Фрагмент для ознакомления
2
Иногда правительству удается сдержать рост внешнего долга, а в некоторых случаях и полностью остановить его. Для этого могут применяться следующие шаги:
• Пересматривается сама структура госкредитования. Финансовые проблемы не должны влиять на безопасность.
• Предпринимаются все меры, чтобы долг не увеличивался. Если нет возможности его уменьшить, постараться хотя бы сохранить сумму займа на прежнем уровне.
• По возможности, уменьшить период займа, что приведет к уменьшению процентов и как следствие, избавит от дополнительных трат.
• Правильное использование кредитных средств, в первую очередь, на развитие экономики.
• Своевременное погашение долга, что избавит от штрафных санкций. К тому же, кредитная история, в этом случае, позволит снизить процентную ставку при следующих займах.
• Экономический, финансовый и политический отделы должны работать сообща. Это позволит не только правильно распределять всю сумму займа, но и в полной мере осуществлять контроль над этими тратами.
• Участие в саммитах, где обговариваются различные способы уменьшения внешнего долга.
Наиболее серьезный урон финансовой стабильности может нанести любой финансовый кризис, и каждый субъект всячески старается этого не допустить. Один из самых надежных способов – максимальное развитие экономики. Не менее ощутимый эффект приносит и экономия средств по различным направлениям. Эти методы достаточно результативны, хотя следует понимать, что все проблемы не решаются в один миг. Для того, чтобы можно было говорить об эффективности выбранного курса, должно пройти довольно много времени в условиях жесткой экономии. В противном случае стране не уберечься от дефолта.
Рис.3. Следствия госдолга [10, c.113]
В любом случае выделяют два главных следствия роста долга:
1) увеличение расходов за счет усиления налогообложения, снижение потребительских расходов;
2) увеличение расходов за счет повышения величины государственного долга. Будущее поколение унаследует меньший экономический потенциал и будет иметь более низкий уровень жизни.
Самым серьезным следствием роста государственного долга является возможный дефолт. Такая ситуация сопровождается следующими моментами:
1) потерей руководством поддержки со стороны населения и других государств;
2) падением экспортных доходов;
3) увеличением бремени долга;
4) отсутствием доступности международного капитала;
5) экономическим спадом.
Государственный долг не будет приводить к значительным негативным последствиям, если субъект не осуществляет:
1. Рефинансирование: На практике правительство субъектов РФ не сокращает расходы и не повышает налоги для получения средств для погашения облигаций, сроки выплаты по которым наступили. Оно рефинансирует свои долги, то есть продает новые облигации.
2. Налогообложение: Правительства имеют право облагать налогами и собирать их.
3. Создание денежных средств: Правительства имеют возможности печатать деньги, которыми может оплатить основную сумму долга и проценты.
В целом такие действия правительства вызовут негативные следствия для всей экономики:
а) увеличение социального неравенства по доходам среди населения, поскольку налоговая система может быть непрогрессивной, а процентные доходы от облигаций перераспределяются.
б) увеличение налогообложения для осуществления процентных платежей, что снижает стимул к инновациям, инвестированию, занятости. Соотношение процентных платежей показывает уровень налогообложения, необходимый для выплат процентов.
в) эффект вытеснения. Если экономика функционирует при полной занятости и бюджет является сбалансированным, то в случае, если правительства увеличивают свои расходы на обслуживание долга, по кривой производственных возможностей экономика переместится вдоль кривой в направлении оси правительственных товаров, и будут менее доступны некоторые виды товаров.
Таким образом, в общем случае наличие растущего государственного долга РФ приводит к негативным социальным и экономическим последствиям. Со стороны населения растет неуверенность в действиях правительства, поскольку растет налоговое бремя. Со стороны международного сообщества падает рейтинг страны, которой отказывают в предоставлении новых кредитов.
1.2.Структура государственного долга
На рисунке 4 представлены элементы государственного долга.
Рис.4.Элементы государственного долга РФ
На сегодняшний день существует не одна классификация государственной задолженности РФ. В данном случае все зависит от признака, который будет положен в основу такой классификации.
Например, согласно Бюджетному кодексу РФ предусматривается разделение долга на внутренний и госдолг по привлекаемым извне ресурсам. Первый является частью госдолга по внутренним займам и остальным долговым обязательствам перед резидентами, которые стали кредиторами.
Внутренняя задолженность формируется путем продажи хозяйствующим агентам (компании и домохозяйства) облигаций, а внешний долг образуется за счет размещений облигаций на мировом рынке и приобретения кредитов от других стран [7, c.126].
Фрагмент для ознакомления
3
1) Абышева, А.В. Государственный долг России: оценка современного состояния/ А.В.Абышев// Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». – 2016. - №5. – с.43-55
2) Агаев, И.А. Особенности концепции национальной безопасности в современных условиях/ И.А.Агаев// Российское предпринимательство. – 2016. - №13. – с. 114-123
3) Афанасьева, С.А. Некоторые особенности организации и деятельности Счетной Палаты РФ/ С.А.Афанасьева// Юридические науки. - №3. – 2016. – с.44-51.
4) Бюджетная система Российской Федерации: учебник для бакалавров / под ред. Г. Б. Поляка. – М.: Проспект, 2016. - 438 с.
