Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире состояние окружающей среды вызывает тревогу в обществе, остро стоит проблема взаимодействия природы и человека. Перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоят важнейшие задачи: сформировать ценностное отношение к миру природы, экологическое сознание личности, ориентированной на отсутствие противопоставления человека и природы, главной же задачей является воспитание у дошкольников личностного отношения к природе, как жизненно важной ценности, осознание ребенком своего места в природе и своей роли в ее сохранении.
К сожалению, среди современного подрастающего поколения преобладает потребительский подход к природе. Осознание природы как ценности, активное отношение к проблемам природопользования и охраны природы практически не включено в систему личных ценностей, не является частью моральных убеждений.
Глава 1. Теоретические основы экологического воспитания и образования дошкольников старшего возраста
1.1. Специфика экологического образования и воспитания в детском саду
В процессе интенсификации разнообразной деятельности современного общества, изменения образа жизни самого человека, усиливается негативное воздействие на среду обитания. Поэтому закономерным считается обращение ученых к экологической проблематике, так как именно экология изучает взаимоотношения организмов, в том числе и человека, с окружающей средой.
Экологическая грамотность, как жизненная потребность современного человека, должна состоять из двух взаимосвязанных компонентов: ценностно-мотивационного и потребностно-действенного, реализуемых целенаправленно и последовательно в каждой возрастной группе по определенной научно обоснованной схеме.
Стратегическая цель работы с детьми: формирование у каждого ребенка убеждения в необходимости бережного отношения к природе; стремление к адекватному восприятию знаний и выработке навыков по охране природы; приобщение к мировому уровню экологической культуры. Для реализации этой цели необходимо построение целостной системы экологического образования, основанной на научно разработанных принципах создания экологических программ с учетом ФГОС дошкольного образования.
Экология - наука о сохранении природы, прекрасного дома человека, а наш прекрасный дом может оказаться в опасности. Поэтому так важно начать экологическое воспитание с дошкольного возраста.
Ведь экологическое воспитание детей - это не только воспитание любви к природе, это еще и воспитание человеческой доброты, ответственного отношения к окружающему миру, к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Учить детей правильно вести себя в природе и среди людей - это и есть понимание всего живого, что окружает ребенка, это осознание необходимости взаимодействия со средой обитания.
Главная задача экологического воспитания дошкольников - это формирование у них осознанно правильного отношения к явлениям живой и неживой природы. Такое отношение может быть сформировано у детей при условии систематической работы. Вовлечение в практическую деятельность, предоставление возможности наблюдать за их развитием и различными проявлениями в жизни.
Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру и ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм в системе ценностных ориентаций . Этот процесс включает интеллектуальный, эмоциональный и действенный компоненты, составляющие нравственную основу личности дошкольника .
В создании условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического образования дошкольников, а именно: в создании экологической развивающей предметной среды, особая роль отводится администрациям дошкольных образовательных учреждений и муниципальным управлениям образования, как это и определено государственной политикой в области всеобщего и непрерывного экологического образования.
Эта проблема, на наш взгляд, является одной из актуальнейших и, возможно, одной из первоначальных в свете современных требований и путей совершенствования модернизаций образования.
Хорошо, если в соответствии с типовым положением о ДОУ в детском саду были созданы все условия, в том числе и на территории участка, для успешной реализации программы обучения и воспитании детей. А если эти условия не были соблюдены, или были созданы, но не удалось их сохранить? Что же тогда можно модернизировать, и о каких инновациях, современных требованиях в этом направлении дошкольного образования и его качестве может идти речь?
Для реализации задач экологического образования и воспитания необходимо создание экологической развивающей предметной среды для каждодневного общения ребенка с природой не только внутри дошкольного учреждения, а прежде всего на его территории, так считают многие исследователи - Э. Баранникова, А.И. Данюкова, Г.Б. Ларионова, Н.А Рыжова, С.Н. Николаева, С.А. Козлова, Н. Новоселова и др.
В дошкольном учреждении правильная организация развивающей экологической предметной среды, по мнению Н.А. Рыжовой, должна способствовать познавательному, эколого-эстетическому развитию; оздоровлению детей, формированию нравственных качеств и экологически грамотного поведения, а также экологизации различных видов деятельности ребенка, т. е. реализации всех компонентов содержания образования: познавательного, ценностного и деятельностного .
