Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Обучение младшего школьника математике закладывает фундамент для освоения в дальнейшем целого цикла учебных предметов, среди которых алгебра, геометрия, черчение, химия, физика, информатика. Изучение математики в начальной школе призвано сформировать у ребенка абстрактное мышление, навык применения теоретических знаний на практике, пространственное восприятие, инициативу в процессе поиска и усвоения новых знаний.
Литература предлагает педагогам инновационные разработки уроков, мультимедийные презентации, тренировочные пособия по математике, предназначенные для обучения младших школьников. Однако, часто эти источники носят несистемный характер, и как правило, сфера их применения неширока. Что приводит нас к мысли об использовании в преподавании учебника, который является стандартизированным средством, коррелирующим с возрастом детей и задачами учебного курса.
Использование отдельных методов в отрыве от других и без учета долгосрочных и краткосрочных целей работы невозможно, поэтому в данной работе, говоря о применении учебника в ходе преподавания математики школьникам младшего звена, мы рассматриваем учебник в комплексе других средств и методов работы. [20, 34]
Математический учебник – уникально организованное пособие, дающее опору и педагогу: систематизирующее знания, делящее их на части, облегчающее планирование и подачу материала, и ученику – иллюстративные модели, схемы, таблицы, весь остальной материал учебника организован так, чтобы максимально облегчить понимание предметных знаний. [15, 32]
Учебник систематически и полно раскрывает содержание курса, отражает уровень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся в каждом классе. Учебник, содержащий в себе иллюстрации, дает большие возможности для проведения разнообразной по форме и содержанию коррекционной работы. Использование учебника в ходе преподавания учебных дисциплин младшим школьникам рекомендовано образовательным стандартом для начальной школы, опирающимся на Федеральный закон об образовании от 29.12.2012. [22]
Использование учебника в реализации образовательной программы предполагает и образовательная программа «Школа России», к содержанию которой мы обращаемся в исследовании. [14]
Актуальность исследования состоит в необходимости разрешить вопрос, почему работа с учебником не всегда бывает эффективна в обучении младшего школьника, какие ошибки преподавания или методологии снижают качество образовательной работы.
Цель данного исследования изучить специфику использования учебника как основного средства обучения математике учеников младшей школы.
Объект исследования – эффективность применения учебника в обучении математике учащихся второго класса начальной школы.
Предмет исследования – учебник математики, как средство обучения учащихся второго класса начальной школы.
Задачи исследования:
1. Изучить методическую литературу по тематике обучения математике школьником младшего звена;
2. Определить место учебника среди других методов обучения математики школьником младшего звена;
3. Экспериментально доказать эффективность применения учебника в работе на уроках математики.
Исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В ходе исследования были использованы такие методы как анализ библиографических источников, анализ программ обучения, констатирующий эксперимент.
1. Теоретические аспекты использования учебника в практике обучения младшего школьника на уроке математики
1.1 Психолого-педагогические аспекты обучения математике учащихся начальной школы
Усовершенствовать систему обучения в начальной школе – одна из важнейших задач современного образования. Начальная школа является важнейшим этапом в обучении школьника, переходным этапом между занятиями в дошкольном образовательном учреждении и серьезным напряженным обучением в средней и старшей школе.
Знания, умения, навыки, заложенные в этот период, востребованы будут в ходе всего дальнейшего обучения, поэтому любые проблемы обучения в начальной школе не проходят бесследно для дальнейшего образования ребенка. Средняя школа постоянно обращается к навыкам, которые должны были быть сформированы ранее, но если они были сформированы неполноценно, то так же плохо усваивается и новый материал, неверно формируются умения работы с пособиями, другой информацией. [8, 21]
Потому и российские, и зарубежные психологи и педагоги уделяют такое пристальное внимание затруднениям в обучении в начальной школе и требованиям к сформированности учебных навыков.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Александров Г.И. Основы дидактики высшей школы. Курс лекций. - Уфа, 1973, ч. 1. - 240 с.
2. Алексюк А.Н. Проблема методов обучения в общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 1979. - 236 с.
3. Анцыферова Л.И. Роль анализа в познании причинно-следственных отношений. // Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. М.: Изд-во АПН СССР, 1960. - с. 17-49.
4. Аргинская И.И. Математика: Учеб. для 3 кл. трехлет. нач. шк. — 2-е изд.- М: Просвещение, 1998. 271 с. ISBN 978-5-9765-1399-0
5. Аристова Л.П. Активность учения школьников. М.: Просвещение, 1968. - 139 с. Бантова М.А. Ошибки учащихся в вычислениях и их предупреждение // Начальная школа. 1982. - №8. - С. 56-61. ISBN 78-5-5425-1117-0
6. Бантова М.А. Система вычислительных навыков // Начальная школа. -1975. -№10. С. 51-55. ISBN 935-9-9765-1755-0
7. Гальперин П.Я., Талызина Н.Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения умственных действий. М.: Просвещение, 1968. - 134 с.
8. Гребенникова НЛ. Активизация деятельности учащихся при изучении нового материала по математике //Начальная школа. 1987.- № 10.-С. 17. ISBN 978-5-9925-1385-2
9. Григорьева Т.П., Иванова Т.А. и др. Основы технологии развивающего обучения математике: Учеб. пособие. Н. Новгород.: НГПУ, 1997. - 134 с. ISBN 978-5-1973-2243-0
10. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. уч-х заведений. М.: «Линка-ПРЕСС», 1998. - 228 с. ISBN 978-5-9765-1399-0
11. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. М.: Знание, 1982. - 96 с. ISBN 978-5-9934-1286-7
12. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981. - 200 с. ISBN 978-5-9264-1458-0
13. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А.К.Маркова, Т.А Матис, А.Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990. - 112 с. ISBN 978-5-1394-1399-2
14. Математика. 1 класс / М.И. Моро, М.А. Бантова. М.: Просвещение, 1997. - 176 с. ISBN 978-2-6596-1439-0
15. Математика. 2 класс / М.И. Моро, М.А. Бантова. М.: Просвещение, 1999. - 256 с. ISBN 978-2-6596-1439-0
16. Программы общеобразовательных учреждений: Начальные классы (1-4). -М.: Просвещение, 1998. – 124 с. ISBN 978-2-6986-1523-0
17. Рекомендации по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся общеобразовательных школ / Сост.: Ю.К. Бабанский, Н.А. Менчинская, Г.А.Победоносцев. М.: Просвещение, 1976. 56 с.
18. Рыдзе О.А. Научно-методические основы начального обучения математике в системе коррекционно-развивающего образования // Коррекционная педагогика. 2003. - №1.- С. 73-74. ISBN 978-2-9436-1339-0
19. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования // Учительская газета. 2002. № 34. - С. 26-32.
ISBN 978-2-6596-1439-0
20. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд-во ТГПУ, М.: Изд-во «Барс». 1997. 392 с. ISBN 978-2-1429-5013-4
21. Chang B. Here's how not to teach first-grade math. Режим доступа: https://psmag.com/education/heres-teach-first-grade-math-84500
22. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017 года. Режим доступа: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/