Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его ощущений и восприятий, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, размере, положение в пространстве и тому подобное. Он составляет фундамент умственного развития. Чувственное познание имеет очень важное значение в дошкольном детстве, которое является наиболее благоприятным периодом формирования и совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Актуальность данной темы заключается в том, что сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все остальные формы познания – запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без сопротивления на полноценное восприятие.
Глава 1 Психологические особенности развития детей дошкольного возраста
Социальная ситуация развития ребенка в дошкольном возрасте определяется интенсификацией общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Общение со взрослыми разворачивается на основе значительной самостоятельности дошкольника, расширения его знаний о действительности.
Благодаря использованию ведущего средства общения - языка и вопросов - дети обогащают свое понимание мира. Дошкольники задают тысячи вопросов. Такое сотрудничество ребенка со взрослым называется когнитивным общением.
В дошкольном возрасте возникает и сопутствующая форма общения – личностная, которая характеризуется тем, что ребенок пытается обсуждать с взрослыми поведение и поступки других людей. Отношения дошкольника со взрослым приобретают познавательный и следственный смысл - малыш в играх копирует деятельность значимого взрослого и задает ему много вопросов.
Однако подражание взрослому ребенку постепенно становится осознанным и избирательным .
Противоречие социальной ситуации ребенка-дошкольника заключается в разрыве между его стремлением быть взрослым и невозможность реализовать это стремление непосредственно. Единственное, что может разрешить это противоречие ролевая игра.
Именно потому, что ролевая игра дает ребенку возможность взаимодействовать с таких сторон жизни, которые недоступны ему в реальной практике, она является ведущей деятельностью дошкольника. Основным мотивом игровой деятельности является наилучшее исполнение роли, действовать «как взрослый». Этот мотив подчиняет прямые отношения ребенка и является ведущим. С этой точки зрения дошкольный возраст - это период интенсивного усвоения человеческих отношений, норм и правил поведения, существующих во взрослом мире.
Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с целым рядом новообразований в психике и в сознании дошкольника. На каждой ступени развития на первом месте стоит та или иная психическая функция. Важнейшей особенностью дошкольного возраста является новая система психических функций, центром которой является память.
Память дошкольника является центральной психической функцией, которая определяет все остальные процессы.
Важная особенность этого периода - произвольное поведение, которое можно определить, как поведение, опосредованное нормами и правилами. Впервые возникает вопрос о том, как вести себя, то есть, предварительный образ своего поведения. Ребенок начинает учиться и контролировать свое поведение, сравнивая его с тем, что становится моделью. Осознание своего поведения и начало личного самосознания – одно из главных новообразований дошкольного возраста .
Личностные новообразования:
1.Появление первого схематического наброска целостного детского мировоззрения.
2.Появление первых этических примеров: «что хорошо». Этические инстанции растут рядом с эстетическими: «красивое не может быть плохим».
3.Возникновение соподчинения мотивов.
4. Возникновение произвольного поведения.
5. Возникновение личного сознания – осознание своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми.
6.Развитие самооценки – осознание возможностей своих действий.
Самооценка ребенка имеет сильную эмоциональную окраску, зависит от одобрения взрослых. В процессе общения развивается потребность ребенка в доверии к взрослым и способность чувствовать их эмоциональное состояние.
Взрослый для ребенка является источником информации, фактором формирования эмоциональной устойчивости, открытой коммуникативной позиции по отношению к окружающим и миру в целом. Оценки даже его друзей, ребенок просто повторяет мысль, что он слышал о них от взрослых. То же самое и с самооценкой: «я хорош, потому что так говорит моя мама». Исследования детско-родительских отношений показывают, что на формирование самооценки ребенка влияет отношение родителей к его усыновлению и демократические отношения между родителями и ребенком.
Глава 2. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме сенсорно-перцептивного развития детей дошкольного возраста
2.1 Освещение состояния изучения проблемы развития сенсорно - перцептивной сферы ребенка дошкольного возраста
Период дошкольного детства является временем интенсивного сенсорного развития ребенка – совершенствования его ориентировки во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Воспринимая предметы и действуя с ними, ребенок начинает все более точно оценивать их цвет, форму, величину, вес, температуру, свойства поверхности и др.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, к числу которой отнесены учебно-методические пособия, монографии, диссертационные исследования, публикации в реферируемых журналах, позволил прийти к мысли о том, что проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста занималось большое количество ученых. В этой связи содержательное наполнение понятия «сенсорное развитие» не имеет однозначного определения.
