Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1 Современные технологии
Среди методов формирования умений и навыков можно выделить следующие:
1. Проблемное обучение.
Проблемное обучение представляет собой такой тип обучения, при котором происходит активная и самостоятельная поисковая деятельность учащихся, результат которой – творческое овладение знаниями, умениями и навыками.
Исходя из исследований И.Я. Лернера, существует три вида проблемного обучения:
1. Метод постановки проблемы — педагог создает проблемную ситуацию или ставит проблемный вопрос, который решается путем раскрытия темы самим учеником.
2. Метод поиска — педагог создает проблемную ситуацию, решение которой ученики находят с помощью учителя.
3. Метод исследования — педагог создает проблемную ситуацию, задавая цель, а ученики определяют задачи для достижения этой цели и ищут пути решения. [Лернер И.Я., с.42].
Основные понятия проблемного обучения:
- задача – требует выполнения определенного порядка действий;
- вопрос – совершается одно действие;
- проблема – своего рода учебно-познавательная задача, однако она может не иметь решения;
- проблемная задача – большая учебно-познавательная задача, которая требует провести специальный поиск для ее решения [Ильина Т.А., Проблемное обучение. – Вестник высшей школы. – 1976. - №2. – с.41].
Цель проблемного обучения – повышение уровня мыслительной деятельности учащихся и обучение системе умственных действий для решения любых задач.
Таким образом, проблемное обучение позволяет выполнить несколько задач обучения:
1. Помочь учащимся усвоить систему знаний.
2. Способствовать развитию интеллекта и творческих способностей.
3. Формировать самостоятельность мышления.
4. Формировать гармонично развитую личность.
Во время проблемного обучения ученики знакомятся с методами познания и приобретают практические навыки в области синтаксического анализа.
Одним из средств проблемного обучения является постановка проблемной ситуации – психического состояния личности, во время которого возникает потребность в познавательной деятельности, направленной на результат. Выделяют несколько типов проблемных ситуация:
• Возникновение проблемной ситуации в то время, когда необходимо использовать ранее усвоенные знания в новых условиях;
• Возникновение проблемной ситуации тогда, когда появляется противоречие между теорией и практикой;
• Возникновение проблемной ситуации во время появления противоречия между почти достигнутым результатом задания и отсутствием знаний для теоретического обоснования;
• Возникновение проблемной ситуации тогда, когда не известен способ решения.
Методы проблемного обучения:
- монологическое изложение – сообщение педагогом фактов в заданной последовательности, необходимые пояснения, демонстрация опыта для их подтверждения. Здесь используются средства наглядности и технические средства, которые сопровождают текст.
Проблемные ситуации, как правило, создаются только для того, чтобы привлечь внимание учащихся. В данном методе ученик играет роль пассивного наблюдателя, поэтому самостоятельная познавательная деятельность здесь минимальна.
Соблюдаются все основные требования к построению урока, дидактические принципы и строгая последовательность. Используя этот метод, можно достичь лишь одной цели – пополнение запаса знаний дополнительными фактами;
- рассуждающий метод. Цель метода — сформулировать образец решения, своеобразный алгоритм. Для того, чтобы применить этот метод, учитель заранее составляет список вопросов, а затем применяет их в диалоге с учащимися. Таким образом, ученики путем поиска ответов на вопросы учителя решают проблемную ситуацию;
- диалогический метод. Из самого названия кажется, что метод повторяет предыдущий. Однако между ними есть существенная разница: если рассуждающий метод исползуется для того, чтобы найти решение проблемной ситуации, то диалогический метод используется для того, чтобы привлечь внимание учащихся к материалу и стать мотивацией к учебной деятельности. Соответственно, и вопросы, составленные с применением этого метода, должны не столько наталкивать на решение проблемы, сколько позволять учащимся заинтересоваться в поиске информации по заданной теме;
- эвристический метод. Этот метод объединяет в себе предыдущие два, однако вместо вопросов педагог ставит перед учащимися учебные задачи, которые необходимо решить;
- исследовательский метод – адаптация задачи к конкретной ситуации учебного процесса. При решении проблемы учащиеся постепенно овладевают процедурой творчества, усваивая методы познания. От эвристического метода исследовательский метод отличает то, что вопросы ставятся не в начале или процессе решения проблемы, а на конечном ее этапе, т.е. после того, как большинство справилось с задачей;
- метод программированных заданий – каждая проблема состоит из отдельных компонентов, каждый из которых содержит часть изучаемого материала.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Богданова, Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Кн. для учителя/ Г.А. Богданова. – М.: Просвещение, 2005. – 174 с.
2. Бутенко,А.В.Критическое мышление: метод, теория, практика/ А.В. Бутенко. – Красноярск: 2016. – 102 с.
3. В.В.Гузеев,Образовательная технология ТОГИС.-М. 2010.-6 с.
4. Гусарова, Е.Н. Современные педагогические технологии : учебно-методическое пособие для студентов и преподавателей вузов культуры и искусств / Е.Н. Гусарова. ‒ М.: АПК и ПРО, 2014. – 174 с.
5. Гульчевская В.Г. Педагогические технологии в квалификационной характеристике современного учителя/В.Г.Гульчевская.-М.,2010
6. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М., 1996. – 320 с.
7. Загашев, И.О. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя / И.О. Загашев. – СПб: Альянс «Дельта», 2013. – 280 с.
8. Муленко Е.А., Фаустова Ю. Ю. Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы как способ развития критического мышления школьников.2016, с.58.
9. Мусс, Г.Н. Применение алгоритмов на уроках в начальной школе как элемент педагогической технологии // Школьные технологии. - 2014. - с.127-133
10. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. В 2-х т. Т. 1. – М.: Народное образование, 2005. – 816 с.
11. Скоморовская, Н.Б. Развитие критического мышления учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественых наук. - 2013. - с.1-7;