Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Во вновь сформировавшихся условиях в обществе и в культуре регулярно идут трансформации в социальной и политической структурах в стране. Коснулась эта трансформация также школы, которая находится на этапе реорганизации, и, так или иначе, оказывают влияние практически на все сферы в воспитании и учебе.
Формируются учебные заведения нового вида, изменяются направления сути учебы и воспитательного процесса. Иначе говоря, возникают воспитательные методики, выполняются различные экспериментальные исследования, в процессе которых учебное заведение открыто перед ребенком и для ребенка, возникают положительные контакты и условия между членами семьи и классным руководителем, между подрастающими личностями и родителями.
По этой причине сегодня очень свежая мысль в педагогике о совместном сотрудничестве классных руководителей, детей и их членов семьи.
Огромную роль в построении такого рода коммуникаций отводится классному руководителю. Классный руководитель должен быть открытым изнутри, интересы ребенка должны быть у него в приоритете, классный руководитель должен выстраивать добрые и хорошие коммуникации с членами семьи (мамами, папами и пр.).
Но ряд сложностей (в плане бытовом, финансовом, общественном) препятствуют классному руководителю полностью отвечать этим требованиям. Подготовительная работа классного руководителя к сотрудничеству с членами семьи – востребованная и непростая цель.
Достижение ее подразумевает создание серьезного направления, построение навыков у классного руководителя сопоставлять все моменты, которые создают коллектив и личность, на получение нужных результатов в процессе воспитания, способность объединять все механизмы влияния в конкретно созданный процесс обучения и воспитания.
Цель исследования – разработать эффективные технологии работы классного руководителя с родителями младших школьников.
Объект исследования – процесс работы с родителями.
Предмет исследования – технологии работы классного руководителя с родителями младших школьников.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Выявить проблемы работы классного руководителя с родителями младших школьников, описанные в психолого-педагогической литературе.
2. Определить психологические аспекты работы классного руководителя с родителями младших школьников.
3. Охарактеризовать методику работы классного руководителя с родителями младших школьников.
4. Провести исследование удовлетворенности родителей младших школьников взаимодействием с классным руководителем.
5. Разработать программу работы классного руководителя с родителями младших школьников.
База исследования: МБОУ «Школа № 5» города Тамбов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, описательный, сравнительный, классификация, обобщение, хронологический, опрос, моделирование, проектирование, наблюдение.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ КЛАССНОГО РУКОВОДСТВА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. Проблемы работы классного руководителя с родителями младших школьников в психолого-педагогической литературе
Классный руководитель – это звено, которое соединяет школу и родителей школьников. Он позволяет организовать всецелое развитие ребенка и проводит работу с родителями.
Между классным руководителем и родителями всегда присутствует тесное взаимодействие, ведь и школа, и родители заинтересованы в том, чтобы развивать ребенка, раскрывать его личность, обучать его и наставлять.
Воспитательная работа, которая происходит в школе, не может существовать отдельно от семейных обстоятельств, в которых воспитывается ребенок дома, поэтому работа с родителями – это важнейший элемент работы классного руководителя [21].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проведенной работы были сделаны следующие выводы.
Процесс взаимодействия классного руководителя и родителей – это важная работа, которая оказывает большое влияние на младших школьников. Работа классного руководителя с родителями приносит большие плоды в том случае, если она грамотно продумана и реализована. Работа с родителями должна осуществляться регулярно и логически вписываться в общую деятельность классного руководителя.
2. Учебно-воспитательная деятельность школы не может полноценно развивать личность и психику младшего школьника без участия родителей. Именно по этой причине работа классного руководителя (как представителя воспитательного и учебного процесса в школе) и родителей (как представителя воспитательного и учебного процесса в семье) является ключевым фактором в успешном и всестороннем развитии ребенка.
