Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Основные понятия, цели и задачи экологического образования дошкольников 6
1.1. Сущность понятия «экологическая культура» 6
1.2. Формы организации работы по экологическому воспитанию в соответствии с ФГОС общеобразовательного учреждения 10
1.3.Психолого - педагогическая характеристика младшего школьного возраста 13
Глава 2. Наблюдение как средство воспитания экологической культуры у учащихся начальной школы 19
2.1. Значение и виды наблюдений в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста 19
2.2.Наблюдение как метод изучения природы в начальной школе 21
2.3. Конспекты занятий с элементами наблюдения для младших школьников 26
Заключение 41
Список литературы 43
Фрагмент для ознакомления
2
Ресурсный материал.
Карточка с заданиями.
1. Посмотрите, как изменились по сравнению с осенью погода, цвет неба, внешний вид леса. Рассмотрите с помощью лупы строение снежинок.
2. С помощью линейки определите глубину снега в разных местах. Попробуйте объяснить, почему она разная.
3. Рассмотрите лиственные деревья и кустарники, найдите на их ветках почки, а на некоторых- плоды и сухие листья. Снимите чешуйки на почке. Что вы там увидели?
4. Рассмотрите хвойные деревья и их шишки.
5. Рассмотрите, высохшие стебли высоких трав и найдите на них плоды и семена.
6. Лопаткой раскопайте снег и узнаете, как зимуют под ним некоторые растения.
7. Понаблюдайте за птицами и дайте им корм.
8. Постарайтесь отыскать следы животных на снегу и научитесь их распознавать с помощью таблицы «Следы животных на снегу».
9. Постарайтесь отыскать следы «работы» животных: поврежденные веточки и шишки.
10. Если представиться возможность, понаблюдайте за зверьками (например, за белкой).
Наблюдение за природными изменениями осенью.
Экскурсия с учащимся третьего класса
Урок речь и альтернативная коммуникация 3 класс.
Экскурсия.
Вид деятельности :игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Цель: формирование понятия о смене времен года, прививать любовь к природе, умение наблюдать за явлениями в природе, формировать умение создавать сюжетные композиции.
Планируемый результат: взаимодействие с педагогом, умение поддерживать беседу, умение высказать свою точку зрения.
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далекий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льется,
Это время года
осенью зовется.
(М. Ходякова)
Сентябрь- первый месяц осени. Последние теплые деньки, золоченые березки и клены, багряные рябинки.
Задание 1.
Наблюдение за окружающей природой.
Как мы можем описать осень (золотая, холодная, хмурая, пестрая, дождливая и т. д. ?
Задание 2.
Наблюдение за признаками осени (опадают листья с деревьев, листопад, уборка урожая, сбор грибов и ягод.)
Задание 3.
Похолодание. Первый лед в лужах.
Задание 4.
Наблюдение за осадками (туман, дождь.)
Задание 5.
Наблюдение за растениями (изменение окраски листьев, шуршание опавшей листвы.)
Закрепление материала: аппликация "Осень золотая".
Конспект прогулки для учащихся начальной школы 3-4 классов:
«Как прекрасен этот мир вокруг!»
Автор: Чубаева Наталья Николаевна, воспитатель группы продлённого дня, первой квалификационной категории, МОУ «С(К)ОШИ №4», город Магнитогорск, Челябинская область.
Цель: Расширить представления детей об объектах и явлениях природы, созданных природой и человеком
Задачи:
Расширить кругозор и словарный запас детей.
Развитие наблюдательности у детей
Воспитывать бережное отношение к живой природе и окружающей действительности.
Ход прогулки
1. Вступительная часть
Беседа:
-Что мы называем словом «Мир»?
- Какими прилагательными мы можем охарактеризовать слово «мир»?
- Как вы понимаете значение выражения «окружающий мир»? (это всё то, что нас окружает)
2. Основная часть
- Как вы понимаете значение выражения «окружающий мир»? (это всё то, что нас окружает)
- Из чего состоит окружающий мир?
- Что нас окружает в мире природы?
- Что означает выражение «мир живой природы»?
- Что означает выражение «мир неживой природы»
Творческое словесное рисование «Нарисуй свой мир словами»
Ребята, сейчас мы побываем с вами художниками, но не совсем обычными. Мы будем с вами рисовать не красками, карандашами, а словами.
Я буду называть вам слово, а вы, используя в речи различные прилагательные, будете его раскрашивать. Итак, начнём:
Осень наступила какая? (золотая, разноцветная, жёлтая, красная и т.д.)
Сентябрь наступил какой?
Октябрь какой?
Ноябрь какой?
Животный мир какой?
Растительный мир какой?
Люди в мире какие?
А теперь нарисуем мир с помощью слов, используя карточки – помощники
Наш мир самый …
Люди в мире самые…
Наступила осень в мире самая…
-Молодцы, вы настоящие художники.
- Чем прекрасен неживой мир природы осенью?
- Чем отличается живой мир от неживого?
Игра «Живое – неживое»
Играют от 2 и более человек. Выбирается ведущий. Ведущий должен угадать задуманный предмет с помощью наводящих вопросов: «Живое или не живое ты загадал?»Если это живое, то важно ответить на вопросы:
Где оно живёт?
Где его можно встретить?
