Фрагмент для ознакомления
2
С первых дней прихода ученика в школу его начинают обучать первоначальным навыкам чтения и письма, которые поспособствуют дальнейшему обучению и приобретению знаний. Чтение и письмо тесно взаимосвязаны между собой, но у каждого своя специфика.
Особенность письма заключается в том, что оно имеет две стороны – графическую и орфографическую. Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но в то же время и грамотно. Задача формирования каллиграфических навыков выступает как одна из проблем в образовании.
Ее изучением занимались и до настоящего времени занимаются такие ученые как: Н.Г. Агаркова, М.М. Безруких, Е.В. Гурьянов, Л.Я. Желтовская, В.А. Илюхина, Е.Н. Потапова, Е.Н. Соколова и другие. Они рассматривали процесс формирования навыка различных позиций.
Проблемой письменного письма до сих пор занимаются учителя, физиологи, учителя, методисты, так как для понимания причин трудностей обучения письму необходимо знать процесс письма на разных этапах его формирования, влияние формирования навыков письма на развитие ребенка, его возрастные особенности и состояние здоровья.
Эта тема широко освещена как в методической, педагогической литературе, так и в периодических изданиях.
Актуальность проблемы обучения первоклассников каллиграфическому письму заключается, прежде всего, в том, что в эпоху научно-технического прогресса и бурного потока информации, современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием. Вследствие чего и возникает необходимость не только в разборчивом, но и быстром, красивом письме, основы которого закладываются именно в начальной школе.
Систематическое использование методов и приемов обучения каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности, изучения русского языка и других школьных дисциплин.
Цель исследования: рассмотреть методические приемы, необходимые для отработки навыка письма на разных этапах формирования каллиграфического навыка.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) Раскрыть понятие каллиграфического навыка;
2) Определить основные цели и задачи каллиграфического навыка;
3) Проанализировать прописи для учащихся с точки зрения направленности на формирование каллиграфических умений;
4) Проанализировать каллиграфические ошибки при письме. Причины, способы их предупреждения.
5) Выявить уровень сформированности каллиграфических умений учащихся 1 класса.
Объект исследования: каллиграфические умения и навыки учащихся младших классов.
Предмет исследования: приемы обучения письму на разных этапах формирования каллиграфического навыка.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, 6 параграфов, заключения, списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
1.1.Сущность и содержание понятия «каллиграфические умения»
В настоящее время в методике обучения письму термин «каллиграфия» проявляется как умение писать четким, стабильным и разборчивым почерком. Вместе с «чисто техническим навыком» формируется представление о буквальном обозначении слова, которое отражает взаимосвязь между значением и формой, т.е. формируется автоматизированный метод действий, известный как графический навык.
Навыки графического письма известны как сенсомоторные навыки человека. Но в отличие от большинства сенсомоторных навыков, связанных с работой или спортом, навыки графического письма связаны с учебной деятельностью человека, а именно с процессом письма. В этом особенность и сложность их формирования.
Они создаются непосредственно вместе с чтением, орфографией, развитием письменной речи. В своей работе мы будем опираться на трактовку понятий графического и каллиграфического по Н.Г. Агарковой. Понятие «графический навык» включает в себя все оглавление графики как раздела лингвистики, тогда можно отметить что «каллиграфический навык» охарактеризовывает только наружное качество послания, то есть умение писать верным и стойким почерком, не нарушая высоты, ширины, угла наклона составляющих, букв и соединений букв. Значит, ключевым понятием в методике обучения первоначальному письму является «графика»[1].
Термин «каллиграфический» тесно переплетается с такими понятиями как «почерк», «письмо» [1]. Раскроем сущность данных понятий: 8 Почерк – закрепляемая в рукописи, характерна для каждого пишущего и базирующаяся на его письменно-двигательном навыке система перемещений, с помощью которой воспроизводятся условные графические знаки [10].
Письмо - система графических знаков для передачи, запечатления речи[5]. Каллиграфический навык – это трудное речерукодвигательное действие, которое конкретно проявляет себя, с одной стороны, как речевое, а с другой стороны, как, двигательное.
Вследствие этого в процессе обучения начальному письму и формирования графического навыка нужно создать такие методики и целесообразные условия, в которых присутствуют данные закономерности. Важно отметить, что навык – это «действие, сформированное методом возобновления характеризующееся высочайшей степенью освоения и отсутствием поэлементной намеренной регуляции и контроля» [10].
Графический навык – автоматизированный метод смешивания и перекодировки звуков речи в надлежащие буквы, а также изображение их на бумаге[12]. Каллиграфия – искусство красивого письма, т.е. умение писать безошибочным и устойчивым почерком[14].
Каллиграфические ошибки – это нарушение пропорции элементов буквы по высоте, ширине, а так же углу наклона. Они являются следствием несформированной координации движений пальцев, кисти, предплечья и плечевого отдела руки [17].
Зрительные элементы – относительно законченные части рисунка буквы, на которые она закономерно расчленяется в процессе еѐ зрительного изображения и которые легко соотносятся с определенными формами: овал, полуовал, прямая линия, линия с закруглением с одной стороны, линия с закруглением с двух сторон, линия с петлей, линия с четвертным овалом и плавная линия [19].
В формировании навыка различают 3 основных этапа: 9 1-й этап - аналитический - изучение отдельных элементов действия, понимание содержания. Шаг 2 - Синтетика - Объединение отдельных частей в одно целостное действие. Шаг 3 - автоматизация - фактическое формирование самого навыка как действия, которое характеризуется высшей степенью усвоения и отсутствием сознательной регуляции и контроля элементов.
Автоматизация включает скорость, плавность и простоту внедрения. Скорость - это естественный результат улучшенного движения, а плавность - естественный результат тренировки навыков. Когда они говорят о тренировке навыка, они чаще всего рассматривают основной - это упражнения и тренировки, тренировки и упражнения.
Непосредственно, без упражнений и повторений сформировать навык не возможно. У школьников так же очень важно сформировать осознанный «образ действия» –зрительно – двигательный образ буквы». Зрительно – двигательный образ буквы – это представление о целостном, относительно законченном движении руки при воспроизведении буквы на бумаге, оно осуществляется на базе зрительного представления о ее форме, знания последовательности начертания ее двигательных элементов [13].
Например, навыки каллиграфического письма связаны с сенсорными способностями человека. Но в отличие от большинства сенсорных навыков, которые связаны либо с трудовой деятельностью, либо со спортивной деятельностью, навыки графического письма связаны с учебной деятельностью и служат процессу письма. В этом суть и сложность их формирования.
1.2. Особенности развития каллиграфических умений в младшем школьном возрасте
Время научиться читать и писать - чрезвычайно важный этап в развитии личности любого ребенка. Его школьная жизнь начинается с уроков грамотности, на которых он учится читать и писать, что открывает путь к дальнейшему образованию. Проблема формирования каллиграфических навыков изучается педагогами, методистами и учеными: Е.А. Потапов, В.А., Илючина, Н.Г. Агаркова, Л.Я. Желтовская, Е. Н. Соколов, Н. А. Федосов и др. Многолетний опыт сформировал умение образованного взрослого человека, автоматизм письма.
Взрослый редко обращает внимание на стиль и соединение букв, на орфографию, он даже автоматически придерживается линии и переводит слова, почти не задумываясь о соблюдении правил. Кроме того, он не думает о том, как держать ручку, как класть бумагу и т. Д. Другими словами, ему не нужно сознательно сосредотачиваться на графической, технической стороне письма. У первоклассника совсем другой процесс письма.
Для него этот процесс разбит на множество самостоятельных действий. Он должен позаботиться о себе, чтобы правильно держать ручку, отложить блокнот. Обучаясь писать букву, ученик должен запомнить ее форму, элементы, расположить ее на линии в тетради с учетом линий, запомнить, как перо будет двигаться по линии.
Если он пишет целое слово, он также должен помнить, как одна буква соединяется с другой, и рассчитывать, поместится ли слово в строку. Надо помнить, как сидеть, не приближая видоискатель ноутбука. Ребенок еще не привык выполнять эти задания, поэтому все эти действия требуют от него сознательных усилий. Это не только замедляет темп набора текста, но и утомляет ребенка морально и физически. Когда первоклассник пишет, все его тело напряжено, особенно мышцы кисти и предплечья.
