Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Перед нашим обществом на современном этапе своего развития стоит задача дальнейшего совершенствования воспитательной работы с дошкольниками, их подготовки к учебе. Для успешного решения этой проблемы от психолога требуется умение определять уровень умственного развития ребенка, диагностировать его отклонения с течением времени и на этой основе наметить способы корректирующей работы. Изучение уровня развития детской психики является основой как для организации всей последующей воспитательной и воспитательной работы, так и для оценки эффективности содержания образовательного процесса в детском саду.
Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что отбор детей в школу следует производить за полгода - за год до школы. Таким образом можно определить готовность детей к системному школьному обучению и при необходимости провести комплекс коррекционных занятий.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
1.1. Понятие психологической готовности к школьному обучению
В последнее время задача подготовки детей к школе заняла важное место в развитии концепций психологической науки.
Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности обучения и благоприятное профессиональное развитие во многом определяются тем, насколько правильно учтен уровень подготовки детей к школьному обучению. В современной психологии, к сожалению, до сих пор нет единого и четкого определения понятий «готовность» или «школьная зрелость».[1]
А. Анастази трактует понятие готовности к школе как «овладение навыками, знаниями, способностями, мотивацией и другими поведенческими характеристиками, необходимыми для оптимального уровня усвоения школьной программы».
И. Шванцара более лаконично определяет готовность к школе как получение такой развивающей степени, когда ребенок получает возможность участвовать в школьном образовании. «И. Шванцарь рассматривает ментальный, социальный и эмоциональный компоненты как компоненты подготовки к обучению в школе.
1.1.1. Личностная готовность
Он включает формирование у ребенка готовности принять новую социальную позицию - позицию школьника, имеющего ряд прав и обязанностей. Эта личная готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Личная готовность также включает определенный уровень развития мотивационной сферы.[2]
Готовый к обучению в школе ребенок - это ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни - портфолио, учебники, тетради), а возможностью получить новые знания, что предполагает развитие познавательных способностей. интересы. Будущему студенту необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархической системе мотивов. Таким образом, у ребенка должна быть развитая мотивация к обучению. [8]
Личностная готовность предполагает также определенный уровень развития эмоциональной сферы ребенка. К началу обучения в школе ребенок должен достичь относительно хорошей эмоциональной устойчивости, на фоне которой возможно развитие и ход учебной деятельности.
1.1.2. Интеллектуальная готовность ребенка к школе
Этот компонент готовности предполагает, что у ребенка есть точка зрения, богатство конкретных знаний. Ребенок должен обладать планомерным и расчлененным восприятием, элементами теоретического отношения к изучаемому материалу, обобщенными формами мышления и основными логическими операциями, смысловым запоминанием. Однако в целом мышление ребенка остается образным, основанным на реальных действиях с предметами, их заменителями. [3]
Интеллектуальная подготовленность предполагает также формирование у ребенка исходных способностей в сфере учебной деятельности, в частности умения обозначить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности.
1.1.3. Социально-психологическая готовность к школьному обучению
Этот компонент подготовки включает формирование у детей качеств, благодаря которым они могли общаться с другими детьми, учителями. Ребенок приходит в школу, класс, где дети заняты общим делом, и ему нужны достаточно гибкие способы построения отношений с другими людьми, ему нужна способность влиться в общество детей, действовать вместе с другими, способность отдавать и защищаться. Таким образом, данный компонент предполагает развитие у детей потребности в общении с окружающими, умение подчиняться интересам и обычаям группы детей, развитие умения справляться с ролью ученика в ситуации.
Помимо вышеупомянутых элементов психологической подготовки к школе, мы также сделаем упор на физическую, вокальную и эмоционально-произвольную подготовку.[4]
Под физической подготовкой понимается общее физическое развитие: нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции тела, кожа и показатели, соответствующие нормам физического развития мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 7 лет. Состояние зрения, слуха, моторики (особенно мелкие движения рук и пальцев). Состояние нервной системы ребенка: степень ее возбудимости и уравновешенности, силы и подвижности. Общее здоровье.
1.2. Общая психологическая характеристика детей, поступающих в школу
Старшее дошкольное учреждение - это этап интенсивного умственного развития. Именно в этом возрасте происходят постепенные изменения во всех сферах, от улучшения психофизиологических функций до появления сложных личностных новообразований.[12]
В сфере ощущений наблюдается значительное снижение порогов всех типов чувствительности. Увеличивается дифференциация восприятия. Особую роль в развитии восприятия в старшем дошкольном возрасте играет переход от использования образов предметов к сенсорным нормам - общепринятым представлениям об основных типах каждого свойства. К 6 годам вырабатывается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
Внимание непроизвольно в дошкольном возрасте. Состояние повышенного внимания связано с ориентацией во внешней среде, с эмоциональным отношением к ней. При этом значимые характеристики внешних впечатлений, которые все больше влияют на это, с возрастом меняются. Значительное увеличение концентрации внимания наблюдается в исследованиях, в которых детей просят просмотреть картинки, описать их содержание и услышать рассказ. Поворот в развитии внимания связан с тем, что впервые дети начинают сознательно управлять своим вниманием, фокусируя и удерживая его на определенных объектах. Для этого старший дошкольник использует определенные приемы, используемые взрослыми. Таким образом, возможности этой новой формы внимания - произвольного внимания - уже достаточно велики в возрасте от 6 до 7 лет.
Во многом этому способствует совершенствование функции планирования речи, которая является «универсальным средством организации внимания». Речь позволяет заранее, устно, выделить значимые для конкретной задачи объекты, организовать внимание с учетом характера предстоящей деятельности. Несмотря на значительные изменения в развитии внимания, преобладающие в дошкольном периоде, непроизвольное внимание сохраняется. Даже старшим дошкольникам все еще сложно сосредоточиться на чем-то однообразном. Но в процессе интересной для них игры фокус может быть достаточно стабильным.[6]
Сходные возрастные закономерности наблюдаются в процессе развития памяти. Память в старшем дошкольном возрасте непроизвольна. Ребенок запоминает то, что ему больше всего интересно, дает самые лучшие впечатления. Таким образом, количество фиксированного материала во многом определяется эмоциональным отношением к данному объекту или явлению. По сравнению с младшим и средним дошкольным возрастом относительная роль непроизвольного запоминания у детей 6-7 лет несколько снижается, а сила запоминания увеличивается. «В старшем дошкольном возрасте ребенок может воспроизводить впечатления, полученные через очень долгое время».
Одно из главных достижений старшего дошкольника - развитие произвольного запоминания. Некоторые формы этого воспоминания можно увидеть у детей 4-5 лет, но оно достигает значительного развития в 6-7 лет. Этому во многом способствует игра, в которой одним из условий успеха является умение вовремя запоминать и воссоздавать необходимую информацию. Важной особенностью этого возраста является то, что ребенок 6-7 лет может иметь цель запомнить определенный материал. Наличие такой возможности связано с тем, что ребенок начинает использовать различные приемы, специально разработанные для повышения эффективности запоминания: повторение, смысловое и ассоциативное соединение материала.
Таким образом, в возрасте 6-7 лет структура памяти претерпевает значительные изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и вызова. Непроизвольная память, не связанная с активным отношением к текущей деятельности, оказывается менее продуктивной, хотя в целом сохраняет доминирующее положение.
Подобная взаимосвязь между произвольными и непроизвольными формами памяти наблюдается в отношении умственной функции, такой как воображение. Большой скачок в ее развитии дает игра, необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и замещающих объектов. В старшем дошкольном возрасте подмена становится чисто символической и постепенно начинается переход к действиям с воображаемыми объектами. Формирование воображения напрямую зависит от речевого развития ребенка. «Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка взаимодействовать с внешней средой, способствует ассимиляции и, наряду с мышлением, служит средством познания реальности».
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ
2.1. Компоненты психологической готовности
Психологическая готовность к школе - явление сложное. Когда дети идут в школу, часто не хватает одного компонента психологической готовности. Это приводит к трудностям или нарушениям адаптации ребенка к школе. В некоторой степени психологическую готовность можно разделить на готовность к обучению и социально-психологическую готовность.[16]
Учащиеся с социально-психологической неподготовленностью к обучению, проявляющие детскую непосредственность, одновременно реагируют на уроке, не поднимая рук и не мешая друг другу, и делятся своими мыслями и чувствами с учителем. Обычно они участвуют в работе только тогда, когда учитель говорит с ними напрямую, а в остальное время они отвлекаются, не следят за тем, что происходит в классе, и нарушают дисциплину. У вас высокая самооценка, и вас обижают комментарии. Если учитель или родители выражают недовольство их поведением, они будут жаловаться, что уроки неинтересны, школа плохая, а учитель злится.
Существуют различные варианты развития детей 6-7 лет с особенностями личности, влияющими на успеваемость в школе.
1. Тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянной неудовлетворенности воспитательной работой ребенка со стороны учителя и родителей, обилие наблюдений, упреков. Беспокойство возникает из-за страха сделать что-то плохое, неправильное. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок хорошо учится, но родители ожидают от него большего и предъявляют чрезмерные, иногда нереальные, требования.[18]
Из-за роста тревожности и связанной с этим низкой самооценки снижается академическая успеваемость, устраняются неудачи. Неопределенность приводит к ряду других характеристик: стремление безумно следовать инструкциям взрослого, действовать только в соответствии с шаблонами и моделями, боязнь проявить инициативу в формальном усвоении знаний и методов действия.
Взрослые, недовольные низкой продуктивностью воспитательной работы ребенка, все больше сосредотачиваются на общении с ним по этим вопросам, что увеличивает эмоциональный дискомфорт.
Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные характеристики ребенка отражаются на качестве его учебной деятельности, плохое выполнение деятельности вызывает соответствующую реакцию окружающих, а эта негативная реакция, в свою очередь, усиливает особенности ребенка. Вы можете разорвать этот порочный круг, изменив настройки оценивания как для родителей, так и для учителя. Близкие взрослые, которые обращают внимание на малейшие достижения ребенка, не обвиняя его в индивидуальных недостатках, снижают уровень его страха и тем самым способствуют успешному выполнению учебных заданий.
2. Негативистическая демонстративность. Демонстрация - это черта личности, связанная с повышенной потребностью в успехе и внимании окружающих к себе. Ребенок с этим качеством ведет себя однозначно. Его преувеличенные эмоциональные реакции служат достижению главной цели - привлечь внимание, получить одобрение. Если основная проблема для ребенка с повышенной тревожностью - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - отсутствие похвалы. Негативизм распространяется не только на нормы школьной дисциплины, но и на образовательные требования учителя. Без выполнения учебных заданий и регулярного «завершения» учебного процесса ребенок не может овладеть необходимыми знаниями и необходимыми методами действий и успешно учиться.
Источником демонстративности, которая ярко проявляется уже в дошкольном возрасте, обычно является невнимание взрослых к детям, которые чувствуют себя «брошенными» и «непопулярными» в семье. Бывает, что ребенок получает достаточное внимание, но не удовлетворяет его из-за гипертрофированной потребности в эмоциональном контакте.
Излишние требования обычно предъявляют избалованные дети.
Дети с негативной демонстрацией, нарушая правила поведения, ищут нужного им внимания. Это может быть даже враждебное внимание, но оно всегда служит подкреплению демонстрации. Ребенок, действующий по принципу: «лучше быть отруганным, чем быть незамеченным» - извращенно реагирует на внимание и продолжает делать то, за что его наказывают.
Желательно, чтобы эти дети нашли возможность реализовать себя. Лучшее место для демонстрации - сцена. Помимо участия в утренниках, для детей подходят концерты, спектакли, другие виды художественной деятельности, в том числе изобразительное искусство.
Но самое главное - снять или хотя бы ослабить подкрепление недопустимого поведения. Задача взрослых - отказаться от лекций и назиданий, не платить, делать замечания и максимально эмоционально наказывать.
3. «Уход реальности» - это еще один вариант неблагоприятного развития. Проявляется, когда демонстративность связана с тревожностью у детей. У этих детей также есть сильная потребность во внимании к себе, но они не могут реализовать это в драматической форме из-за своего беспокойства. Они сдержаны, боятся вызвать неодобрение, стремятся удовлетворить запросы взрослых.
2.2. Проблемы мотивационной сферы и внутренней позиции дошкольника
Желание учиться также включает определенный уровень развития мотивационной сферы. Готовый к школе ребенок - это ребенок, которого привлекает в школу не извне (атрибуты школьной жизни - портфолио, учебники, тетради), а возможность получить новые знания, что предполагает развитие подготовительных процессов. Будущий школьник должен произвольно управлять своим поведением, своей познавательной деятельностью, что возможно при сформированной иерархической системе мотивов. Следовательно, у ребенка должна быть развитая мотивация к обучению.
Незрелость мотивации часто приводит к проблемам со знаниями и низкой продуктивности учебной деятельности.
Принятие ребенка в школу связано с появлением самого главного рака личности - внутренней позиции. Это мотивационный центр, обеспечивающий сосредоточенность ребенка на учебе, его эмоционально-позитивное отношение к школе, готовность адаптироваться к образцу хорошего ученика.[20]
В случаях, когда внутреннее положение ученика не удовлетворено, он может испытывать стойкое эмоциональное беспокойство: ожидание успехов в школе, плохое отношение к себе, страх перед школой, нежелание посещать школу.
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
3.1 Психологический анализ особенностей адаптации первоклассников к школе
Наше исследование осуществлялось на базе общеобразовательной школы,среди учащихся 1-х классов, общее количество обследованных школьников 48 (1 «А» класс - 25 учеников, 1 «Б» класс - 23 ученика).
Проблема трудностей детей с адаптацией к условиям начальной школы в настоящее время стоит очень остро. Проведен психологический анализ адаптационных характеристик первоклассников к школе и определен показатель дезадаптации. Данное исследование проводилось из набора психологических характеристик адаптации школьника, который содержит свидетельства о различных сторонах жизни в контексте образовательного процесса.[25]
Путем индивидуального наблюдения и бесед педагог определял критерии психологических характеристик адаптации, присущих изучаемому учащемуся.
