Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Народные промыслы являются важной частью русской художе-ственной культуры. В произведениях народного искусства отражается ис-тория нашей страны, её прошлое и настоящее.
Русские народные традиции, промыслы бережно хранятся и воз-рождаются. Каждое изделие – результат творческой мысли мастеров, от-ражение их любви к истории своего народа, тепло умелых рук. Сегодняш-ние художественные промыслы являются живым, развивающимся искус-ством, неотъемлемой частью современной культуры нашей великой страны России.
Русская культура многогранна по своим формам, стилям, идеям, краскам и другим художественным проявлениям. Среди всего разнообра-зия творческого наследия русской культуры особое значение имеют рус-ские народные промыслы или, говоря иначе, народные промыслы России.
Глава 1. Понятие народных промыслов
1.1 Виды народных промыслов
Народные промыслы представляют собой результат художествен-ной деятельности народа в области ремесленного творчества. Произведе-ния народных промыслов выполняются, как правило, с помощью ручного труда и не предполагают заводского производства культурных продуктов. Нужно отметить, что в результате художественной деятельности мастеров своего дела, появляются оригинальные произведения ремесленного произ-водства, которые отличаются своим неповторимым дизайном, формами, творческим замыслом. Каждое изделие народного промысла – это резуль-тат художественного производства мастера своего дела.
Понятие «народные промыслы» совсем неслучайно связано с поня-тиями «промысел» и «ремесло». Появление народных промыслов связано с зарождением художественного ремесла у различных народов мира. Вна-чале изделия народных промыслов изготавливались в очень небольшом количестве, поскольку для их производства требовалось высокое мастер-ство конкретного человека. Главный признак народных промыслов – это уникальный результат ремесленного производства мастера (ремесленного художника) и особый народный стиль ручного производства культурного продукта.
1.2 Традиционные типы народных промыслов
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Для городецкой росписи, которая появилась в небольших дере-веньках Нижегородского региона, расположенных недалеко от поволж-ского села Городец, характерная особая технология росписи. Поскольку в прежние времени русский народ демонстрировал свои достижения на яр-марках, то одними из самых крупных ярмарок, куда стремились попасть многие мастера, являлись Нижегородские ярмарки. В селе Городец и про-ходила одна из таких ярмарок, на которой были представлены изделия (мебель, утварь, игрушки и пр.) с яркой росписью, изображающей цветы, птиц, коней, а также фрагменты сказок и сюжеты из купеческой жизни. Для городецкой росписи характерен особый стиль мазка, определенный набор цветов – красный, голубой, бежевый, черный, зеленый, а также ино-гда наличие графической обводки.
ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
На нижегородских ярмарках в селе Хохлома появились несколько веков и оригинальные, яркие деревянные изделия народных промыслов, изготавливаемые и расписываемые в прилегающих к селу деревеньках. Для хохломской росписи, самой известной росписи в России, характерен особый стиль орнамента (с листьями, ягодами), которым художники украшали деревянные изделия – ложки, мисочки, ковшики и пр. Кроме то-го, для хохломских изделий присуще и доминирование определенной цве-товой гаммы – красный, золотистый, черный цвета. Деревянная посуда, расписанная с помощью хохломы, в ХХ веке для многих стран стала узна-ваемым символом России.
ПАЛЕХСКАЯ РОСПИСЬ
Палехская роспись появилась в России благодаря уникальному ре-меслу, зародившемуся в далекие времена в селе Палех, расположенному на территории Ивановского региона. До ХХ века искусные мастера Пале-ха специализировались в области иконописи, унаследовав русские тради-ции расписывания икон. Однако свое второе рождения Палех пережил позже, когда получили широкую известность изделия с палехской роспи-сью. Главной характерной чертой палехской росписи является тот факт, что мастера создают тонкую по исполнению работу, изображая сюжетные композиции на изделиях народного творчества. В качестве таких сюжетов, размещенных на черном фоне, выступают не только сцены повседневной жизни, но и эпизоды из литературных произведений, сказок, былин, песен и т.д.
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ
Жостовская роспись, зародившаяся на Урале, является лаковой росписью металлических изделий – подносов. Искусство данной росписи из металлургических заводов Демидовых перекочевало постепенно в го-род Жостов Московской области. Мастера преимущественно выбирали в качестве фона черный цвет, хотя иногда использовался синий, зеленый, красный цвета. Ключевым мотивом жостовской росписи выступали не только многообразные цветочные композиции, но и пейзажи уральских городов. Такие сюжеты позволяли мастерам использовать все богатство оттенков и красок. Сколько бы подносов не было произведено в результа-те данного народного промысла, каждый из них является самым настоя-щим произведением искусства.
Глава 2. Преобразование ремесленных предметов прошлого в формат современности
2.1 Лоскутное шитье в современной моде
Изменилось жилище человека с деревенских просторных домов на тесные квартиры в многоэтажных кирпичных домах – значит, изменился весь быт человека. Изменились требования к кухонной утвари – ёмкости для хранения продуктов не должны быть такого размера как были в дере-венском доме, а должны соответствовать размеру шкафов и полок кухни.
Не только с изменением размеров жилища, но и с изменением при-меняемых материалов в строительстве домов, отделки помещений, изго-товлении мебели, предметов быта, одежды и всего другого, что нас окру-жает дома, в том числе с изменениями в образе жизни. Напольное покры-тие современной квартиры чаще всего гладкое – линолеум, кафель, лами-нат, и традиционные тканые дорожки будут скользить под ногами, что не-удобно. Такие тканые половики можно стелить на диван, стулья и кресла. Пример такого использования можно увидеть в Башкирии в туристиче-ском комплексе «Тенгри» – из тканых дорожек сшиты чехлы на офисные стулья, которые красивы и удобны в использовании.
