Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 2
Глава 1. Научно-теоретические основы развития голосовой функции 4
1.1. Понятие голоса. Особенности развития основных характеристик 4
1.2. Функциональные расстройства голоса, этиология, механизмы, симптоматика 5
1.3. Причины нарушения голоса 7
Глава 2. Экспериментальное исследование развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями голоса 12
2.1. Организация и содержание исследования 12
2.2. Анализ результатов констатирующего исследования 13
2.3. Индивидуальные логопедические занятия по коррекции голоса у детей старшего дошкольного возраста 22
Заключение 27
Библиографический список 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время не существует профессий, в которых речь и голос не имели бы доминирующее значение. «Голос - это не просто физическое свойство организма, это звучание души, тонкое орудие, удивительный инструмент самовыражения, состоящий из множества «струн»» [17].
Полноценная деятельность людей коммуникативных профессий во многом зависит от качества голоса и работоспособности их голосового аппарата, от умения эффективно и правильно владеть им в профессиональных целях. Повышенные требования предъявляются к деятельности голосового аппарата людей речевых профессий. Во-первых, он должен быть достаточно выносливым для интенсивной ежедневной работы в течение нескольких часов. Во-вторых, голос должен обладать определенными качествами - гибкостью, мелодичностью, приятным тембром, силой, интонационной выразительностью.
Голос – это совокупность различных звуков человека, имеющих разные акустические характеристики, а именно: высоту, силу и тембр. Голос является самым главным компонентом речеобразования, поскольку он обеспечивает интонационную выразительность текста. Каждый человек должен научиться владеть своим голосом и уметь в полной мере использовать все богатые возможности своего голоса. Зачастую в школе и семье не уделяют внимания развитию голоса, что влечет за собой расстройство голосовой функции, из-за которой нарушается процесс речевой коммуникации человека.
Проблема нарушений голоса остается актуальной, так как голосовые перегрузки, связанные с коллективным воспитанием ребенка в детских дошкольных учреждениях, участие в разнообразных вокальных и хоровых коллективах, социальные и экологические проблемы приводят к тому, что в фониатрической и логопедической практике нередко приходится сталкиваться с лицами, страдающими заболеваниями голосового аппарата. Голос имеет важное значение в развитии человека, формировании его как личности. Нарушение функции голосообразования может влиять на развитие речи, затруднять коммуникацию, нервно-психическое состояние, даже стать причиной неполноценности голосового аппарата взрослого человека.
Объектом исследования являются особенности развития голосовой функции.
Предметом исследования является развитие речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями голоса.
Цель исследования- изучить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями голоса .
В соответствии с целью, предметом и объектом были поставлены следующие задачи:
1. Изучить научно-теоретические основы развития голосовой функции.
2. Рассмотреть методологические основы изучения и развития голоса.
3. Выявить особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями голоса;
4. Осуществить подбор методов коррекции голосовых нарушений.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по тем исследования, анкетирование.
Глава 1. Научно-теоретические основы развития голосовой функции
1.1. Понятие голоса. Особенности развития основных характеристик
Нарушения голоса - причины появления, при каких заболеваниях возникает, диагностика и способы лечения.
Голос является неотъемлемым компонентом вербального общения и одной из важнейших функций нашего организма.
Голосообразование – процесс крайне сложный, а структура голосового аппарата отнюдь не ограничивается голосовыми связками.
На характеристики голоса влияет функционирование органов дыхательной, нервной, сердечно-сосудистой систем, эндокринных желез, органов желудочно-кишечного тракта [9].
Выделяют центральный и периферический отделы речевого аппарата. К первому относят структуры нервной системы, например, кору больших полушарий головного мозга, нервные волокна. Задача центрального отдела речевого аппарата – создание и проведение нервного импульса, т. е. команды к голосообразованию. К периферическому же отделу речевого аппарата относят гортань с голосовыми связками, нижние отделы дыхательных путей, а также челюстно-лицевой аппарат, обеспечивающий артикуляцию.
Рис.1 Строение голосового аппарата
Проблема нарушения голоса многогранна не только с точки зрения причин возникновения, но и с точки зрения коррекции, которую совместно проводят врачи, логопеды, психологи и педагоги.
1.2. Функциональные расстройства голоса, этиология, механизмы, симптоматика
Нарушения голоса – это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата.
В зависимости от степени сохранности голоса его нарушения делят на две большие группы: афонии и дисфонии.
Афония – отсутствие голоса; при данном состоянии возможна только шепотная речь.
Дисфония – изменение отдельных свойств голоса при сохранности его как такового. К дисфонии относятся такие расстройства, как:
нарушение громкости: слабость или излишняя громкость голоса;
нарушение высоты основного тона: изменение голоса в сторону слишком низкого или слишком высокого;
нарушение тембра: охриплость голоса, монотонность, лающий характер голоса и др.;
нарушение резонанса[14].
В зависимости от наличия или отсутствия структурных изменений голосового аппарата выделяют органические и функциональные причины нарушения голоса, соответственно. Стоит подчеркнуть важную особенность: функциональные изменения голоса чаще носят временный характер, в то время как изменения голоса вследствие органического повреждения голосового аппарата являются более стойкими и требуют серьезного лечения.
Наиболее распространенные и многообразные – это функциональные нарушения голоса. Они не сопровождаются воспалительными или анатомическими изменениями гортани. При функциональных нарушениях голоса деятельность голосового аппарата нарушается при отсутствии органических повреждений.
Функциональные нарушения голоса делятся на центральные и периферические.
Периферические: фонастения, гипо и гипертонусные афонии и дисфонии.
