Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы обусловлена тем что, в современных демократических государствах, в том числе в России, применяется универсальная юридическая техника правового регулировании порядка проведения массовых мероприятий, согласно которой граждане имеют право собираться мирно и без оружия, чтобы проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Законодательство демократических стран, согласно общему порядку, вменяет в обязанность организаторам массовых мероприятий подачу уведомления в адрес уполномоченных органов. Однако существует отдельный вид массовых мероприятий, которые в силу своего срочного или спонтанного характера представляют собой исключение из общего правила; при их проведении процедура уведомления невозможна либо уведомление может быть направлено организатором публичного мероприятия, но при этом будет допущено нарушение установленных процессуальных сроков.
В течение последних лет в Российской Федерации значительно увеличилось число спонтанных собраний. К сожалению, российское законодательство пока не содержит положений, которые регулировали бы действия публичных властей при проведении спонтанных собраний. Данный пробел вызывает противоречивую реакцию правоприменителей, в первую очередь сотрудников полиции. В ряде случаев правоохранительные органы могут отнестись к мероприятиям такого рода терпимо: от организаторов не будут требовать прекращения спонтанного мирного собрания в силу его так называемого несанкционированного характера и, более того, правоохранители будут обеспечивать общественный порядок.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие в связи с конституционным правом проведения публичных мероприятий в Российской Федерации.
Предметом работы являются нормы действующего законодателства, регламентирующие конституционное право проведения публичных мероприятий в Российской Федерации, практика их применения, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение конституционного права на проведение публичных мероприятий в Российской Федерации.
Задачами работы ставится:
• Рассмотреть понятие публичных мероприятий и право собираться мирно;
• Проанализировать конституционное право на митинг;
• Исследовать конституционное право на шествия и демонстрации;
• Изучить конституционное право на пикетирование;
• Выявить проблемы реализации конституционного права на проведение публичных мероприятий в РФ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конвенция о защите прав человека и основных свобод. Заключена в г. Риме 04.11.1950 // Собрание законодательства РФ, 08.01.2001, N 2, ст. 163.
2. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ).
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
4. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, N 25, ст. 2485.
5. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Собрание законодательства РФ, 29.09.1997, N 39, ст. 4465.
6. Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства РФ, 21.06.2004, N 25, ст. 2485.
7. Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. N 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года» // Российская газета, N 99, 11.05.2017.
8. Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 2019 г. N 53 «Об обеспечении безопасности XXIX Всемирной зимней универсиады 2019 года в г. Красноярске» // «Собрание законодательства РФ», 25.02.2019, N 8, ст. 759.
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 июня 2019 г. N 24-П по делу о проверке конституционности положений пункта 5 части 4 статьи 5 и пункта 6 части 3 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» в связи с жалобой гражданина В.А. Тетерина.
10. Case of Lashmankin and Others v. Russia (Applications nos. 57818/09 and 14 others). Third Section. Judgement. Strasbourg, 7 February 2017. Final 29/05/2017. URL: http://hudoc.echr.coe.int/.
11. Постановление КС РФ от 18 июня 2019 г. N 24-П по делу о проверке конституционности положений п. 5 ч. 4 ст. 5 и п. 6 ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СПС «КонсультантПлюс».
12. Постановление Конституционного Суда РФ от 05.12.2012 N 30-П // Собрание законодательства РФ, 17.12.2012, N 51, ст. 7324.
13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» // Бюллетень Верховного Суда РФ, N 8, август, 2018.
14. Постановление N 5-29/2014Г5-29/2014 от 12 февраля 2014 г. Октябрьского районного суда г. Белгорода, // СПС «КонсультантПлюс».
15. Дикман С.С. Свобода мирных собраний в практике Европейского Суда и Комиссии по правам человека: сб. решений и постановлений / С.С. Дикман, К.И. Терехов; под общ. ред. С.С. Дикмана. М.: РИО «Новая юстиция», 2011. С. 37 - 64.
16. Должиков А.В. Действие конституционного принципа соразмерности в сфере государственного права // Вестник Поволжского института управления. 2018. Т. 18. N 5. С. 29 – 36.
17. Жестовская Д.А. Согласование места и времени публичного мероприятия: способ защиты прав или инструмент их ограничения? // Петербургский юрист. 2016. N 1. С. 42 - 57.
18. Исаева М.А., Сергеева И.Д., Сучкова М.А. Регулирование свободы собраний в России: «системная проблема» и новые нарушения? Анализ с точки зрения практики Европейского Суда по правам человека // Международное правосудие. 2014. N 3. С. 79 - 90.
19. Капустин А.Я. Влияние правовых позиций международных судов // Судебная практика в современной правовой системе России: монография / под ред. Т.Я. Хабриевой, В.В. Лазарева. М., 2017. С. 67.
20. Колмаков С.Ю. Свобода собраний в практике Конституционного Суда Российской Федерации // Вестник РУДН: Юридические науки. 2018. Т. 22. N 2. С. 215 - 248;
21. Комментарий к Конституции РФ / Под ред. В.Д. Зорькина. 3-е изд., пересмотр. М., 2013. С. 291.
22. Кондрашев А.А. Свобода собраний в России: системные дефекты законодательства и политико-правовая практика // Сравнительное конституционное обозрение. 2017. N 6. С. 24 - 44.
23. Конституционное право: Учеб. для бакалавров / Отв. ред. В.И. Фадеев. М., 2016. С. 238.
24. Конституция РФ с комментариями для изучения и понимания / Сост. Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг. 3-е изд. М., 2016. С. 198.
25. Миронов А.Н., Ларионов Б.И. Шествие как разновидность публичного мероприятия // Административное право и процесс. 2019. N 9. С. 66.
26. Саленко А.В. Конституционно-правовая эволюция свободы мирных собраний в постановлениях Конституционного Суда РФ в 1993 - 2018 годах // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2019. Т. 5. N 2. С. 113 - 136.
27. Саленко А.В. Свобода мирных собраний в Российской Федерации: несколько тезисов об актуальных проблемах // Журнал российского права. 2018. N 1. С. 118 - 127.
28. Чиркин В.Е. Конституционное право: Учеб. для бакалавриата. М., 2015. С. 129.
29. Черепанов В.А. Конституционное право: Учеб. для бакалавров. М., 2016. С. 55.