Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современном обществе с его быстро меняющимся темпом жизни человеку необходимо быстро и правильно ориентироваться на местности. В этом ему помогает пространственное мышление. И чем лучше оно развито, тем проще решаются сложные математические и геометрические задачи.
Пространственное мышление начинают развивать у нас еще в глубоком детстве, когда предлагают соотнести фигуры по виду или размеру. Обычный ребенок быстро осваивает эту систему.
Актуальность исследования обусловлена важностью предметно-пространственной среды в развитии игровой деятельности дошкольников.
Цель исследования: выявить особенности развития предметно-пространственной среды.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности формирования пространственного мышления у дошкольников;
2. Создать проект формирования предметно-пространственной среды.
Предмет исследования: процесс развития пространственного мышления.
Объект исследования: дошкольники.
Методологическая основа:
- научные труды;
- педагогические и психологические исследования;
-педагогические методики;
- дополнительная литература по теме;
- методические рекомендации.
Методы:
- теоретический анализ и синтез;
- системный анализ.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключение и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
1.1 Понятие пространственного мышления
Потребности научно-технического развития, автоматизация управления сложными системами, передача вычислительным устройствам широкого круга умственных операций — все это породило новые подходы к многим традиционным психологическим проблемам, в том числе к проблеме мышления для того, чтобы определять средств, способные повысить творческий потенциал человека [12, с.1].
По мере того, как растет роль науки, интерес к тем, кто умеет творить, становится все более острым. В связи с этим возрастает стремление к поиску новых решений и подходов к обучению.
Среди различных способов познавательного взаимодействия человека с реальным миров выделяются процессы продуктивного мышления, благодаря которому, в отличие от репродуктивного, осуществляется созидание новых духовных ценностей и материальных продуктов [12].
Одним из ключевых моментов формирования продуктивного мышления у дошкольников с задержкой психического развития является формирование пространственных представлений. Они базируются на пространственном мышлении.
Пространственное мышление — это специфический вид умственной деятельности, который имеет место в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве [12, с.2].
Сам термин «пространственное мышление» психологи и методисты определяли по-разному, но единое мнение относительно этого понятие сводилось к тому, что пространственное мышление — это мышление образами.
И.Я. Каплунович определил пространственное мышление как процесс оперирования пространственными образами при решении вопросов на основе имеющихся представлений [11, с.75].
В.С. Столетнев предложил рассматривать пространственное мышление с точки зрения его основных функций, одной из которых является мыслительная операция над образами по преобразованию формы, величины и пространственных соотношений между элементами объектов геометрического пространства [18, с.41].
М.Н. Шардаков считает пространственное мышление осмысленным восприятием пространственных отношений, которые необходимо для того, чтобы усвоить учебным материал по любым предметам [21, с.26].
И.С. Яманская считает, что пространственное мышление обладает всеми характерными особенностями образного мышления, но имеет свои специфические черты, что связно с содержанием самих образов, условиями их создания и оперирования ими. Основная оперативная единица пространственного мышления — это пространственные образы, которые отражают пространственные свойства и отношения предметного мира [23, с.28].
Таким образом, все исследователи считают, что пространственное мышление основывается на зрительных образах, на основе которых возникают отдельные, адекватные каждому изображению, образы и их система. Умение мыслить в системе этих образов и есть черта пространственного мышления.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что пространственное мышление ориентировано в основном не на создание образов, а на оперирование ими.
Б.Г. Ананев и А.Н. Леонтьев [1] считают основой создания образов и оперирования ими деятельность двух типов: продуктивную и репродуктивную. Создание нового в образной форме приписывается специфике воображения.
Воображение — это процесс оперирования созданными образами, данными в представлении [12, с.3]. Таким образом, воображение реализуется с помощью представлений, которые выступают как самостоятельная деятельность, выполняемая на основе уже созданных первичных образов без опоры на наглядный материал.
Исходя из этого, можно сделать вывод, что воображение — сложная деятельность, которая представляется отвлечением от исходного материала путем преобразования имеющихся представлений.
М.М. Семаго и Н.Я. Семаго [12] выделили 4 уровня овладения ребенком пространственного мышления:
1. Овладение пространством собственного тела;
2. Пространственные представления о взаимоотношении внешних объектов и тела по отношению к собственному телу;
3. Вербализация пространственных представлений;
4. Лингвистические представления.
1.2 Особенности формирования пространственного мышления у дошкольников
Дошкольный возраст — это важный период для закладывания фундамента в формировании личности и развитии познавательных процессов. В некоторых случаях эти процессы осложняются различными негативными влияниями.
Изучением особенностей развития данной категории детей занимались многие учены, например, М.Б. Яковлева, Н.Н. Заваденко, К.С. Лебединская и другие.
А.В. Семенович считает, что пространственное мышление — это базовая составляющая психического, интеллектуального развития. Отсюда можно сделать вывод, что для развития всех детей, и в особенности тех, у кого есть задержка психического развития, необходимо полноценно сформировать пространственное мышление.
