Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Быстрые темпы информатизации всех сфер общества в определен-ной степени сказались на информатизации здравоохранения и медицины. Медицинские организации всегда генерировали огромные объемы данных. Качество медицинской помощи зависит того, каким образом эта информа-ция будет использована медицинскими работниками. Предпосылками со-здания информационных систем в медицине стали постоянно растущие объемы информации.
В проекте «Концепция развития системы здравоохранения в Рос-сийской Федерации до 2024 г.» впервые выделены вопросы информатиза-ции здравоохранения. Существует мнение специалистов, что при традици-онной системе медицинского обслуживания 39 % времени врача тратится на ведение медицинской документации и 50 % – на поиск информации. Внедрение автоматизированной системы позволяет увеличить поток боль-ных на 20-30 %, сократить время постановки диагноза на 25 %, а время поиска информации в 4 раза.
Информационные технологии (ИТ) применяются в области преду-преждения болезней в государственном масштабе. Это достижимо посред-ством анализа, прогнозирования и мониторинга эпидемиологической си-туации. Незаменимы ИТ при выполнении программ повышения квалифи-кации медицинского персонала, при внедрении программ переподготовки медицинских кадров и др.
В России современные информационные технологии стремительно внедряются во все сферы человеческой жизнедеятельности, в том числе и в системе здравоохранения. В первую очередь передовые инновации вво-дятся в медицине с целью создания единого медицинского пространства, благодаря которому повысится эффективность медпомощи населению и обеспечение социального-экономического уровня развития страны. Самые широко применяемые средства ИТ в наше время – это сотовая связь и ин-тернет, мобильные телефоны и компьютеры. Тем не менее, каждая узкая отрасль науки и производства имеет своё специфическое оборудование, специально разработанное программное обеспечение, обеспечивающее работу устройств и так далее. Внедрение современных информационных технологий в медицине является не просто закономерным, это выводит здравоохранение на новый уровень, так как оперативный доступ к инфор-мации и обмен ею существенно сокращает временные затраты на поиск решений проблемы, а время часто является решающим фактором в спасе-нии жизни человека. Годами сложившийся способ введения пациентов и контроля за их состояние на сегодняшний день становится не только не ак-туальным, но и задерживает развитие здравоохранения в целом. Напри-мер, в государственных поликлиниках выделяется на осмотр одного боль-ного не более 15 минут. За это время врач должен осмотреть человека, по-ставить диагноз, назначить лечение, а также сделать записи в карте и в сво-ей документации. Конечно, этого времени на полноценное обслуживание пациента, а также заполнение бумаг недостаточно.
В регистратурах также наблюдается снижение эффективности об-служивания обращающихся по причине трудоемкой «бумажной» работы. С другой стороны, современные российские медицинские организации имеют в своём активе огромные объемы информации. От того насколько результативно данные будут применяться всеми звеньями медицинской сферы напрямую зависит качество медпомощи и уровень жизни в государ-стве.
Глава 1. Понятие цифровизации
1.1 Программа «Цифровая экономика РФ»
В настоящее время термин «цифровизация» используется в узком и широком смысле.
Под цифровизацией в узком смысле понимается преобразование ин-формации в цифровую форму, которое в большинстве случаев ведет к сниже-нию издержек, появлению новых возможностей. Большое число конкретных преобразований информации в цифровую форму приводит к таким суще-ственным положительным последствиям, которые обусловли-вают примене-ние термина цифровизации в широком смысле.
Цифровизацию в широком смысле можно рассматривать как тренд эффективного мирового развития только в том случае, если цифровая транс-формация информации отвечает следующим требованиям: она охва-тывает производство, бизнес, науку, социальную сферу и обычную жизнь граждан; сопровождается лишь эффективным использованием ее результа-тов; ее ре-зультаты доступны пользователям преобразованной информа-ции; ее резуль-татами пользуются не только специалисты, но и рядовые граждане; пользова-тели цифровой информации имеют навыки работы с ней.
В современных условиях деятельность публичного управления нужда-ется в цифровизации и развитии электронных сервисов. В декабре 2016 года президентом России в послании Федеральному собранию было предложено «запустить масштабную системную программу развития эко-номики нового технологического поколения, так называемой цифровой экономики». Прези-дент отметил, что «подобные технологии сегодня определяют облик сфер жизни. Страны, которые смогут их генерировать, будут иметь долгосрочное преимущество, возможность получать громад-ную технологическую ренту. Те, кто этого не сделает, окажутся в зависи-мом, уязвимом положении».
Указом Президента РФ от 07.05.2018 года №204 «О национальных це-лях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» определе-ны задачи, которые необходимо выполнить правительству стра-ны при реали-зации национальной программы «Цифровая экономика РФ». Одной из прио-ритетных задач является внедрение цифровых техно-логий и платформенных решений в сфере муниципального управления по-казания услуг.
Национальная программа «Цифровая экономика РФ» предусмат-ривает меры по созданию правовых, технических, организационных и фи-нансовых условий для развития. Сначала определяют технологии, кото-рые должны со-ставить основу цифровой экономики и определяются от-расли их использова-ния: цифровые данные, цифровая инфраструктура, цифровые кодексы, цифро-вое управление. Содержание цифровых дан-ных, их форматы определяют до-стоверность используемой информации и возможность извлечения из боль-шого количества ресурсов СМИ.
Цифровая инфраструктура представляет комплекс цифровых тех-ноло-гий, обеспечивают использование цифровых данных для производ-ства цифро-вых продуктов и оказания услуг на основе вычислительных, коммуникацион-ных и сетевых мощностей, функционируя на платформах. Цифровая инфра-структура аккумулирует средства производства цифро-вого пространства, и чем выше ее уровень, тем более рентабельно будет такое производство.