Чем питается?
Как выглядит?
Каковы повадки?
Если задуманный предмет неодушевлённый, то вопросы могут быть следующего содержания:
Где его можно встретить?
Что с его помощью можно сделать?
Каковы его размер и форма?
Ребята, выполнив условия игры, я поняла, что вы умеете отличать живое от неживого явления! Наш мир, как живой и неживой природы прекрасен. И делаем этот мир прекрасным мы с вами. От того, каким будет мир, во многом зависит от нас самих!
А сейчас мы с вами немного постараемся сделать наш мир чище.
Трудовая деятельность
Уборка участка школы от опавших листьев.
Цель: учить детей получать удовольствие от выполненной работы, воспитывать трудолюбие, приносить пользу миру
3. Подведение итогов
О чём беседовали на прогулке?
Что делали для того, чтобы было чисто в окружающем нас мире?
Таким образом, проведя исследование, можно заключить следующее. Метод наблюдения, в частности проведение экскурсий и прогулок с учащимися начальной школы, являются действенным средством для пробуждения у детей чувства любви и бережливости к природе. Пробуждают у школьников интерес к наблюдению и изучению природных являений, закономерностей. Правильно организованный учебный процесс помогает школьникам приобщиться к защите природы, к здоровому образу жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 58.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (ред. от 03.08.2018; с изм. и доп., вступ. в силу с 03.08.2018) // Российская газета, N 286, 30.08.2018.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования http://минобрнауки. рф/документы/6261
4. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников / З.Ф. Аксенова. - М.: Сфера, 2015. - 128 c
5. Астраханский вестник экологического образования № 1 (31) 2015. с. 108-112
6. Бондаренко Т.М. «Экологическое воспитание 5-6 лет»: Практическое пособие для старших воспитателей и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. - Воронеж: ИП Лакоценина Н.А.,2012.
7. Булатова Т.Ю. Применение информационных и коммуникационных технологий, используемых в проектной деятельности учащихся // Наука и перспективы. – 2015. – №1 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: nip.esrae.ru/6–18 (дата обращения: 26.05.2021).
8. Васильева, А.И. Учите детей наблюдать природу / А.И. Васильева. – Минск, 2013. – 297с.
9. Ведина, Л.В. «Мир природы в калейдоскопе игр». Йошкар-ола, Государственный природный заповедник «Большая Кокшага», Н. А. Рыжова «Коллекция увлечений «, М.Линка- Пресс, 2005.
10. Вендрова, Т.Е. Воспитание музыкой / Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. - М.: Просвещение, 2012. - 205 c.
11. Виситова, Л. С. Формирование экологического воспитания и культуры учащихся начальной школы / Л. С. Виситова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 15-18.
12. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 176 c.
13. Горькова Л.Г «Сценарий занятий по экологическому воспитанию школьников» - М. ВАКО, 2009
14. Грехова Л.И., «В союзе с природой» Учебно методическое пособие. Эколого природоведческие игры и развлечения с детьми. М. ЦГЛ, Ставрополь, 2006
15. Гринько М.Н. Готовность педагогов дошкольного образования к формированию экологической культуры дошкольников / М.Н. Гринько, Е.В. Михеева, Л.С. Самсоненко, Л.Ю. Шавшаева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – №3 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=19964 (дата обращения: 26.06.2016).
16. Кабалевский Воспитание ума и сердца / Кабалевский, Дмитрий. - М.: Просвещение; Издание 2-е, испр. и доп., 2013. - 208 c.
17. Ковальчук, Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка / Я.И. Ковальчук. - М.: Просвещение, 2013. - 127 c.
18. Коробова, М. В. Малыш в мире природы / М.В. Коробова, Р.Ю. Белоусова. - Л.: Просвещение, 2010. - 110 c.
19. Косолапова Н.Г. Становление позитивной концепции дошкольников // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2008. № 75. с. 219.
20. Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
21. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2014. - 304 c.
22. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М.: Академия, 2002. – 336 с.
23. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение, 2015. - 240 c.
24. Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей / С.Н. Николаева. – М.: Новая школа, 2013.
25. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - с. 306
26. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания / Л. Павлова // Дошкольное воспитание. – 2002. – №10. – С. 40–49.
27. Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С.В. Петерина. - М.: Просвещение, 2014. - 756 c.
28. Проблемы и перспективы экологического образования в детском саду и начальной школе. // priroda.ru URL: http://www.priroda.ru/lib/section.php?SECTION_ID=205 (дата обращения: 22.11.2014).
29. Программа воспитания и обучения в детском саду./ Под ред. М.А. Васильевой. – М., Просвещение, 2015г
30. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. М.: Карапуз, 2000.
31. Рябинин, Б. Друг, воспитанный тобой / Б. Рябинин. - М.: Детская литература, 2014. - 176 c.
32. Фонда М.А. ФГОС в системе экологического образования дошкольников / М.А.Фонда // Современная наука: теоретический и практический взгляд Материалы I Международной научно-практической конференции. ООО «НОУ «Вектор науки». – 2014. – С. 62-64.
33. Шорыгина, Т. А. Беседы о природных явлениях и объектах. Методические рекомендации / Т.А. Шорыгина. - M.: Сфера, 2012. - 715 c.