Так, например, известный советский и российский психолог Л.А. Венгер предлагает следующее определение: сенсорное развитие – это «развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе» . Ученый-методолог Л.А. Метиева вкладывала в искомое понятие следующее значение: это «формирование разнообразных систем обследовательских действий, освоение многообразия эталонов» .
Р.В. Павелков, чей наиболее известный научный труд посвящен вопросам психического развития детей, полагает, что сенсорное развитие связано с «формированием новых, ранее не существовавших сенсорных процессов». В пособии для педагогов, составленном автором, предложена иная формулировка: сенсорное развитие – это «формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах окружающего мира» .
Можно отметить, что, несмотря на разницу подходов, определения авторов имеют определенное сходство, поскольку сенсорное развитие представлено как освоение определенных эталонов о внешних свойствах предметов, осуществляемое под руководством педагога. Значительный вклад в осмысление проблемы сенсорного развития внес Л.С. Выготский. Он создал несколько десятков учебников и методических рекомендаций, посвященных вопросам воспитания детей. На этапе дошкольного детства ребенок должен освоить сенсорные эталоны, то есть «обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Владея этими мерками, дети будут соотносить с ними любое воспринятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения» ребенок полнее и глубже познает различные свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер».
Содержание сенсорного развития касается целого комплекса признаков и свойств предметов, которые следует понять детям, а именно: знакомство с величиной, формой, тяжестью и фактурой предметов, их цветом, звучанием объектов окружающего мира, вкусом, запахом, ориентировкой в пространстве. В ходе такого знакомства педагоги ставят цель – развитие чувствительности соответствующих анализаторов – зрительного, слухового, обонятельного, осязательного и проч. Подобные отличия ребенок учится опознавать на основе изучения свойств предметов. Одновременно с этим дошкольник учится верно называть предметы, например, пушистый или шершавый, теплый или холодный, горький или сладкий, тяжелый или легкий, близкий или далекий. В содержание сенсорного развития в дошкольной педагогике также добавлено ознакомление со временем, развитие речевого и музыкального слуха: «Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека)».
2.2 Особенности сенсорного развития ребенка - дошкольника
Сенсорное развитие дошкольника включает две взаимосвязанные стороны - усвоение представлений о разнообразных свойствах предметов и явлений и овладение новыми действиями, которые позволяют полнее и более дифференцированно воспринимать мир.
Еще в раннем возрасте у ребенка накопился определенный круг представлений о тех или иных свойствах предметов, и некоторые из таких представлений выполняли роль образцов, с которыми сравнивались новые предметы в процессе их восприятия. Теперь же начинается переход от предметных образцов, базирующихся на обобщении индивидуального опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов, то есть произведенных человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений (цвета, формы, размеров предметов, их расположение в пространстве, высоты звуков, длительности промежутков времени и т. п.).
Постепенное знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизация - одна из важнейших задач сенсорного воспитания в дошкольном возрасте. Его основой должна быть организация взрослыми действий детей по обследованию и запоминанию основных разновидностей каждого свойства, которое осуществляется прежде всего в процессе их обучения рисованию, конструированию, лепке и др.
В дошкольном возрасте происходит снижение порогов чувствительности (зрительной, слуховой и др.). Возрастает острота зрения, способность различать оттенки цветов, развивается звуковысотный и фонематический слух, ощущение осязания и тому подобное. Все эти изменения являются следствием того, что ребенок овладевает новыми способами восприятия, которые должны обеспечить обследование предметов и явлений действительности, их различных свойств и взаимосвязей.
Органы чувств детей до начала дошкольного возраста по своему строению и некоторым особенностям функционирования схожи с органами чувств взрослых людей.
Острота зрения в дошкольном возрасте растет непрерывно.
Данные исследования показали, что острота зрения значительно возрастает в такой деятельности, для осуществления которой она является необходимым условием ее выполнения, непосредственно связана с целью и мотивами этой деятельности. Аналогичные явления имеют место и в развитии других видов ощущений и восприятий: в развитии фонематического слуха, в развитии различения цветоводов в связи с рисованием и т.д.
Эффективность различения цвета и формы и его уровень у детей дошкольного возраста зависят от того, какое значение имеют эти признаки в деятельности ребенка. Если они являются существенным условием действия и непосредственно связаны с содержанием выполняемой задачи, то дети дошкольного возраста одинаково легко выделяют в предметах цвет и форму.