3. Классный руководитель – это центр организации воспитательных и образовательных процессов. Родители часто могут дать оценку школьному образованию по общению с классным руководителем ребенка, так как они анализируют его профессионализм и компетентность в процессе общения с классным руководителем. Общение с классным руководителем позволяет родителям быть спокойным за своего ребенка – они отчетливо видят кто и как именно воспитывает их ребенка в школе.
4. Работа классного руководителя с родителями должна быть систематическая и начинаться с первых дней обучения ребенка. Выстраивание дружеских отношений между классным руководителем и родителями позволяет организовать единую тактику воспитания ребенка, что позволяет использовать и в школе, и в семье одни и те же принципы воспитания.
В ходе констатирующего эксперимента выявлен низкий уровень удовлетворенности родителей младших школьников взаимодействием с классным руководителем. При среднем уровне общей удовлетворенности родителей классным руководителем родителей категорически не устраивает уровень вовлеченности их в педагогический процесс, а также качество личного общения с классным руководителем. Чуть выше оценили родители качество проведения родительских собраний, но этот показатель также недостаточен.
Программа работы классного руководителя с родителями младших школьников должна строиться, прежде всего, на принципе постоянного сотрудничества. Разработанная программа состоит из трех частей.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Распоряжение правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025». - М.: Российская газета - Федеральный выпуск, 2015. -№ 6693 (122).
2. Алиханова Р. А., Алиханова А. Р. Педагогические условия взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младших школьников на этнопедагогических ценностях, 2018. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-vzaimodeystviya-semi-i-shkoly-v-duhovno-nravstvennom-vospitanii-mladshih-shkolnikov-na-etnopedagogicheskih (дата обращения 18.03.2021)
3. Андреева С. И., Фоменко А. А. Сотрудничество учителей с родителями: учимся вместе // Современное образование Витебщины, 2017. - № 2 (6). - с. 22-25.
4. Аскарова Т. И. Использование инновационных методик формирования и оценивания социализованности обучающихся: из опыта классного руководителя, - 2018. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-innovatsionnyh-metodik-formirovaniya-i-otsenivaniya-sotsializovannosti-obuchayuschihsya-iz-opyta-klassnogo (дата обращения 06.05.2021)
5. Аудмайкер К. Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 152 с.
6. Вильгельм А. М., Вильгельм А. В., Садкина Т. М. Представления родителей о коммуникативной культуре учителя, - 2018. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-roditeley-o-kommunikativnoy-kulture-uchitelya (дата обращения 18.03.2021)
7. Волокитина Ю. Н. Взаимодействие семьи школы в решении психологических, социально-педагогических и физиологических проблем адаптации первоклассников к школе. Концепт, 2017. - Т. 24. -с. 37-41.
8. Галстян С. Г. Инновационные формы родительского собрания в школьной образовательной организации // 2016. – № 4. – С. 52-63.
9. Грицай Л. А. Семейная педагогика: история семейного воспитания : учеб. пособие / Л. А. Грицай. – Саратов : Ай Пи Эр Медиа, 2019. – 154 с.
10. Гурьянова Т. А. Трудности взаимодействия молодых учителей с родителями // Вестник Алтайского государственного педагогического университета, 2017. - с. 38-40.
11. Гурьянова Т.А. Трудности взаимодействия молодых учителей с родителями // Вестник Алтайского государственного педагогического университета, 2017. - с. 38-40.
12. Джексон Н. Классный учитель: как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии: учебное пособие. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 286 с.
13. Джексон Н. Классный учитель: как работать с трудными учениками, сложными родителями и получать удовольствие от профессии: учебное пособие. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 286 с.
14. Ильясова Т. В. Работа классного руководителя с родителями, как одно из направлений воспитательной работы, - 2021. [Электронный ресурс] – URL: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rabota_klassnogo_rukovoditelya_s_roditelyami_kak_od_184813.html (дата обращения 15.03.2021)
15. Ионова, Т. Ю. Взаимодействие классного руководителя с родителями как одно из условий эффективности воспитания младших школьников / Т. Ю. Ионова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 106-107.