1.2. Психолого-педагогическая характеристика старшего дошкольного возраста
Старший дошкольный возраст отличается от других возрастов особенностями условий жизни и требований, которые предъявляются к детям на данном этапе развития, особенностями отношений детей с окружающим миром, уровнем развития психологической структуры личности ребёнка, его знаний и мышления, совокупностью определённых физиологических особенностей.
А. В. Запорожец отмечал, что дети старшего дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В этом возрасте становится возможным формирование представлений и элементарных понятий. В 5-7 лет у ребёнка происходит переход к мышлению общими представлениями. Старшему дошкольнику доступно формирование новых способов обобщения, так ка оно происходит на основе развёрнутой предметной деятельности.
Л. С. Выготский отмечал, что в стихийном опыте дошкольников вначале возникают предпонятийные образования – комплексы, псевдопонимания. Полноценные понятия смогут сформироваться лишь в процессе целенаправленного, организованного включения в активную познавательную деятельность.
Если в младшем возрасте среди мотивов познавательной деятельности преобладает непосредственно эмоциональное отношение ребёнка, то в старшем дошкольном возрасте – при сохранении указанного мотива появляются новые: мотив известной общественной необходимости и познавательный интерес, который при определённых условиях приобретает достаточную устойчивость и активность. Условиями формирования познавательной активности как мотивов учебно-познавательной деятельности старших дошкольников являются обеспечение в процессе познания активной позиции детей и постепенное усложнение содержания знаний (В. И. Логинова, П. Г. Саморукова). К знаниям старших дошкольников предъявляются новые требования (системность, которая выражается в необходимости освоить существенные связи в области общественной жизни и явлений природы; относительная обобщённость; объединение предметов и явлений на основе существенных признаков, связей). С 5 лет дети начинают овладевать рядовыми обобщениями, учатся вычленять существенные признаки родового обобщения в предметах, объединять их на основе этих признаков, доказывать правильность обобщения. У старших дошкольников увеличивается произвольность познавательного процесса, складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация). Происходит формирование начал абстрактного мышления и основ понимания причинно-следственных связей. Следовательно, в 5-6 лет наблюдается переход познания детей на более высокую ступень.
1.3. Эколого-развивающая среда дошкольного учреждения
Важнейшим условием реализации образовательных областей, предусмотренных ФГОС, является экологизация среды в ДОУ, поскольку среда – это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.
Понимание экологических проблем в современном мире сделало чрезвычайно актуальным вопрос экологического образования детей и формирования у них основ экологического сознания. Несомненно, что начинаться эта работа должна как можно раньше – на первом этапе современной системы образования, то есть в детском саду. Этому способствует и высокая восприимчивость детей дошкольного возраста к наблюдению за природными объектами и явлениями, формированию положительного отношения к окружающему миру.
Одним из важных условий формирования экологических знаний у дошкольников в настоящее время является непосредственное наблюдение за объектами и явлениями природы, а также исследовательская и экспериментальная деятельность по их изучению. Это свидетельствует о необходимости определенной организации территории детского сада для выполнения функции экологического образования детей. Таким образом, в целях формирования адекватных представлений о природе у детей дошкольного возраста необходима организация территории детского сада с учетом экологизации развивающей предметно-пространственной среды и ее насыщенности элементами, способствующими экологическому образованию.
Наиболее подробно вопрос о влиянии среды, в том числе природной, на развитие детей рассматривала Е.И. Тихеева. Она утверждала, что «использовать окружающую среду как источник образовательного материала, педагогически ее организовывать – одна из основных задач, возлагаемых на педагога-дошкольника» .
Считая, что дошкольников необходимо воспитывать в непосредственной близости к природе и максимально вносить ее в дошкольные учреждения, Е.И. Тихеева создала образец природной среды и описала его в книге «Детский сад по методу Е.И. Тихеевой».
Характеризуя современную среду жизни ребенка, мы можем констатировать, что она не предоставляет ему необходимых пространственных возможностей для осуществления активности.
Масштаб собственного жизненного пространства детей сокращается, происходит их отдаление от природной среды. Анализ типичных учебно-воспитательных учреждений, в которых ребенок воспитывается, показывает, что оборудованы они неполноценно и несут в себе атмосферу, характеризующуюся большой стереотипностью, как в содержании, так и в условиях деятельности. В семье также проблема «детского пространства» далеко не всегда решается в пользу ребенка.