В раннем детстве восприятие всегда включено в предметную деятельность. Редко можно увидеть ребенка моложе 2,5-3 лет, который долго бы разглядывал предметы, не действуя с ними .
2.3 Развитие различных видов восприятия ребенка дошкольного возраста
Восприятие – это отражение человеком предмета или явления в целом, когда они непосредственно влияют на органы чувств. Восприятие, как и ощущение, связано прежде всего с тем анализаторным аппаратом, через который мир воздействует на нервную систему человека. Восприятие -совокупность ощущений. Так, воспринимая свежее, румяное, круглое, душистое яблоко, человек отражает в ощущениях его цвет, запах, ощущает вес, упругость, гладкую поверхность.
Механизм процесса восприятия значительно сложнее, чем ощущения. Понятно, что и развивается этот познавательный процесс у ребенка совсем иначе, чем чувствительность и моторика.
Современная психология рассматривает восприятие не как процесс одномоментного отпечатка предмета, его воспринимает человек, на сетчатке глаза или в коре мозга. Восприятие - это процесс, связанный по своему происхождению с внешним практическим действием .
Причем это практическое действие не сводится лишь к восприятию предмета глазами или движениями пальцев. Человек выполняет различные ориентировочные исследовательские действия, являющиеся формой практической проверки зрительного (или иного) образа, который возникает на основе непосредственного воздействия предмета на соответствующий орган чувств.
Ребенок начинает видеть мир после того, как он прожил целую полосу своей жизни как «органическое существо», оторванное от мира и погруженное в свои органические переживания.
Полностью изолированный от внешних стимулов создания – такой есть ребенок до рождения (ребенок внутриутробного периода), почти такой же ребенок первых недель жизни. Именно поэтому, когда глаза ребенка начинают видеть, то они видят не так как глаза взрослого.
Восприятие ребенка, начиная с восприятия времени и пространства, еще примитивное и своеобразное, и должно пройти много времени, перед тем как оно выльется в обычные для восприятия взрослых формы.
Начнем с простого. Ребенок, у которого в начале жизни преобладали только органические ощущения (покоя или беспокойства, напряжения, боли, прикосновения, тепла и прежде всего раздражение наиболее чувствительных зон), конечно, лишена такого восприятия пространства, которое имеем мы.
Каждому приходилось видеть как ребенок тянется руками, чтобы взять луну, поймать птичку, которая летит в небе и т.д. Перспективы для ребенка 2 – 4 лет не существует, зрительное восприятие работает по другим, куда более примитивными принципами, внешний мир воспринимается еще примитивно, и притом воспринимается обычно как нечто близкое, достижимое для ребенка и его прикосновения, хватания, ощупывания, для всех этих примитивных форм овладения .
Ребенок сначала познает мир ртом, потом - руками и уже тогда зрение закладывает основные кирпичи того сооружения восприятий, которое полностью разворачивается лишь в значительно старшем возрасте.
Наблюдая развитие восприятия у детей дошкольного возраста, ученые выявляют еще более четко, чем у детей раннего возраста, сложность этой формы чувственного познания действительности.
Советские исследователи не только показали ведущую роль формы предмета даже в восприятии дошкольника, но и вскрыли некоторые условия, которые позволяют понять сложность соотношения формы и цвета предмета. Так, изучая восприятие детей-дошкольников, ученые установили, что цвет предмета является для них опознавательным признаком лишь тогда, когда другой, обычно более весомый признак (форма), почему-то не приобрел сигнального значения (например, во время сборки коврика из цветной мозаики).
Ориентироваться в расстоянии на основе зрительного восприятия ребенок может лишь после 5-6 лет. В этом явственно проявляется практика передвижения и манипулирования предметами. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата нередко ошибочно оценивают расстояние. Рано дети начинают различать предметы по их величине и форме.
Заключение
Итак, сенсорное развитие ребенка – это развитие его ощущений и восприятий. Ощущения и восприятия у детей дошкольного возраста развиваются достаточно интенсивно, под влиянием воспитания, в процессе усвоения ребенком знаний и умений.
Сенсорные эталоны-представления, которые сложились в обществе об основных качествах предметов (цвет, форма, величина, высота звука и т.д.). Постепенное знакомство детей с разными видами сенсорных эталонов и их систематизация - одна из важнейших задач сенсорного воспитания в дошкольном возрасте. Его основой должна быть организация взрослыми действий детей по обследованию и запоминанию основных разновидностей каждого свойства, которое осуществляется прежде всего в процессе их обучения рисованию, конструированию, лепке и др.