Фонастения - голосовая слабость или быстрая истощаемость голоса;
Дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра. афония – полное отсутствие голоса
Фонастения – на начальных стадиях не сопровождается видимыми объективными изменениями в голосовом аппарате. Оно имеет профессиональный характер и развивается у лиц голосовых профессий.
Проявляется: в нарушении координации дыхания и фонации, невозможности владения голосом – усиливать и ослаблять звучание, появление детонации. Острые формы переходят в афонию[11].
Гипотонусная дисфония (афония) обусловлена двусторонними миопатическими парезами т. е. парезами внутренних мышц гортани. Они возникают при некоторых инфекциях (ОРВИ, грипп, дифтерия, а также при
1)
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
1. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. М.: АЙРИС ПРЕСС. 2005 г.
2. Алмазова Е. С. Нарушение голоса у детей и подростков. М.: Медицина Беккер К. П., Совак М. Логопедия. — М., 1981.
3. Василенко Ю. С. Голос. Фониатрические аспекты [Текст]. – М.: Энергоиздат, 2012. – 480 с.
4. Василенко Ю.С. Краевые хордиты у лиц голосоречевых профессий // Неотложная помощь в отоларингологии. Патология голоса и речи. — М., 1983, —С. 150-152.
5. Василенко Ю.С. Эндокринные нарушения голоса. // Новости оториноларингологии и логопатологии. 2017. - №3(11). - С. 13-15.
6. Вильсон, Д. К. — Нарушения голоса у детей. — М., 2010.
7. Волкова, Л. С. логопедия : учебник для студ.дефектол.фак.пед.высш. учеб. Заведений / под ред. Л.С. Волковой. - 5-е изд., перераб.и доп. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 703 с.
8. Жинкин Н.И. Механизмы речи. — М.: Изд-во АПН, 1958. — 370 с.
9. Зайцева, Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф., Ясова И.Н. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция: Учеб.-метод.пособие. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. - 74 с.
10. Зарицкий, Л.А., Тринос Л.А. Практическая фониатрия Текст. / Л.А. Зарицкий, Л.А. Тринос. - Киев: Вища школа, 1984.
11. Зуев А. С., Куляшева Н.П., Субботина М.М. Возможности использования бесконтактной рентгеноскопии гортани, трахеи, бронхов в практике фониатра. // Вопросы практической фониатрии. М., 2017. - С. 48.
12. Князьков А. А. Техника речи и постановка голоса: Метод. разраб. [Текст] /А. А. Князьков. - М.: Прометей, 2010. - 123 с.
13. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. — Екатеринбург: Диамант, 2012. — 320 с.
14. Лаврова Е. В. Логопедия. Основы фонопедии/ Е. В. Лаврова [Электронный ресурс] // Электронно - библиотечная система «Педагогическая библиотека» 2003. URL: http://www.pedlib.ru/Books/3/0322/3 0322-1.shtml.
15. Лаврова Е. В. Нарушение голоса: учеб. пособие для студентов / Е. Орлова, - М.: АСТ: Астрель, 2005. - 207 с.
16. Лаврова Е. В. Нарушения голоса : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/Е. В. Лаврова, О. Д. Коптева, Д. В. Уклонская. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 128 с.
17. Максимов И. Фониатрия: Перевод с болгарского В. Д. Сухарева М.: Медицина, 1987.
18. Мельникова Г. И., Ромахов В. Н., Попова Е. В. Нарушение голоса у педагогов и детей // Новости оторинолар. и логопатологии. — 2017. — №3 (II). —С. 70.
19. Михалъская А. К. Основы риторики. Мысль и слово. — М.: Просвещение, 2016, —416 с.
20. Овчиниикова Ю. М., Морозова С. В. Оториноларингология: Учеб. для студ. сред. мед. Учеб. заведений. - М.: издательство «Мастерство», 2002. - 208 с.
21. Орлова О. С. Коррекционно-логопедическая работа у детей с нарушением голоса. М., 2016
22. Орлова О. С. Нарушение голоса: учеб. пособие для студентов / О. Орлова. - М.: АСТ: Астрель, 2008 - 220 с.
23. Орлова О. С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса у педагогов: диссертация... доктора педагогических наук [Текст]. – М., 2014. –250 c.
24. Орлова О. С. Система логопедической работы по коррекции и предупреждению нарушений голоса. М., 2018.
25. Орлова О.С. Нарушения голоса у детей: учеб.- метод. пособие / О. С. Орлова. - М.,2005.
26. Пальчун В.Т Болезни уха, горла, носа / В. Т. Пальчун, Н. А. Преображенский. - М., 1980.
27. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. М.: ООО Изд-во АСТ, СПб: Дельта, 2017. - 464 с.
28. Полевой Б. Н. Повесть о настоящем человеке. / Изд.: Спб.: Азбука. 2014.
29. Правдива О. В. Голос и его нарушения. М., 2017.
30. Тринос В. А. Дисфонии и их лечение у лиц голосовой профессии Текст.: автореф. дис. докт. мед. наук [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://library.odmu.edu.ua/catalog/47460
31. Филичева, Т.Б., Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Нарушения речи у детей: Пособие для воспитателей дошкольных учреждений. -- М.: Профессиональное образование, 2013. - 232с.
32. Фомина, М.В. Профилактика и лечение нарушений голоса у лиц голосоречевых профессий: методические указания. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. - 19 с.
33. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. — М., 2017. - Ч. I. - С. 194—355.
Чарели Э. М. Речь и здоровье. - Екатеринбург: Издательский дом «Уральская государственная сельскохозяйственная академия», 2016. -с.300.