Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что в настоящее время в школьном образовании важная роль отводится воспитательному процессу. Школа, являясь центром образования и воспитания, помогает с детства сформировать у учащихся необходимые навыки для дальнейшей социализации и адаптации в социуме. Воспитательный процесс является неотъемлемой частью общего образовательного процесса, осуществляемого в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в процессе общения у ребенка формируются духовные потребности, нравственные и эстетические чувства, складывается его характер.
Степень влияния социальных факторов на воспитание доказано многими специалистами в области психологии и педагогики. Успех воспитательной деятельности зависит от позиции самого педагога.
В любом коллективе возникает вопрос, связанный с групповой сплоченностью. Вопрос этот важен потому, что от уровня развития коллектива, степени его сплоченности зависит эффективность работы группы, а также психологический комфорт каждого ее члена.
Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.
Степень изученности проблемы. Вопросами формирования коллектива занимались Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Н.И. Иорданский, Н.К. Крупская, А.П. Пинкевич, М.М. Пистрак. На практике детских учреждений свои идеи воплощали С.Т. Шацкий, С.М. Ривес, Н.М. Шульман, В.Н. Сорока-Росинский и особенно А.С. Макаренко, который сформулировал основные принципы и методы управления коллективом. А также А.Т. Куракин, Х. Лийметц, Л.И. Новикова. Идеи Макаренко развивали Ф.Ф. Брюховецкий, Т.Е. Конникова, В.А. Сухомлинский и др.
В области педагогики и психологии существенный вклад в создание теоретических основ развития детского коллектива внесли исследователи: А.Н Лутошкин, А.С Макаренко, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, Е.И. Рогов, В.Г. Ромек.
Цель исследования – выявить роль тренинговых упражнений в формировании классного коллектива у учащихся 2 класса во внеклассных занятиях.
Объект исследования – формирование классного коллектива у учащихся 2 класса.
Предмет исследования – тренинговые упражнения как средство формирования классного коллектива.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. Изучить сущность понятий «коллектив», «классный коллектив» и его значение в воспитательной системе класса.
3. Изучить пути и средства формирования и его значение в нач школе.
4. Изучить возможности использования тренинговых упражнений в формировании классного коллектива в начальной школе.
5. Провести диагностику уровня сформированности классного коллектива учащихся 2 класса.
6. Разработать внеклассные занятия, направленные на формирование классного коллектива с применением тренинговых упражнений.
База исследования: ГБОУ «Школа № 124 с углубленным изучением английского языка» Санкт-Петербурга.
Гипотеза исследования: если на занятиях по внеклассной деятельности использовать тренинговые упражнения, то это будет способствовать формированию классного коллектива у учащихся 2 класса при условиях, если:
– будут учтены возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
– тренинговые упражнения методически грамотно используются учителем;
– тренинговые упражнения используются учителем во внеклассной деятельности и нацелены на формирование классного коллектива.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, биографический, сравнительный, историографический, хронологический, классификация, синтез, моделирование, опрос, контент-анализ, статистический.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что разработанная нами система внеклассных занятий, направленная на формирование классного коллектива у учащихся 2 класса, может быть использована учителями начальных классов при проведении внеклассных занятий, а также студентами педагогических образовательных учреждений во время прохождения производственной практики.
Основные этапы исследования:
1 этап (теоретический) включает в себя: уточнение темы и содержания курсовой работы, изучение педагогической, научной и методической литературы, сбор материалов и составление плана курсовой работы, выбор методов исследования.
2 этап (практический): проведение констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности классного коллектива у учащихся 2 класса, разработка системы внеклассных занятий, направленных на формирование классного коллектива во внеклассной деятельности.
3 этап (формирующий): моделирование формирующего эксперимента через разработку системы внеклассных занятий, направленных на формирование классного коллектива с применением тренинговых упражнений.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы на _27_страницах. Текст иллюстрирован таблицами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Курсовая работа на тему: «Тренинговые упражнения во внеклассных занятиях как средство формирования классного коллектива учащихся 2 класса» состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
В ходе проведенной работы были сделаны следующие теоретические и практические выводы соответствующие цели и задачам, поставленным в начале курсовой работы.
Тренинг на сплочение дает возможность лучше узнать друг друга с разных сторон, найти сходства у участников группы, построить более эффективное взаимодействие, улучшают климат в коллективе, формируют и еще больше усиливают общий командный дух в коллективе. Тренинг на сплочение позволяет всем участникам осознать себя единой командой, отработать навыки успешного совместного решения поставленных задач, совместно находить оптимальные методы для достижений общих целей.
Задача тренинга на сплочение заключается в объединении участников в команду в условиях творческой коллективной деятельности, развитие гибкости в общении, взаимозаменяемости и взаимовыручки и развитие ответственности за общее дело.
Для оценки эффективности программы тренинговых упражнений для повышения сплоченности класса был проведен сравнительный анализ результатов первичной и контрольной диагностики социально-психологического климата.
В ходе проведенного исследования было выявлено, что разработанная программа тренинговых упражнений оказалась эффективной для повышения уровня сплоченности и улучшения социально-психологического климата в классе, т.е. гипотеза экспериментального исследования подтвердилась.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Большакова, И.А., Головина, А.П. Организация внеклассной работы с младшими школьниками / И.А. Большакова, А.П. Головина. – Красноярск: Приоритет, 2020. – 300 с.