В течение 3 - 3,5 месяцев первоклассники одновременно с чтением осваивают элементарные навыки письма. За это время школьники научатся: а) правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться линии; наблюдать за полями; б) написать в соответствии с предписаниями все буквы русского алфавита, строчные и прописные, а также объединить их в слова; переводить печатный текст в письменный; в) записывать слова и предложения из трех или четырех слов после их звуко-буквенного анализа с помощью учителя и без посторонней помощи; г) копировать, а также писать под диктовку слова, написание которых не отличается от произношения
Фрагмент для ознакомления
3
. Агаркова Н.Г. Русская графика: Книга для учителя / Н.Г. Агаркова, – Москва: Дрофа, 2014.- 96 с.
2. Агаркова Н.Г. Русская графика: Книга для учителя / Н.Г. Агаркова, – Москва: Дрофа, 2015. – 125 с.
3. Агаркова, И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для начальной школы / И.Г. Агаркова // Начальная школа. 2015. №12. С. 12-14.
4. Агаркова, Н.Г. Информационно-методическте письмо по каллиграфии в начальной школе / Н.Г. Агаркова // Начальная школа.2014. №8. –с.9
5. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников /И.Г. Агаркова // Начальная школа. - 2014. - №4. - С. 36-39.
6. Бакулина Г.А. Минутка чистописания может быть развивающей и интересной // Начальная школа,2014, №11. С. 39-43.
7. Белозерова, В. Г. Искусство китайской каллиграфии / В.Г. Белозерова. - Москва, 2017. - 482 c.
8. Белозерова, В. Г. Искусство китайской каллиграфии / В.Г. Белозерова. - Москва: Институт восточных культур и античности, РГГУ, 2016. - 482 c.
9. Гурова, Е.М. Подготовка руки ребенка к письму / Е.М. Гурова // Начальная школа. - 2014. - № 5. - С. 61-62.
10. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников /Л.Я.Желтовская, Е.Н. Соколова. - Москва: Просвещение, 2015. – 238 с.
11. Занков Л.В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды. – Москва, 1990. – часть 1, гл. 3
12. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме // Начальная школа. - 2015.№8
13. Илюхина В.А. Письмо с секретом (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков учащихся), Москва: Новая школа, 2015. №6. 48 14. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Уч. пособие / Под ред. Л.С.Волковой – Санкт – Петербург: ДЕТСТВО – ПРЕСС, - 2004
15. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах / Львов М.Р., Рамзаева Т.Г., Светловская Н.Н. - Москва: «Просвещение», 1987.
16. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. – Санкт – Петербург: Стройлеспечать. 1990. 17. Морозова Л.В. Причины нарушения каллиграфии и методы их устранения // Начальная школа. — 2014. №8 с.9-12.
18. Морозова Л.В. Причины нарушения каллиграфии и методы их устранения // Начальная школа. — 1984. №8 с.9-12.
19. Н.Г Савкина, Н.П. Шевелева - Специфика подбора методов обучения с учетом мозговой организации познавательных процессов учащихся //Общество: социология, психология, педагогика. -2016. - № 12. - С. 136-138. 20. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – Москва, 2014. – 256 с.
21. Нижегородцева Н. В., Шадриков В. Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – Москва, 2001. – 256 с.
22. Обучение грамоте, Чтение 1 класс; поурочные планы по учебнику Н. Г. Агарковой, Ю. А. Агаркова «Азбука».
23. Одегова В.Ф. Работа над каллиграфией в 1 классе // Начальная школа. — 1991. №2. с.16-17.
24. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учебное пособие/ Под ред. О.Б. Иншаковой. Москва: Московский психолого-социальный институт. Воронеж: НПО МОДЭК, 2014. 287 с.
25. Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников // Начальная школа. – 2015. – №6.
26. Потапова Е.Н. Обучение письму младших школьников // Начальная школа. – 1987. – №6 49
27. Прахт Л.И. Развитие движений кисти и пальцев рук / Л.И.Прахт // Начальная школа. -2004. –№4. –с.5-7.
28. Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Москва: Просвещение, 2014. 87 с.
29. Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб.пособие для студентов педагогических институтов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения».- Москва: Просвещение, 1979. —с. 431.
30. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное пособие для студ. Учеб.зав. по спец. «Педагогика и методика начального обучения» / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н.Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик — Москва: Просвещение, 1993. с.104-109.
31. Русский язык: обучение грамоте (обучение письму). 1 класс: система уроков по Прописям В.Г. Горецкого, Н.А. Федосовой/авт.-сост. Т.А. Ковригина, Е.А. Виноградова, Н.Н.Черноиванова.-Волгоград:Учитель,2013.- 363с.