Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Основной целью государственной политики в реформировании образования обновление ее содержания и организации учебно-воспитательного процесса в соответствии с европейских и мировых стандартов, создание условий для развития высококультурной личности и творческой самореализации каждого гражданина России.
На современном этапе развития общества важное место в профессиональном образовании принадлежит коммуникативной культуре, которая собственно и определяет наличие у каждого специалиста определенных личностных качеств, умений и навыков, которые обеспечивают достижение целей в межличностном взаимодействии с другими людьми, позволяют конструктивно общаться, ориентироваться на успех в профессиональной деятельности, адаптироваться к новой системе взаимоотношений в производственном коллективе, стремиться к самосовершенствованию и самореализации.
ГЛАВА 1. Коммуникативная культура как составляющая педагогической культуры, ее структура, компоненты, уровни сформированности
Логика изучения понятия «коммуникативная культура» требует раскрыть сущность понятия «культура». В философских энциклопедических словарях понятия «культура» толкуется, как:
1) исторически исходное значение - возделывание и уход за Землей;
2) уход, улучшение, облагораживание телесно-душевно-духовных сил, склонностей и способностей человека, а значит – и степень их развития; соответственно различают культуру тела, культуру души и духовную культуру;
3) совокупность способов и приемов организации, реализации и прогресса человеческой жизнедеятельности, способов человеческого бытия;
4) совокупность материальных и духовных достояний на определенном историческом уровне развития общества и человека, которые воплощены в результатах продуктивной деятельности;
5) локализованное в пространстве и времени социально-историческое образование, специфицируется либо по историческим типам, либо по этническим, континентальными или региональными характеристиками общества..
«Большой толковый словарь современного языка» рассматривает культуру как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его истории.
В социологическом плане культура - это творение человека и использование символов, изделий. В психолого-педагогическом аспекте культура предстает как: достигнутый человечеством уровень развития и фонд лучших результатов этого развития, опосредованный в формах искусства, науки, техники, который становится условием дальнейшего развития поколений, обществ и отдельных личностей; совокупность практических, материальных и духовных достояний общества, которые отражают исторически достигнутый уровень развития общества и человека и воплощаются в результатах продуктивной деятельности; совокупность достижений человечества в исторически определенном уровне развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностей.
Среди всего многообразия подходов, позиций, точек зрения относительно сущности и содержания культуры исследователи выделяют следующие базовые положения:
- сущность культуры - гуманистическая, человекотворческая, заключающаяся в конкретизации общечеловеческих ценностей в отношении каждого человека;
- продуктом и одновременно творцом культуры является человек;
- главным источником культуры выступает деятельность человека;
- культура включает в себя способы и результаты деятельности человека;
- культура рассматривается как механизм, регламентирующий и регулирующий поведение и деятельность человека, поскольку человек выступает его носителем и ретранслятором;
- культура специфически человеческий способ бытия, определяющий весь спектр практической и духовной активности человека, его возможного взаимодействия с окружающим миром и собой.
Термин «профессиональная культура» является сравнительно новым, поскольку приобрел широкого распространения в отечественной педагогике 80-х гг. ХХ века.
Ю. Чернова отмечает, что профессиональная культура – это мера и способ творческой самореализации специалиста в различных видах профессиональной деятельности и профессионального общение, направленных на усвоение, передачу и создание профессиональных ценностей и новых технологий.
Ученый Н. Волкова отмечает, профессиональная культура рассматривается как определенная степень овладения профессией, то есть способами и приемами решения профессиональных задач на основе сформированности духовной культуры личности. Анализируя особенности педагогической деятельности, исследовательница обращает внимание на следующую логическую цепочку: духовная культура → профессиональная культура → педагогическая культура .
ГЛАВА 2. Формирование коммуникативной культуры учителя
2.1 Формирование коммуникативной культуры учителя
Готовясь к уроку, учитель должен определить для себя, для кого и с какой целью он будет говорить, размышлять, какие чувства он хотел бы вызвать у своих слушателей, какую атмосферу создать, каким должен быть интонационный рисунок, ритм, темп речи.
Конструируя свой рассказ, использовать различные описания, детали, отрывки из художественной литературы, собственные оценки и впечатления. При этом не забывать о требовании оправданного использования изобразительных средств.