К основным достоинствам технологической платформы относят:
- переход на технологии интеллектуального информационного и аналитического обеспечения процессов поддержки принятия решений;
- формирование единого распределенного фонда разной инфор-ма-ции;
- применение унифицированных средств сбора, хранения, обра-бот-ки и представления достоверных данных;
- обеспечение оперативного моделирования развития ситуаций в среде виртуальной реальности;
- проведение анализа состояния основных сфер деятельности и по-следствий принимаемых управленческих решений в режиме времени;
- повышение устойчивости управления за счет взаимодействия СЦ по единому регламенту.
Высокая скорость цифровизации всех сторон жизни обусловлена, прежде всего, ее возможными положительными проявлениями и послед-стви-ями на всех уровнях. На уровне всего общества к ним можно отнести:
- появление экономического и социального эффекта от цифровых технологий для бизнеса и общества;
- повышение качества жизни, в первую очередь за счет улучше-ния удовлетворения конкретных уже известных и новых потребностей лю-дей;
- рост производительности всего общественного труда за счет его повышения на уровне отдельных производств и компаний;
- возникновение новых моделей и новых форм бизнеса, позво-ляю-щих повысить доходность и конкурентоспособность деятельности;
- повышение прозрачности экономических операций и обеспече-ние возможности их мониторинга;
- обеспечение доступности и продвижения товаров и услуг, как государственных, так и коммерческих, вплоть до мирового масштаба.
На уровне отдельных компаний и производства общие преимуще-ства цифровизации могут проявляться в исключении посредников. Цифро-визация позволяет производителям самим устраивать на своих сайтах продажу произ-водимых ими товаров или услуг и выходить на потенци-альных клиентов. По-требители получают возможность самостоятельного выбора предлагаемых товаров и услуг на серверах авиакомпаний, отелей, электронных магазинов.
Переход к цифровым технологиям связан с наличием и необходи-мо-стью решения целого ряда проявляющихся в результате действия циф-ровиза-ции проблем, в числе которых можно назвать:
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Архипов В.В. Использование современных информационных систем в управлении многопрофильным стационаром / В.В. Архипов // Здраво-охранение. - 2019.- № 2. - С. 161-167.
2. Вардосанидзе С.Л., Восканян Ю.Э. Управление качеством медицинской помощи в многопрофильном лечебно-профилактическом учреждении. Ме-тодические рекомендации//под ред. Проф. В.А.Воробъева. - М. НИИ об-щественного здоровья и управления здравоохранением ММА им. И.М.Сеченова МЗ РФ, 2018.
3. Виноградов К.А. Совершенствование управления здравоохранением на региональном уровне с использованием информационных технологий: дис. … докт. мед. наук / Виноградов К.А. - Москва, 2019.- 253 с.
4. Вялков А.И. Состояние стандартизации в здравоохранении России // Вестник обязательного медицинского страхования, 20170, № 1, сс. 22-25.
5. Гаспарян С.А., Пашкина Е.С. Страницы истории информатизации в России. М., 2018. 304 с.
6. Голубева А.П., Старикова Т.В., Михайлов Л.А. Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактического учрежде-ния. Методические рекомендации// под ред. члена-корреспондента РАМН, проф. В.З.Кучеренко. - Качество медицинской помощи, 2019, №3
7. Дьяченко В.Г., Капитоненко Н.А., Киселев С.Н., Пригорнев В.Б., Соло-хина Л.В., Ципкина С.В., Гончарова О.П. Менеджмент в здравоохранении (социально-экономические проблемы организации медицинской помощи населению, способы разрешения, методы и функции управления). Учеб.-метод. пособие// под ред. проф. В.Г.Дьяченко. - Изд. ДВГМУ - Хабаровск, 2017.
8. Жук Л.Г., Какорина Е.П., Голубева А.П., Касаточкина Е.Н. Современ-ные проблемы организации медицинской статистики и статистической службы (на примере г. Москвы) // Здравоохранение. - 2019, № 1. - С. 29-30.
9. Зарубина Т.В. О перспективах развития ИТ - образования врачей // Врач и информационные технологии. 2018. № 5. С. 68-70.
10. Информационные технологии в системе управления здравоохранением Российской Федерации / Мартыненко В.Ф., Вялкова Г.М., Полесский В.А., Беляев Е.Н., Гройсман В.А., Серёгина И.Ф. // Под. ред. А.И. Вялкова. М., 2019. 128 с.
11. Кораблев В.Н., Ратманов П.Э. Методика интегральной оценки дея-тельности системы здравоохранения и учреждений здравоохранения. Ме-тодические рекомендации для специалистов здравоохранения. - Хаба-ровск, 2019. - С. 113
12. Кузнецов П.П. Медицинский информационно-аналитический центр как инструмент стратегического менеджмента в здравоохранении /П.П. Кузне-цов.- М.: Изд-во РАМН, 2019.- 124 с.
13. Кучеренко В.З. Информационные системы объектов управления в ОМС / В.З. Кучеренко и др. - Лейден - Москва, 2018.-33 с
14. Кучеренко В.З., Данишевский К.Д. Наиболее известные системы здра-воохранения развитых стран.// Экономика здравоохранения, 2019, № 7/46, сс. 5-12.
15. Мартыненко В.Ф. Информационные технологии в управлении каче-ством медицинской помощи и лицензировании медицинской деятельности// ГлавВрач, 2019 №7