Фрагмент для ознакомления
2
Под лексической и грамматической стороной языка понимается словарь и его грамматически правильное употребление.
Слова - это основная лексическая единица, выражающая понятие. В каждом слове вы можете подчеркнуть его значение или значение, которое оно содержит, звуковую композицию (звуковой дизайн) и морфологическую структуру.
Словарь - это слова (базовые единицы языка), обозначающие предметы, явления, действия и знаки окружающей действительности.
Различайте активный и пассивный словарный запас.
Активная лексика - это слово, которое говорящий не только понимает, но и использует. Активный словарный запас во многом определяет богатство и культуру языка.
Активный словарный запас ребенка включает общую лексику, но в некоторых случаях набор конкретных слов, повседневное употребление которых объясняется условиями его жизни.
Пассивная лексика - это слова, которые говорящий на определенном языке понимает, но не использует сам. Пассивная лексика намного активнее, в нее входят слова, значение которых человек может угадать из контекста, которые всплывают в голове только тогда, когда их слышат[12]
Грамматическая структура - это система взаимодействия слов в предложениях и предложениях.
Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы.
Морфологический уровень предполагает владение техникой словообразования и словообразования; синтаксический - умение составлять предложения, грамматически правильно объединять слова в предложение.
В возрасте 1 года у ребенка появляются аморфные бормочущие слова, состоящие из ударных слогов. Так называемые «корневые слова» не сочетаются по правилам грамматики и означают в данной ситуации действия и предметы.
На втором году жизни словарь ребенка содержит около 300 слов, где каждое слово связано с определенным предметом или действием. На этом этапе пассивный словарный запас более активен: ребенок хорошо понимает направленную речь и следует указаниям взрослого.
Грамматическая структура предложения усваивается ребенком в несколько этапов. Первыми появляются следующие формы слова: именительный падеж единственного и множественного числа, винительный падеж существительных; повелительный настрой. Третье лицо единственного числа глагола в настоящем времени. Предложение включает до 3-4 слов.
В возрасте 3 лет в детском словаре более 1000 слов. Формируются слова - обобщения, обозначающие родовые понятия. Значение слов уточняется. Объем словарного запаса увеличивается за счет обогащения жизненного опыта ребенка, обобщения с окружающими взрослыми. Дети усваивают общие правила обучения, в их речи появляются простые предлоги: у, на, с, в. Предложение состоит из 5-6 слов, отношения в нем выражаются с помощью предлогов и наклонений. В косвенных падежах усиливается объединение прилагательных с существительными.
К 4 годам словарный запас возрастает до 1600–1900 слов. Из них по данным А.Н. Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% – глаголы, 11,8% – прилагательные, 5,8% – наречия.
На этом этапе формируется контроль глагола. Появляются сложные предлоги: из-за, снизу. Согласие прилагательного с существительным усиливается. Предложение становится более распространенным, появляются сложные и сложные фразы с союзом для, потому что, который.
В возрасте 5 лет дети усваивают набор слов, обозначающих основные геометрические формы, они знают измерения некоторых величин, а пространственные отношения определяются другим и точным образом. Словарь состоит из 2200 слов.
При нормальном речевом развитии 5-летние дети доминируют во всех типах склонения существительных. Некоторые трудности связаны с употреблением существительных в родительном падеже и предложном множественном числе. К этому времени дети усвоили основные способы сопоставления слов.
Через 5 лет дети различают части предметов, сравнивают их по общим и частным характеристикам, осваивают свойства предметов и начинают употреблять слова, обозначающие абстрактные понятия.
Таким образом, в конце дошкольного периода, когда они поступают в школу, дети имеют довольно разнообразный словарный запас и в достаточной степени владеют грамматической структурой своего родного языка. [20]
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР (этиология, классификация)
Впервые научное объяснение такого отклонения в развитии, которым является общая недоразвитость слова (ОНР), было дано R.E. Левиной и коллективом сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г. Н. Жаренкова, Г. А. Каше, Н. А. Никашина, Л. Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и др.) В 1950-1960-е гг.
