - М.: Machaon, Азбука-Аттикус, 2014. - 483 c.
14. Красильникова В.А. Экспериментальное исследование формирования психологической готовности к школьному обучению у детей с ОНР 3 уровня // Вопросы науки и образования. – 2017. - №11-12. - С.245-248.
15. Лебедева С. А. Развитие логического мышления у детей [Текст] / С. А. Лебедева. – М.: Илекса, 2019. – 244 с.
16. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст] / А. Н. Леонтьев. – М.: Наука, 2012. – 450 с.
17. Логинова Е.А., Юдина С.А. Особенности развития неречевых психических функций у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Специальное образование. – 2015. - №1. - С. 208-211.
18. Люсова Е.С. Особенности состояния игровой деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи // Специальное образование: материалы 12 Международной конференции: СПб. – 2016. – С.95-99.
19. Насибуллина А.Д., Польшина М.А. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе подготовки к обучению в школе // Казанский педагогический журнал. – 2017. - №2. – С. 1-5.
20. Насибуллина А.Д., Хасанова Д.М. Особенности психолого-педагогического сопровождения старших дошкольников-билингвов с общим недоразвитием речи // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. - №64-2. - С. 114-118.
21. Нетужилова О.С. Преодоление коммуникативных нарушений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи как условие инклюзивного образования // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2015. – С. 3-4.
22. Омарова З.К. Инновационные технологии в практике работы ДОУ для детей с ОВЗ // Достижения науки и образования. – 2019. - №11(52). – С. 40-42.
23. Особенности словесно-логического мышления у старших дошкольников с общим недоразвитием речи [электронный ресурс]. – режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-osobennosti-slovesnologicheskogo-mishleniya-u-starshih-doshkolnikov-s-obschim-nedorazvitiem-rechi-282572.html (дата обращения - 06.04.2021).
24. Развитие креативно-интеллектуального творчества у дошкольников с помощью логических игр головоломок [Электронный ресурс]. - URL: http://www.secreti.info/23-2p.html (дата обращения: 16.04.21).
25. Самойленко Е.В., Лихачева Н.Н. Формирование речемыслительной деятельности дошкольников с общим недоразвитием речи // Приволжский научный вестник. – 2014. - №12-4(40). – С. 87-90.
26. Соловьева Г.А. Развитие логического мышления дошкольников посредством элементов ТРИЗ-технологии // Вестник экспериментального образования. – 2015. - №1(1). - С. 24-28.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - URL: http://www.edu.ra/dbminobr/mo/Data/d_i3/rn li55.pdf. (Дата обращения 10.05.2021).
28. Финкельштейн Б. Б. Математический планшет для малышей (альбом): М.: Корвет. – 2020. – 14 с.
29. Черемных Л.А. Развитие логических приемов мышления у старших дошкольников: методические рекомендации. - Институт психологии и педагогики детства. – Екатеринбург, 2019. – 88 с.
30. Шевелев К.А. Логика. Сравнение. Счет. Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет / Шевелев Константин. - М.: Ювента, 2017. - 922 c.