16. Ковязина Е. П. Условия формирования позитивных социальных компетенций у обучающихся профессиональных образовательных организаций [Текст] / Е. П. Ковязина // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 3 (15). — С. 80-87.
17. Кочергина О. А. Подготовка будущего учителя к работе с родителями, - 2016. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podgotovka-buduschego-uchitelya-k-rabote-s-roditelyami (дата обращения 15.03.2021)
18. Меренков А. В. Педагоги и родители в системе дошкольного образования: проблемы и противоречия взаимодействия / Меренков А.В., Антонова Н.Л. // Вестн. Перм. ун-та. Философия. Психология. Социология. – 2017. – № 2. – С. 275-281.
19. Михайлова, Л. А. Родительское собрание с элементами тренинга «Детская тревожность: ее причины и способы с ней справляться» / Л. А. Михайлова, С. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 1 (18). — С. 7-13.
20. Небратенко Н. Э. Совместное взаимодействие педагогов и родителей по социальному развитию дошкольников / Н. Э. Небратенко, Л. А. Миронова // Шк. как платформа для успешной социализации обучающихся на уровне профессионального образования : материалы IV регион. науч.-практ. (оч.-заоч.) конф. – Волгоград-Котово, 2017. – С. 33-35.
21. Нуриева А. Р., Маннуллина Р. Ф., Газизова Ф. С. Взаимодействие учителей и родителей в воспитании младших школьников, 2019. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimodeystvie-uchiteley-i-roditeley-v-vospitanii-mladshih-shkolnikov (дата обращения 16.03.2021)
22. Пистун Ю. В. Особенности взаимодействия педагога с родителями в условиях реализации ФГОС // Инновационные технологии в образовании и науке: материала международной науч.-практ. конф. Чебоксары: ЦНС Интерактив Плюс, 2017. - В 2 т. Т1. - с. 160-162.
23. Подшивалова Е. Н. Методика проведения социализационных занятий «Отбор содержания социализации» и «Оценивания социализованности» [Текст] / Е. Н. Подшивалова // Инновационное развитие профессионального образования. — 2017. — № 1 (13). — С. 72-81.
24. Подшивалова Е. Н. Методики проведения социализационных занятий [Текст] / Е. Н. Подшивалова // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. — 2016. — № 3. — С.133-152.
25. Позднякова Т. Н. Проблемы взаимодействия семьи и школы в современной образовательной практике, - 2019. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vzaimodeystviya-semi-i-shkoly-v-sovremennoy-obrazovatelnoy-praktike (дата обращения 06.05.2021)
26. Постоева Н. А. Инновационные формы сотрудничества учителей и семьи / Постоева Н. А., Швец С. В., Третьяк Н. И. // Формирование инновационной образовательной среды как условие развития субъектов образовательного процесса : сб. материалов XXIII межрегион. студ. науч.-практ. конф. и XVIII междунар. пед. чтений. – Архангельск, 2016. – С. 217-219.
27. Прокопьева Ю. П., Неустроева Е. Н. Совместная работа семьи и школы в воспитании ребенка. // Концепт, 2017. - Т 26. - с. 255-256.
28. Совместная работа учителя с родителями младших школьников / В. М. Романенко, К. Н. Хлебникова, Н. Н. Солошенко [и др.]. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 277-278.
29. Штерева Д. С. Взаимоотношения учащийся-учитель-родители, 2020. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimootnosheniya-uchaschiysya-uchitel-roditeli (дата обращения 18.03.2021)
30. Шульга А. В. Компоненты подготовки будущих учителей к работе с родителями младших школьников из неполных семей, - 2016. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komponenty-podgotovki-buduschih-uchiteley-k-rabote-s-roditelyami-mladshih-shkolnikov-iz-nepolnyh-semey (дата обращения 16.03.2021)