Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ 4
1.1 Понятия культурно - гигиенических навыков, значение для детей дошкольного возраста, педагоги, работавшие над этим вопросом 4
1.2 Классификация методов и приемов, используемых в ДОУ 13
1.3 Использование методов и приемов для формирования КГН у детей 3-4 лет 22
ГЛАВА 2. Содержание, формы и методы формирования культурно- гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 34
2.1 Организация, этапы, методы исследования 34
2.2 Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 49
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В последнее время состояние здоровья дошкольников вызывает обоснованные опасения. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, в последнее время количество здоровых дошкольников сократилось в 5 раз и составляет лишь около 10% от общего числа детей дошкольного возраста. контингент детей, поступающих в школу. В связи с этим одной из приоритетных задач нового этапа реформирования системы дошкольного образования должно стать сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них ценностей здоровья и здорового образа жизни обучение гигиеническим навыкам и навыкам самообслуживания.
Основы здоровья человека закладываются в раннем детстве. В это время детский организм пластичен, он гораздо более чувствителен к влиянию внешней среды, чем организм взрослого человека. От того, что это за действия, полезны они или нет, во многом зависит то, как будет развиваться его здоровье в будущем. Гигиеническое просвещение имеет большое значение для защиты и укрепления здоровья ребенка. Гигиеническое воспитание - неотъемлемая часть общего образования. Это также один из строительных блоков человеческой культуры. Некоторые родители глубоко ошибаются, полагая, что прививать своим детям гигиенические знания и навыки - это только дело медицинских работников. На самом деле, это дело родителей, особенно если учесть, что грань между хорошими гигиеническими навыками и основными принципами жизни настолько тонка, что ее можно считать незначительной.
В основном культурно-гигиенические навыки формируются в раннем дошкольном возрасте. Это потому, что именно в этом возрасте нервная система ребенка очень пластична, и такие действия, как прием пищи, одевание, умывание, повторяются систематически, каждый день и многократно. В детском саду дети осваивают следующие навыки: содержание тела в чистоте, культура питания, поддержание порядка в ближайшем окружении. Дети учатся правильным отношениям друг с другом и с взрослыми.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важную роль в защите их здоровья, помогает в правильной организации поведения в семье, в детском образовательном учреждении (далее ДОО), а также в других общественных местах. В конечном итоге не только собственное здоровье, но и здоровье других детей и взрослых зависит от знания и соблюдения детьми необходимых гигиенических правил и правил поведения. В повседневной работе с детьми вы должны стремиться к тому, чтобы соблюдение правил личной гигиены стало для них естественным требованием и чтобы их гигиенические навыки постоянно совершенствовались по мере их роста.
Цель исследования: определение педагогических условий формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Объект исследования: культурно - гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста.
ГЛАВА 1. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
1.1 Понятия культурно - гигиенических навыков, значение для детей дошкольного возраста, педагоги, работавшие над этим вопросом
Великий профессор Ян Амос Коменский (1592-1670), заложивший основы развития научной педагогики, большое внимание уделял воспитанию дошкольников. Книга по воспитанию детей «Escola da Mãe», написанная Я.А. Коменского - первая в мире программа и пособие для дошкольного образования.
Я.А. Коменский призывал бережно относиться к детскому здоровью, гигиене и физическому развитию. Он писал: «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без надобности ограничивать свою подвижность, а, наоборот, развивать навыки, держать голову, сидеть, хвататься, наклоняться, катиться, наклоняться и т.д ». Овладение этими культурными и гигиеническими навыками и навыками должно происходить постоянно в игровой форме, поскольку это главное средство развития детей.
Вопросами детской гигиены заинтересовались ведущие российские ученые и врачи. В 1919 г. стояла задача создать сеть дошкольных учреждений (ясли, детские сады, детские дома). Решение этой задачи потребовало научного обоснования многих вопросов гигиены, связанных с воспитанием детей раннего и дошкольного возраста, и в этих рамках отнесения раздела дошкольной гигиены к детской гигиене.
Значительный вклад в дошкольную гигиену внесли именитые отечественные педиатры: Н.М.Щелованов, Е.А.Аркин и другие. Их работа помогает дошкольникам правильно с гигиенической точки зрения организовать работу с детьми.
Известный российский физиолог И. П. Павлов, проводя эксперименты с собаками, обнаружил, что если у собаки развивается ряд рефлексов на разные стимулы, которые повторяются в определенной последовательности, то животное со временем воспроизводит всю систему ответов при воздействии только на один. начальный стимул. Это устойчивое закрепление определенной последовательности реакций называется динамическим стереотипом.
Организм приспосабливается к стереотипно повторяющимся внешним воздействиям, развивая систему реакций. Динамический стереотип является физиологической основой многих явлений психической деятельности человека, например навыков, привычек, приобретенных потребностей и т.д. Комплекс динамических стереотипов является физиологической основой устойчивых особенностей поведения личности.
Динамический стереотип - это выражение особого принципа работы мозга - последовательности. Этот принцип заключается в том, что мозг реагирует на сложные, сложные воздействия окружающей среды не как серию отдельных изолированных стимулов, а как целостную систему. Внешний стереотип - заданная последовательность воздействий отражается во внутреннем нейродинамическом стереотипе. Внешние стереотипы - это все целостные объекты и явления (они всегда представляют определенные признаки): знакомая среда, последовательность событий, образ жизни и т.д.
И. Павлов показал, что тело - одно целое. Органы и части тела связаны друг с другом и окружающей средой и испытывают ее влияние друг на друга. Приобретение культурных и гигиенических навыков связано с осознанием способов их реализации, то есть порядка, в котором они реализуются, и необходимости их выполнения. В этом малышу помогает правильный распорядок дня.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бархатова Л. Воспитание культуры поведения.// Дошкольное воспитание, 1989. - №11 - 17-21с
2. Богина Т.Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 2007. - 95с
3. Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г. - М.: Просвещение, 2008 - 256с.
4. Игуменова Н. Скатерть-самобранка и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование - 2004 - № 1 - С. 51-52.
5. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. - М.: ТЦ, Сфера, при участии "Юрайт", 2002. - 464с
6. Меремьянина О.Р. Вместе с куклой я расту: методическое пособие. - Барнаул: АКИПКРО, 2008. - 224с.
7. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 2006. - 141с.
8. Степаненкова Э. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 96с.
9. Фролова А.Н. Игры-занятия с малышами.- К.: Рад. шк, 2007. - 144с.
10. Хабарова С. В. Культура повседневной жизни - М.: Педагогика, 2015 - 122с. 40.
11. Чабовская А.П. Гигиена детей раннего и дошкольного возраста - М.: Просвещение, 2011 - 192 с.
12. Шлозберг С., Непорент Л. О здоровом образе жизни: Учебное пособие. - М-СПб. - Киев: Диалектика, 2010. - 256с.