Глава 2. Создание эколого-развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении
2.1. Элементы эколого-развивающей среды в ДОО
Создание эколого-развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении является одним из важных условий экологического образования детей. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к развивающей предметно-пространственной среде эколого-развивающая предметно-пространственная среда учреждения обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства; развитие детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа с учетом особенностей их развития.
Грамотно организованная предметно-развивающая среда экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому.
Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор сделан на организацию эколого-развивающей среды.
Основными элементами эколого-развивающей среды в детском саду являются уголки природы, мини лаборатории, живой уголок, библиотека, сад-огород, территория детского сада (ландшафтные архитектурные объекты), экологическая тропа, уголки в группах (экспериментальные, природные, выставочные).
Уголок природы. Является обязательным элементом в каждой возрастной группе, что уголок природы – это место постоянного общения малыша с растениями и животными, которое вносит разнообразие в жизнь детей. В уголке природы дети могут проводить интересные наблюдения за природными объектами, заботиться о них. В результате у детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается бережное, заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них.
Содержание объектов и материалов уголка природы:
• комнатные растения;
• декоративные животные;
• календарь погоды и природы;
• альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера;
• художественная литература о природе;
• дидактические игры природоведческого содержания;
• различные природные материалы;
• оборудование для организации труда в природе;
• оборудование для организации опытнической деятельности;
Все объекты, предметы, материалы уголка природы яркие, красочные, эмоционально привлекательны, доступны детям (и содержательно, и физически). Материалы, объекты и оборудование стимулируют детей к организации детей к организации экологически-ориентированного общения в процессе реализации различных видов и форм детской деятельности (наблюдения, игр, труда, экспериментирования и пр.).
2.2. Характеристика экологической тропы и содержание занятий с дошкольниками
Экологическая тропа детского сада – специально оборудованная в образовательных и воспитательных целях природная территория; маршрут, проходящий через различные природные объекты, имеющие эстетическую, природоохранную ценность, на котором дошкольники получают информацию о них.
1. Солнечная поляна
Вместе с педагогом дети рассматривают схему тропы, для определения последовательности маршрута.
2.Правила поведения в природе.
Дети знакомятся с правилами поведения в природе. Педагог обращает внимание детей на то, что во время путешествия по тропе тоже необходимо соблюдать правила:
Запрещается срывать растения, вытаптывать траву, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.
С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни, интересные коряги и т.п.
С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!
3. «Природная лаборатория»
Объект включает столы и скамейки для детей, различные материалы для проведения опытов и экспериментов (песок, вода, глина, почва, камешки, шишки и другой природный и бросовый материал), необходимое оборудование (лупы, различные емкости, мерные стаканы, ложки, весы, игрушки для игр с водой и песком, бумага, карандаши для зарисовок, папки с картотекой опытов и экспериментов с детьми разного возраста для педагогов, информационные материалы для родителей.
Дети знакомятся, расширяют и уточняют знания о свойствах объектов живой и неживой природы (вода, песок, глина, почва, камни, семена, листья шишки и т.п.); проводят совместно со взрослыми опыты, эксперименты, наблюдения.
Педагог заранее, в зависимости от возраста, интересов детей и образовательных задач, выбирает из картотеки опытов и экспериментов 1-2 задания, проверяет наличие необходимого для их проведения материала. По окончании эксперимента педагог помогает детям сделать выводы, систематизировать представления. По результатам опытов и экспериментов дети могут выполнять зарисовки.
4. «Земляничная поляна»
Дети знакомятся с земляникой, наблюдают за тем как она растет, пробуют ее душистые плоды.
Педагог предлагает отгадать загадку о землянике, беседует с детьми о ней (части растения, этапы роста, польза для природы и человека), читает стихотворение про землянику.
5. «Муравейники»
Заключение
В основе экологического воспитания и образования лежат адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии: организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда.
Цель экологического воспитания и образования дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с Концепцией дошкольного воспитания, которая, ориентируясь на общегуманистические ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном детстве фундамент личностной культуры – базисные качества человеческого начала в человеке.