Параллельно ребенок усваивает слова, означающие основные разновидности свойств предметов. Слово-название закрепляет сенсорный эталон, позволяет точнее и осознаннее его применять. Но это возможно при условии, что слова-названия вводятся на основе собственных действий ребенка по обследованию и использованию соответствующих эталонов.
Глоссарий
Восприятие - это отражение человеком предмета или явления в целом, когда они непосредственно влияют на органы чувств.
Сенсорное воспитание - это система педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания и совершенствования ощущений.
Сенсорные эталоны - общепринятые образцы внешних качеств предметов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Бадмаева С.В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста в процессе игр с нестандартным дидактическим материалом // Современная наука: тенденции развития: матер. науч.-практ. конф. – Нефтекамск, 2017. – С. 140-145.
2. Баркова И.П. Развитие ручной умелости и сенсомоторного восприятия детей младшего дошкольного возраста посредством комплекса дидактических игр из фетра // Педагогика и психология: перспективы развития: сб. матер. науч.-практ. конф. – Чебоксары, 2019. – С. 86-88.
3. Василенко Л.П. Возрастная психология: Учеб. руководство / Л.П. Василенко, М.В. Савчин. – М.: Академиздат, 2017. – 360 с.
4. Венгер Л.А. Восприятие и обучение / Л.А. Венгер. – М., 1969. – 229 с.
5. Волков Б.С. Детская психология: логические схемы / Б.С. Волков, Н.В, Волкова. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2013. – 256 с.
6. Выготский Л.С. вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПБ.: Издательство "Союз", 2004. – 224 с.
7. Выготский Л.С. Лекции по психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2004. – 142 c.
8. Головина Т.Н. Исследование способности к целостному восприятию формы предметов // Энциклопедия психологических тестов для детей: интеллект, психика, способности / под ред. И.В. Книгиной. – М.: Книга по Требованию, 2018. – С. 8-12.
9. Ребенок. Программа воспитания и обучения детей от 3 до 7 лет. – К., Богдана, 2019. – 183 с.
10. Дошкольная педагогическая психология / под ред. Д.Ф. Николенко – К: «Вища школа», 2017. – 83 с.
11. Дуткевич Т.В. Дошкольная психология (курс лекций и практикум): Учебное пособие / Т.В. Дуткевич. – Каменец-Подольский: ЧП Буйницкий О.А, 2016. – 320 с.
12. Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. восприятие и действие // Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1967. – 229 с.
13. Комплексная диагностика усвоения программы «Детство»: диагностический журнал / Под ред. В.И. Логиновой. – Волгоград: Учитель, 2011. – 47 с.
14. Люблинская Р.А. Детская психология / Р.А. Люблинская. – М: Высшая школа, 1974. – 84 с.
15. Малютка. Программа воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2019. – 31 с.
16. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособ. для учителей Л.А. Метиева, Э.А. Удалова. – Ростов/н/Д.: Феникс, 2017. – 160 с.
17. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии // Пер. с англ. О.Р. Степанов. – М.: независимая фирма «Класс», 2017. – 336 с.
18. Павелков Р.В. Детская психология: Учеб. Пособие / Р.В, Павелков, О.П. Цигипало. – М.: Академвидав, 2018. – 432 с.
19. Полозова Е.В. Развивающие тренажеры из бросового материала: практич. пособ. для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ИП Лакоценина, 2017. – 48 с.
20. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 208 с.
21. Практикум для детского психолога / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько. – Изд. 4 – е. – Ростов н / Д: Феникс, 2016. – 314 с.
22. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман. – М.: Просвещение, 1991. – 159 с.
23. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду / Под ред. А. П. Усовой, Н.П. Сакулиной. – М., 1965. – 75 с.
24. Трифонова Е.С. Педагогические условия формирования речевой личности детей старшего дошкольного возраста // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. № 2. – С. 126-135.
25. Урунтаева Г.А. Специфика дидактической игры дошкольника // Дошкольное воспитание. – 2016. № 2. – С. 8-15.
26. Чен Н.В. Дидактическая игра - основа развития воображения и фантазии / Н.В. Чен // Искусство. Все для учителя. Пилотный выпуск. – 2018. – №4. – С. 26–28.
27. Что же это такое-воспитание по Монтессори? // Первое сентября, 2020. – № 74. – С.4
28. Эльконин Д.Б. Детская психология: [Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. психологии] / Ред. - Сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Академия, 2004. – 383 с.