Анализ научных трудов в области дефектологии и специальной педагогики позволяет сделать вывод, что формирование и развитие пространственного мышления у дошкольников недостаточно изучено. З.М. Дунаева отмечает, что у дошкольников затруднено формирование пространственного мышления, поэтому они ориентируются в пространстве довольно долго.
На первом и втором уровнях развития пространственного мышления не было выявлено достоверной разницы между двумя сравнительными группами. Исследователь объяснила это тем, что дошкольники находится на втором уровне формирования пространственного мышления.
1.3 Методы формирования пространственного мышления у дошкольников
Одним из благоприятных методов развития пространственного мышления можно считать конструктивную деятельность. Конструктивная деятельность внесла значительный вклад в развитие детей дошкольного возраста, о чем в своих исследованиях говорят А.Н. Леонтьев, Л.А. Парамонова и другие ученые. Достоинство конструктивной деятельности заключается в том, что дети видят форму, величину, пространственное расположение, поэтому им легче выделить существенные признаки [2]. Когда дошкольник выполняет конструктивное задание, у него возникает потребность в ориентировке на форму и величину предметов, то есть формируется специфическое представление о пространстве. Однако на сегодняшний день практически нет исследований, которые позволяют сделать выводы о возможности развития пространственного мышления у детей с применением конструктивной деятельности. Соответственно, эта тема недостаточно изучена. Одним из исследователей, посвятивших свои работы влиянию конструктивной деятельности на формирование пространственного мышления у дошкольников, стала О.А. Вялых.
Одним из условий общения дошкольников со сверстниками является связная монологическая речь, которая зачастую тоже страдает у таких детей. Это, с одной стороны, связано с тем, что уровень связной монологической речи играет огромную роль для дальнейшей успешности обучения в школе детей старшего дошкольного возраста, а с другой стороны особенности развития речи и психики детей ограничивают возможность развития данного вида речи без специального обучения.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, Б.Г., Рыбалко, Е.Ф. Особенности восприятия у детей. - М.: Просвешение, 1964. - 304с.;
2. Арсенюк, А., Гольдфельд, И.Л. Конструктивная деятельность как средство формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Психология и педагогика. - 2014. - с.;
3. Бутко, Г.А. Изучение двигательной сферы дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Мининского университета. - 2019. - с.2-24;
4. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А. Н. Гвоздев. - М. : Детство-Пресс, 2007. - 480 с.
5. Ильина Т.А., Проблемное обучение. – Вестник высшей школы. – 1976. - №2;
6. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития в детском возрасте. - М.: Академия, 2003. - 144с.;
7. Лернер И.Я., Проблемное обучение. – М., 1974.;
8. Литвиненко, И.В. К вопросу о психологическом и неврологическом статусе лиц с задержкой психического развития // Вестник Ленинрадского государственного университета им А.С. Пушкина. - 2013. - с.133-137
9. Каплунович, И.Я. О структуе пространственного промышления при решении математических задач // Вопросы психологии. - 1978. - №3. - с.75-84;
10. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. [Текст] / Л. С.Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б.Зуйкова. - М. : АРКТИ, 2006. - 96 с.
11. Коррекционная педагогика и специальная психология / Сост. Н.В. Новоторцева. - Спб: КАРО, 2006;
12. Кузнецов, А.П. Пространстенное мышление — основа развития пространвственных представлений у студентов // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. - 2011. - с.1-5;
13. Макарова, О.А. Аспектный анализ задержки психического развития в отечественной психологии // Концепт. - 2013. - с.1-11;
14. Нарзулаев, С.Б., Шуклова, Л.А. Проблемы обучения детей с задержкой психического развития в условиях обшеобразовательного учреждения // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2011. - с.
15. Покаместова, О.В. Особенности детей с задержкой психического развития в период обучения в начальной школе // Проблемы современной науки и образования. - 2014. - с.1-2;
16. Сорокоумова, Е.А., Калугина, Е.С. Методики развития мышления у детей с ЗПР в школьном возрасте // Коллекция гуманитарных исследований. - 2017;
17. Стребелева, Е.А. Специальня дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2002. - 312с.;
18. Столетнев, В.С. Оперирование пространственными образами при решении задач // Новые исследования психологии. - 1979. - №1. - с.41-45;
19. Сухарева, Г.Е. Лекция по психиатрии детского возраста. - М.: Медицина, 1974. - 320с.;
20. Фадина, Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста. - Балашок: «Николаев», 2004. - 68с.;
21. Шардаков, М.Н. Очерки псиологии школьника. - М.: Учпедгиз, 1955. - 263с.;
22. Шуклова, Л.А. Проблема обучения и воспитания детей с ЗПР. Подходы и их решение // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - с.267-272;
23. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педагогика, 1980. - 240с.;