Самоконтроль развития коммуникативных умений, способностей, социальных установок в общении. Если условием продуктивного коммуникативного поведения учителя является его индивидуальный стиль общения, то в процессе профессионального самовоспитания важно не только разобраться в вопросах техники коммуникации, но и выяснить свою социальную позицию в общении. Для этого нужно ответить искренне на вопросы: Думает ли он о партнере в процессе общения, пытается ли увидеть ситуацию его глазами, помогает ли ему общаться, интересен ли ему сам процесс общения с человеком или его результат, всегда ли понимают его люди, с которыми он общается, пытается ли он понять их?
Продуктивная речевая коммуникация учителя предполагает также развитие у него ряда специальных способностей:
- социально-перцептивных (понимать внутреннее состояние партнера через восприятие его внешнего поведения, вида);
- способности к идентификации (способность поставить себя на место другого человека и предсказать его возможную реакцию);
- саморегуляции, волевого воздействия, внушения, управления своим психическим состоянием в общении.
Конечно, это лишь программа самообразования учителя по совершенствованию навыков и умений профессионально-педагогической речи, которую можно всегда дополнять.
Приведем взгляд И. А. Зязюна, сделавшего значительный вклад в направлении педагогического мастерства, как можно научиться управлять собой, какая внутренняя и внешняя техника помогает учителю в этом ?
2.2 Внутренняя и внешняя техника учителя
Психоэмоциональное состояние учителя не является личным делом, потому что его настроение отражается и на учащихся, и на коллегах, влияет на отношения в аудитории, создает определенную атмосферу в учебе. Достичь оптимального внутреннего состояния в педагогической деятельности трудно, ибо сама она эмоционально напряжена, «это работа сердца и нервов, это буквально ежедневная и ежечасная трата огромных душевных сил».
Учитель должен уметь сохранять работоспособность, владеть ситуациями для обеспечения успеха в деятельности и сохранения своего здоровья. Для этого важно работать над таким синтезом качеств и свойств личности, которые позволят уверенно, без лишнего эмоционального напряжения осуществлять свою профессиональную деятельность:
- педагогический оптимизм;
- уверенность в себе, отсутствие страха перед аудиторией;
- умение владеть собой, отсутствие эмоционального напряжения;
- наличие волевых качеств (целеустремленность, самообладание, решительность).
Все эти качества характеризуют психологическую устойчивость в профессиональной деятельности. В основе ее - позитивное эмоциональное отношение к себе, ученикам, труду. Именно положительные эмоции активизируют, вдохновляют учителя, придают ему уверенности, обуславливают чувство радости, положительно влияют на отношения с учащимися, коллегами. Негативные эмоции тормозят активность, дезорганизуют поведение и деятельность, вызывают тревожность, страх, подозрение.
2.3 Ораторское мастерство педагога
Для формирования профессионального мастерства учителя он должен владеть приемами ораторского искусства. Пятьдесят лет назад известный специалист по ораторскому мастерству Е. Адамов сформулировал шесть требований к оратору, которые он образно назвал «шесть б», а именно: эрудиция, энергия, эмоциональность, экспрессивность, этика, эстетика .
1. Эрудиция.
Это самое важное качество оратора. В наше динамичное время нам случается иметь дело с самыми разными вопросами, поэтому актуальным является старое правило: надо знать немного о многом и многое о немногом.
Что значит «много о немногом»? Это знание оратора о предмете его речи. А «немного о многом»? Это общекультурный уровень. Существует три измерителя эрудиции:
глубина - проникновение к истокам знаний по специальности;
широта - охват смежных отраслей знания;
достоверность - соответствие знаний последним данным науки.
Подчеркнем, что ни одна ораторская школа, тренинги, практикумы не помогут тому, кто имеет узкий кругозор и поверхностные знания.
2. Энергия речи должна быть энергичной, упругой. Вялый, неэнергичный оратор исключается из аудитории.
3. Эмоциональность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В период стремительного развития информационно-коммуникационных технологий образование быстро меняет свои приоритеты и именно поэтому важной становится способность педагогических работников меняться, активно действовать, быстро принимать решение, самосовершенствоваться, саморазвиваться на протяжении всей жизни.
Одним из главных личностных качеств педагога является коммуникабельность, а важнейшими умениями – коммуникативные. Следовательно, проблема коммуникативной культуры педагогов становится особенно актуальной.
В условиях гуманизации образования профессиональная культура педагога приобретает особого значения. Одним из ее компонентов является коммуникативная культура. Анализ научной литературы позволяет утверждать, что культура – это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности.