Фрагмент для ознакомления
2
так же проявление личностных черт, способствующих укреплению коллектива как организованной системы.
Психологи интересуются эффективностью коллектива. Эффективность коллектива – это проявление активности, учитывающей не только затраты «совокупных сил» каждого из членов коллектива, но и «усиление» коллектива как социальной организации.
Абсолютная включенность личности в организацию возможна, если совмещены несколько факторов [5]:
1) собственная активность личности;
2) пристрастность к активности других членов коллектива;
3) знание и предвидение активности всех членов организации, что является основой проявления активности и самого индивида.
Исходя из этого, включенность стоит рассматривать в качестве механизма связи личности с коллективом.
Коллектив должен адекватно принимать и понимать каждую личность. Как правило, это основной фактор, влияющий на отношения ответственной зависимости в плане становления доверия, сотрудничества, взаимопомощи.
Участники коллектива сами собой подразделяются на следующие категории по направлению активности [5]:
1) члены коллектива, которые вносят преимущественно положительный вклад;
2) члены коллектива, которые вносят преимущественно отрицательный вклад;
3) члены коллектива с нулевой включенностью;
4) члены коллектива со смешанной включенностью, которые вносят одновременно и положительный, и отрицательный вклад.
Оценка организованности коллектива предполагает рассмотрение практического вклада каждой личности в организацию.
Развитие любой личности сводится к процессу вхождения её в новую социальную среду и успешного слияния с ней. Каждый из этапов развития личности носит название фазы. Перечислим эти фазы [6, стр. 59]:
1) фаза адаптации: проявляется в активном усвоении актуальных для коллектива норм и овладении необходимыми формами, средствами общения и деятельности;
2) фаза индивидуализации: проявляется в подборе средств проявления собственной индивидуальности, фиксации индивидуальности;
3) фаза интеграции: проявляется в новообразованиях, отвечающих необходимости и потребности группового развития и собственным потребностям индивида осуществить значимый вклад в жизнь группы.
Современная практика педагогического взаимодействия выделяет ряд принципов всестороннего развития личности в коллективе [5].
1) Принцип активности. Согласно данному принципу члену детского коллектива предоставляется возможность быть всесторонне развитой, гармоничной личностью, а так же предоставляется ответственность за реализацию этой возможности. Процесс развития личности предполагает немалую долю самостоятельности, творчества ребенка в работе над собой.
2) Принцип деятельности. Согласно данному принципу развитие личности понимается как организация совместной работы школьника с учителями, родителями и сверстниками.
3) Принцип коллективности. Согласно данному принципу в школе уделяется особое внимание таким формам работы, которые способствуют укреплению детского коллектива. Это преимущественно различные групповые формы работы на уроке, организация и комментирование совместных переживаний по поводу успехов и неуспехов класса.
4) Принцип личностного подхода. Согласно данному принципу, рекомендуется выделять индивидуальные особенности психических процессов школьников: памяти, внимания, типа темперамента и т.д. Успешная воспитательная работа невозможна без индивидуального, осторожного подхода.
Школьные педагоги не должны забывать о некоторых правилах воспитания школьников в коллективе [5]:
1) стоит оставлять за каждым школьником свободный выбор собственной деятельности;
2) следует давать ребенку возможность изменять социальную позицию по мере его взросления и развития, что чаще всего проявляется в подростковом возрасте;
3) учитель должен уметь эффективно побуждать воспитанников ставить себя на место другого человека.
2 глава. Эмпирический аспект формирования личности в подростковом коллективе
2.1. Выявление начального уровня коммуникативной компетентности подростков
Положительные изменения личности под воздействием школьного коллектива происходят посредством механизма коммуникации. Коммуникативная сфера является необходимой частью социального пространства, в котором существует личность. Коммуникативную компетентность можно представить как систему внутренних ресурсов, нужных для выстраивания эффективного коммуникативного процесса в ситуациях взаимодействия личностей.
В.А. Сухомлинский, обобщая главнейшие черты личности подростка, останавливается на следующих противоречиях [3]:
1) непримиримость со злом, его неприятие на уровне эмоций - неумение разбираться с жизненными трудностями;
2) стремление быть хорошим, идеальным – неприязнь прямолинейного воспитания;
3) стремление быть индивидуальной личностью, романтиком, совершать подвиги - не знание того, как этого можно добиться;
4) богатство желаний - ограниченность сил.
Перечисленные противоречия со временем разрешаются, путем общения, накопления опыта со взрослыми и сверстниками. Таким образом, цель нашего экспериментального исследования: повышение уровня коммуникативной компетентности подростков.
Задачи:
1) подобрать диагностическую методику по выявлению начального уровня коммуникативной установки детей подросткового возраста;
2) подобрать экспериментальную группу школьников подросткового возраста, выявить у них начальный уровень коммуникативной установки;
3) разработать и провести в экспериментальной группе цикл занятий по повышению уровня коммуникативной установки;
провести контрольную диагностику у группы с помощью использованной ранее диагностической методики для выявления сформированного уровня коммуникативной установки.
Этапы эксперимента:
1) подбор группы, диагностической методики, первичная диагностика уровня коммуникативной установки;
2) разработка цикла занятий с целью повышения уровня коммуникативной установки;
3) контрольная диагностика;
4) анализ результатов.
На первом этапе эксперимента подберем экспериментальную группу (ЭГ) – 10 человек из 8 «А» класса (дети 15 лет). Для определения начального уровня коммуникативной установки испытуемых используем диагностическую методику Л. Михельсона «Ваша коммуникативная установка» [5].
Инструкция: Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить «да» или «нет», выражая согласие или несогласие с ними. На листе бумаги фиксируйте номер вопроса и ваш ответ. Будьте внимательны и искренни:
1) Мой принцип в отношениях с людьми: доверяй, но проверяй.
2) Лучше думать о человеке плохо и ошибиться, чем наоборот (думать хорошо и ошибиться).
3) Высокопоставленные должностные лица, как правило, ловкачи и хитрецы.
4) Современная молодежь разучилась испытывать глубокое чувство любви.
5) С годами я стал скрытным, потому что часто приходилось расплачиваться за свою доверчивость.
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1) Воробьев В.М. Тренинг психической адаптивности.:Л.- 1990. – 49 с.
2) Истратова О.И., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. :Р. – 2004. – 390 с.
3) Кенсаринова М.В. Теория коллектива А.С. Макаренко: философские и психологические аспекты. Успехи современного естествознания. – 2015. – № 1-2.–С. 301-304; Электронный ресурс/ [Режим доступа]: https://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34836
4) Козлов Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения.:Е. -1998. – 70 с.
5) Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.: Просвещение. - 1982 г. – 413 с. Электронный ресурс / [Режим доступа]: http://www.detskiysad.ru/ped/ped136.html
6) Косицкий Г.И., Дьяконова И.Н. Резервы нашего организма .:М.-1993. – 118 с.
7) Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. :М. – 2000. - 69 с.
8) Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.:М. – 1996. – 269 с.
9) Пастернак О.В. Программа «Развитие коммуникативной компетенции подростков». Первое сентября. Открытый урок. Электронный ресурс / [Режим доступа]: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/506508/
10) Рапопорт Ж.Ж. Образ жизни и здоровье детей.: Педиатрия. - 1990 - №6. С. 3.
11) Рогов В.И. Настольная книга практического психолога.:М. – 2003. – 139 с.
12) Рогов В.И. Психология общения.:М. – 2003. – 206 с.