2. Володарская, С.Ю., Николаенкова, А.А., Панкратов, О.Г. Изучение принципов исследования коллективов в контексте психологической науки / С.Ю. Володарская, А.А. Николаенкова, О.Г. Панкратов // Вестник Томского государственного университета. Вып. 1. Психология и педагогика. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 2018. – С. 92–103.
3. Жулина, Е.Е. Психологическая коррекция личности / Е.Е. Жулина. – М.: Форос, 2020. – 340 с.
4. Карпова, Т.П., Гаврилов, Г.А., Петровская, А.М. Исследование поведения человека: научный дискурс / Т.П. Карпова, Г.А. Гаврилов, А.М. Петровская // Сборник материалов межвузовской научной конференции «Практические основы изучения гуманитарной науки». – Самара: Самарский государственный университет, 2019. – С. 58–71.
5. Коноплянникова, Е.Е., Фирсова, А.П. Детский коллектив как объект исследования: современные и исторические аспекты / Е.Е. Коноплянникова, А.П. Фирсова // Вестник Кубанского федерального университета. Вып. 4. – Геленджик: Издательство Кубанского федерального университета, 2020. – С. 57–70.
6. Кудрявцева, А.В., Иматова, И.Т., Соколовский, С.С. Анализ мотивов и стимулов развития коллективов: основы саморегулирования и формирования мотивации на коллективную деятельность у школьников / А.В. Кудрявцева, И.Т. Иматова, С.С. Соколовский // Вестник Нижегородского государственного университета. Вып. 4. Гуманитарные науки. – Н. Новгород: Издательство Нижегородского государственного университета, 2019. – С. 154–166.
7. Машинина, П.И. Исследование поведенческих особенностей школьников: социологический и психологический анализ / П.И. Машинина // Материалы научно-практической конференции «Общество в XXI веке». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2019. – С. 124–137.
8. Носенко, Е.Е., Халтурина, И.М., Велигодская, П.О. Принципы организации детского коллектива и взаимодействия детей в ходе учебной и творческой деятельности / Е.Е. Носенко, И.М. Халтурина, П.О. Велигодская // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы социально-психологических исследований современности». – Воронеж: Воронежский государственный университет, 2019. – С. 58–72.
9. Панкова, Т.И., Берестенева, Л.Ю. Значение и содержание понятия «детский коллектив» / Т.И. Панкова, Л.Ю. Берестенева // Материалы научно-практической конференции «Актуальные вопросы изучения психологических явлений в контексте современных социально-экономических условий». – Красноярск: Красноярский государственный университет, 2021. – С. 164–178.
10. Переделкина, А.П. Организация деятельности в детском коллективе / А.П. Переделкина. – Воронеж: Пламя, 2019. – 268 с.
11. Радомская, Ю.Т., Плюшенков, С.В. Детские коллектив как социально-психологическое явление / Ю.Т. Радомская, С.В. Плюшенков // Сборник статей Волгоградского государственного университета. Вып. 1. Социальные и гуманитарные науки. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2017. – С. 88–100.
12. Слепакова, И.М., Радминская, Е.А. Коллектив как социально-психологическое явление: историографический экскурс / И.М. Слепакова, Е.А. Радминская // Вестник Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. – 2019. – № 3. – С. 68–80.
13. Трезубцева, Ж.В., Конопляников, П.И., Сверчкова, И.Т. Принципы изучения развития личности и ее развития / Ж.В. Трезубцева, П.И. Конопляников, И.Т. Сверчкова // Российская Психология. Сборник. Вып. 4. – Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2017. – С. 171–185.
14. Ферапонтова, О.А., Ловизова, Н.А. Тренинговая работа с детским коллективом / О.А. Ферапонтова, Н.А. Ловизова. – Астрахань: Прима, 2021. – 214 с.
15. Хорошева, В.И., Соколовская, А.В. Принципы проведения анализа характеристик детских коллективов: основные параметры и критерии оценки / В.И. Хорошева, А.В. Соколовская // Материалы международной научной конференции «Психологическая деятельность в России и за рубежом в ракурсе социально-политических перемен». – Волгоград: Волгоградский государственный университет, 2018. – С. 50–62.
16. Черткова, Ю.А., Пименова, О.А. Принципы организации тренинговой работы в школе / Ю.А. Черткова, О.А. Пименова. – М.: Открытие, 2019. – 266 с.
17. Юрченко, М.М., Соболева, А.М., Велигодская, П.И. Трудности изучения принципов формирования и развития детского коллектива в современных социально-культурных условиях развития общества / М.М. Юрченко, А.М. Соболева, П.И. Велигодская // Материалы научно-практической конференции «Актуальные проблемы исследования поведения человека: российская и зарубежная практика». – Пермь: Пермский государственный институт, 2021. – С. 30–37.
18. Яковенко, С.С., Жданова, И.Т., Паршина, О.А. Признаки детского коллектива / С.С. Яковенко, И.Т. Жданова, О.А. Паршина // Вестник психологии. – 2021. – № 1. – С. 13–20.