У детей с нормальным слухом и неповрежденным первичным интеллектом ОНР следует понимать как такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, связанных как со звуковыми, так и со смысловыми аспектами языка.
Ниже уровня языковой недостаточности R.E. Левин подчеркнул «отсутствие общего языка», которое характеризуется полной или почти полной невозможностью пользоваться обычными средствами голосового общения (алалия, нарушение слуха).
Недоразвитие общей речи: различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, у детей с нормальным слухом и сохраненным интеллектом. [13]
Общее недоразвитие речи в чистом виде встречается крайне редко: только у 30% детей в группе проявляются признаки ОНР без нарушения нервно-психической деятельности. У остальных есть психоневрологические и соматические проблемы.
Недостаточная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. _0_.
Один из основных признаков - позднее начало речи: первые слова появляются примерно через 3-4, а иногда и через 5 лет. Речь плохо построена, непонятна, грамматически и грамматически некорректна.
Недостаточная языковая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер у детей. Отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно нетронутой логической и семантической памяти у детей нарушается вербальная память и страдает продуктивность запоминания. Они забывают инструкции, элементы и последовательность сложных задач. Особенности мышления детей отстают в развитии логико-словесного мышления, без специальной подготовки они с трудом осваивают анализ и синтез, сравнение и обобщение.
В связи с общей соматической слабостью для них также характерно определенное отставание в развитии двигательной сферы, которое характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью выполнения дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. . Наблюдаются затруднения при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР отстают от нормы развития сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, пропускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев, недоразвитие мелкой моторики. Обнаружена медлительность, застрял в одном положении. ОНР может наблюдаться при самых сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии - в случаях, когда одновременно выявляются дефицит словарного запаса, грамматической структуры и пробелы в фонетико-фонематическом развитии.[12]
Этиология общего недоразвития речи.
Причины общего недоразвития речи могут быть различны, и соответственно этому будет различна структура аномальных проявлении:
1. Слабость акустико-гностических процессов. В этих случаях при сохранном слухе наблюдается пониженная способность к восприятию речевых звуков. В результате нарушения слухового восприятия – недостаточное различение акустических признаков, характерных для каждой фонемы, вторично при этом страдает произношение звуков и воспроизведение структуры слова.
2. Органическое поражение или недоразвитие отделов центральной нервной системы.
3. Физическая ослабленность ребенка, частыми соматическими заболеваниями.
4. Общее недоразвитие речи может быть вызвано и социальными причинами (двуязычие, многоязычие, воспитание ребенка глухими взрослыми). [20]
Классификация детей с ОНР.
По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют 4 уровня ОНР. 1–3 уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной, 4 уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой.
I уровень речевого развития характеризуется ограниченными речевыми средствами общения. Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика.
Дифференцированное обозначение предметов и действий почти отсутствует. Названия действий заменяются названием предметов (открывать – «дверь» (дрерь)), и наоборот – название предметов заменяются названиями действий (кровать – «пат»). Небольшой запас слов отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления.
В речи детей преобладают корневые слова, лишенные перегибов. «Фраза» состоит из лепечущих элементов, которые последовательно воспроизводят обозначенную ими ситуацию с привлечением пояснительных жестов. Пассивный словарный запас детей шире, чем активный.
Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью. Произношение звуков диффузное из-за нестабильной артикуляции и низких возможностей их слухового распознавания. В произношении встречаются противопоставления гласных - согласные, оральные - носовые, некоторые взрывные - фрикативные. Фонематическое развитие находится в зачаточном состоянии.
Отличительной особенностью речевого развития детей этого уровня является ограниченная способность воспринимать и воспроизводить слоговую структуру слова.
II уровень речевого развития характеризуется повышением речевой активности ребенка. Общение происходит посредством постоянного запаса, хотя и искаженного, и ограниченного общими словами. Дети используют только простые предложения, состоящие из 2–3, реже 4 слов. Лексика намного ниже возрастной нормы: выявляется незнание многих слов, обозначающих части тела, одежду, мебель, профессии.