Результаты исследования сравнивались с ключом, в котором показаны варианты характерных характеристик конкретного ребенка. Результаты по полученным данным обрабатывались следующим образом: таблица разделена вертикальной линией жирным шрифтом, если номер характеристики находится слева от строки, при обработке засчитывается 1 балл, если справа - 2 балла . Максимально возможный балл - 70. Подсчитав количество баллов, набранных ребенком, можно определить его коэффициент дезадаптации:
К= П / 70 * 100, (1)
Где П - количество баллов, набранных ребенком.
Согласно нашему исследованию, проведенному на базе среднего образования среди первоклассников, часть младших школьников испытывает трудности с адаптацией к школьным условиям.
В результате исследования были выделены группы детей с нормальной адаптацией (без дезадаптации), средней степенью дезадаптации, тяжелой степенью дезадаптации и тяжелой степенью дезадаптации (требуется консультация психоневролога).
К основным первичным внешним признакам проявлений школьной дезадаптации относим трудности в обучении и различные нарушения школьных норм поведения.
На наш взгляд, основными факторами, которые могут стать причиной школьной неуспеваемости, являются: недостатки в подготовке ребенка к школе, социальная и педагогическая халатность; длительные и массовые психические депривации; соматическая слабость ребенка; нарушение сформированности школьных навыков; двигательные расстройства; эмоциональные расстройства.
В ходе наблюдений было обнаружено, что под влиянием постоянных неудач, выходящих за рамки реальной учебной деятельности и распространяющихся на сферу взаимоотношений со сверстниками, у ребенка формируется чувство собственной неполноценности, попытки, в которой проявляется его собственная неполноценность. А поскольку выбор адекватных средств компенсации в этом возрасте ограничен, самореализация часто происходит в той или иной степени через сознательное противодействие школьным нормам, реализуется в нарушениях дисциплины, обострениях конфликтов, возникающих на фоне утраты Интерес к школе постепенно интегрируется в антисоциальную ориентацию личности. Часто у таких детей развиваются нервно-психические и психосоматические расстройства.
Адаптация к школе зависит от нескольких факторов. Неадаптированность ребенка - явление многофакторное. Задержки в обучении связаны с такими факторами, как методика преподавания, личность учителя, помощь родителей ребенку, окружающая среда в школе и в классе, место ребенка в отношениях с детьми и учителями, а также собственная личность ребенка.
3.2 Разработка рекомендаций для успешной психологической адаптации младших школьников
Успешная адаптация школьников на первом году обучения во многом зависит от модели поведения взрослых, напрямую связанной с обучением и воспитанием детей. Таким образом, вовлечение шестилетних детей в образовательный процесс и поддержку основной деятельности ученика-учебы организуется непосредственно учителями и родителями.[23]
Мы изучили психологические аспекты адаптации у младших школьников и разработали рекомендации для родителей и учителей.
Памятка родителям первоклассников:
- Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
- Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
- Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Родителям так же необходимо:
- Показывать ребёнку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
- Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребёнку, что он хуже других.
- Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребёнка.
- Учить ребёнка свободно и непринуждённо общаться не только со своими сверстниками, но и с взрослыми.
- Не стесняться подчёркивать, что они им гордятся.
- Быть честными в оценках своих чувств к ребёнку.
- Оценивайте только поступки, а не самого ребёнка.
- Признавайте права ребёнка на ошибки. В первый год обучения они могут допускаться часто.
- Думать о детском банке счастливых воспоминаний.
В 6-7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребенку успешно учиться. Врачи считают, что в это время ребенку очень сложно быть наедине с собой, так как нервная система формируется к 9 годам. Однако серьезных срывов и болезней можно избежать, соблюдая простые правила.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наверное, каждый ребенок идет в первый класс с надеждой, что в школе все будет хорошо. И учитель будет красивым и добрым, и одноклассники с ним будут дружить, и он будет учиться на пятерке. Но вот проходит несколько недель, а малыш уже неохотно идет в школу по утрам. С понедельника он начинает мечтать о выходных, а со школы приходит скучно и напряженно. Что случилось? И дело в том, что ожидания ребенка, связанные с новой интересной жизнью, не оправдались, а сам он был не совсем готов к той реальности, которая называется «школьными днями».
Почему это могло произойти? Потому что дети представляют себе школу как что-то очень интересное и связывают поступление в первый класс с позитивными изменениями в своей жизни. Не все дети понимают, что школьная жизнь - это, прежде всего, работа. Такая же работа, как у взрослых, не всегда интересная и не всегда приятная.