5) Галухин, А.В. Риски при управлении государственным долгом субъектов РФ [Текст] / А.В. Галухин // Проблемы развития территории. 2017. № 5 (91). С. 136-147.
6) Гукасьян, Г. М. Экономическая теория/ Г.М.Гукасьян. — СПб.: Питер,2016. — 480 с.
7) Дмитриева, О.Г. Деформация бюджетной политики и управления долгом вследствие формирования стабилизационных фондов / О.Г. Дмитриева // Вопросы экономики. – 2017. – № 3. – с. 20 - 32.
8) Долбилин, С.А. Структура государственного долга [Текст] / С.А. Долбилин // Студенческий. 2018. № 1-2 (21). С. 17-21.
9) Иванова, Р.Г. К вопросу правового регулирования Счетной палаты Российской Федерации/ Р.Г.Иванова// Инновационная наука. – 2016 - №1. – с.65-67
10) Кажаева, М.В. Государственный долг России: современное состояние и проблемы развития [Текст] / М.В. Кажаева // Синергия Наук. 2018. № 19. С. 475-482.
11) Карандин, Д.Ю. Государственный внешний долг как источник покрытия дефицита бюджета РФ [Текст] / Д.Ю.Карандин // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2017. № 1. С. 118-123.
12) Карандин, Д.Ю. Роль государственного долга в формировании бюджета Российской Федерации/ Д.Ю. Карандин// Вестник университета. - №7. – 2016. – с.103-111
13) Кокаев, З. А. Теоретические аспекты управления государственным долгом / З. А. Кокаев// Вестник академии. — 2019. — № 1. — С. 126–132
14) Кулаева, А.М. Принципы управления государственным долгом [Текст] / А.М. Кулаева // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2017. № 3 (12). С. 23-24.
15) Кулик, А.О. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса [Текст] / А.О. Кулик // Аллея науки. 2019. Т. 1. № 8. С. 112-117.
16) Кушнир, А.И. Государственный долг и его влияние на финансовую безопасность государства [Текст] / А.И. Кушнир // В сборнике: экономика будущего Материалы научных исследований по итогам Международного конкурса студенческих научных работ. М-во обр. и науки РФ ; ФГБОУ ВО «Тамбовский гос. университет им. Г.Р. Державина».. Тамбов, 2018. С. 87-99.
17) Лавров, Е.И. Экономический рост: теории и проблемы/ Е.И.Лавров. – М.: Инфра-М, 2019. – 443 с.
18) Лебедева, Е.С. Государственный долг как способ влияния на экономику страны [Текст] / Е.С. Лебедева // Евразийское Научное Объединение. 2017. Т. 2. № 4 (26). С. 129-131.
19) Ломакин, В.К. Мировая экономика/ В.К.Ломакин. – М.: Экономика, 2017. – 350 с.
20) Макейкина, С.М. Управление государственным долгом: существующие проблемы и пути их решения [Текст] / С.М. Макейкина // Вектор экономики. 2017. № 8 (14). С. 17.
21) Неводова, И.А. Государственный долг Российской Федерации [Текст] / И.А. Неводова // Аллея науки. 2017. Т. 1. № 9. С. 333-337.
22) Норенков, Д.Н. Рост государственного долга как угроза экономической безопасности России [Текст] / Д.Н. Норенков // Контентус. 2017. № 4 (57). С. 15-22.
23) Пахомова, Е.Н. Управление государственным долгом РФ/ Е.Н.Пахомова// Молодой ученый. – 2016 - №25. – с.114-120
24) Пешкова, Х. В. Бюджетное устройство России/ Х. В. Пешкова. – М.: ИНФРА-М, 2016. - 176 с.
25) Толстоброва, Н.А. Влияние государственного долга на динамику развития экономики Российской Федерации/Н.А. Толстоброва// Финансы и кредит. – 2018. – № 20. – с. 37-42.
26) Хамалинский, И.В. Государственный долг Российской Федерации: современное состояние/ И.В.Хамалинский// Вестник МИЭП. - 2017. – №1. – с.32-45
27) Харов С.С. Реальные перспективы развития российской экономики/ С.С.Харов// ИГСУ– 2016. - №6. – с.32
28) Хейфец, Б.А. Глобальный долговой кризис и риски долговой политики России/ Б.А.Хейфец. – Москва: Институт экономики, 2017.- 56 с.
29) Цареградская, Ю.К. Исторический опыт государственного управления госдолгом/ Ю.К.Цареградская// Вестник университета им. Кутафина. – 2017. – 12 с.
30) Экономическая теория. Экономические системы: формирование и развитие// под ред. И.К. Ларионова, С.Н. Сильвестрова. – М.: Дашков и К, 2016. - 874 с.
31) Министерство финансов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: РФ http://minfin.ru/
32) Внешний и внутренний долг РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://refru.ru/debt.pdf
33) Государственный долг РФ: проблемы и перспективы/ Е.С.Ивлиева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://saransk.ruc.su/upload/medialibrary/79f/ivlieva.pdf
34) Проблема обслуживания государственного долга РФ на современном этапе/ О.П.Васькина [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sisupr.mrsu.ru/2012-1/PDF/9_finans/Vaskina_Pozdnyakova.pdf
35) Проблема государственного долга: сущность и особенности в РФ/ М.М.Коригова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-gosudarstvennogo-dolga-suschnost-i-osobennosti-v-rossiyskoy-federatsii/viewer