Необходимо отдельно сказать о таком явлении, как изготовление традиционных ремесленных предметов из нетрадиционных материалов. Плетёные корзины из пластиковых лент (разрезанные использованные пластиковые бутылки) и вязанные круглые коврики из полиэтиленовых пакетов. На первый взгляд человека неравнодушного к народному искус-ству такие вещи вызывают оторопь и отвращение – как можно заменять бересту на пластик использованных бутылок? С точки зрения художе-ственного восприятия предмета это так. А вот с точки зрения деревенского мастера, изготовившего такую корзину, несколько иначе – в лес идти да-леко, снимать бересту тяжело, с ногами плоховато, а у соседей много ис-пользованных пластиковых бутылок, которые никто не утилизирует, а в огород закапывать никто не хочет, можно корзин для всех соседей напле-сти, которые износу знать не будут. Защитник окружающей среды встанет на сторону мастера – отличное решение по утилизации бытовых отходов. На Западе уже продолжительное время существует плетение корзин и дру-гих предметов из нетрадиционных современных материалов. Хорошо это или плохо – оценивать каждому лично, но актуализация ремесла здесь налицо – замена традиционного материала на нетрадиционный для обес-печения жизнедеятельности человека в век пластиковой упаковки.
2.2 Традиции народного лоскутного шитья в современной моде
Традиции народного лоскутного шитья складывались десятилетия-ми.
Необходимо различать современное искусство лоскутного шитья, получившее свое развитие в клубах, творческих союзах, индивидуальном творчестве профессиональных художников, мастеров-любителей, и под-линно народное лоскутное шитье, которое было домашним рукоделием в деревнях, селах и малых городах России.
Пэчворк стал одной из частей образа известной субкультуры – хиппи.
Хиппи - это философия и субкультура, изначально возникшая в 1960 годах в США. Расцвет их движения пришелся на конец 1960 — нача-ло 1970 годов.
В шестидесятые годы во многих городах США проводились посто-янные парады хиппи. В то время движение хиппи - это были новые идеи, идеи, подававшие надежду, даже уверенность в том, что они правильны.
Хиппи считали неправильным тратить деньги на новую одежду, по-этому ремонтировали старую, причем первыми попавшимися под руку материалами. Именно поэтому одежда хиппи вся состояла из ярких заплат – сегодня мы называем это печворк.
Особо стоит поговорить о джинсах. Именно хиппи сделали джинсы модными– до них из денима делали, в основном, рабочую одежду. Именно то, что джинсы были крепкими, легко стирались и ремонтировались, и по-нравилось хиппи. Но тогда деним был только темно-синим, и, чтобы вы-глядеть ярко, они разрывали низ брюк и вшивали туда яркие полосы – так и появились знаменитые клеши. Точно также – из цветных полос и даже лоскутов – женщины шили себе юбки, платья и рубашки. Отсюда много печворка, дыр, бахромы, необработанных краев и прочих модных сегодня «штучек». Для представителей движения хиппи, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетеных из бисера или ниток, брасле-тов и прочее, а также использование текстиля окрашенного в технике «тай-дай».
2.3 Современный дизайн и тема народных промыслов
Несомненно, первооткрывателем среди профессиональных модель-еров и дизайнеров, обратившихся к павловопосадскому платку, был Вяче-слав Зайцев. Одна из ярчайших коллекций кутюрье была создана с ис-пользованием изделий знаменитого подмосковного промысла (рис. 7).
Павловский платок и его яркая самобытность вдохновляет и других дизайнеров. Обувь из расписных платков от дизайнеров Юлии Войтенко и Дарьи Голевко была представлена на Неделе высокой моды. Для их изде-лий уже придумали специальное слово - scoots (от двух слов - scarf (шарф, платок) и boots (ботинки). Одежду из павловопосадских платков представ-ляет и российский дизайнерский дуэт YanaStasiya.
Мотив павловопосадского платка становится основой так называе-мого стиля «Матрёшка» - популярного направления в одежде. Яркий при-мер - работы австрийского дизайнера Сюзанны Бисовски наиболее инте-ресно и нестандартно использует павловопосадский платок и в современ-ном интерьере, и в костюме.
Другой популярный в среде профессиональных дизайнеров рус-ский художественный промысел - керамика Гжели. Глубокий синий ко-бальт на белом фоне гжельских орнаментов, будто белоснежные сугробы и ярко-синее небо знаменитой русской зимы привлек внимание ведущих до-мов моды Европы. К Гжели обращались Кавалли, Валентино и Гальяно. Такую узнаваемую Гжель можно встретить на свадебном платье от кутюр и автомобиле представительского класса, посуде, предметах бытовой тех-ники и даже ногтях.
Денис Симачев под лозунгом «Русским быть модно» создал целую линейку товаров в стиле хохломской росписи: от футболок до смартфонов.
24-26 октября 2018 года в Йоханнесбурге, ЮАР состоялся бизнес-форум и модный показ South African Fashion Week. Дизайнер Сергей Сы-соев презентовал свою коллекцию Весна/Лето 2019, а также коллаборацию бренда SERGEY SYSOEV с Жостовской фабрикой декоративной росписи. Ирина Стецко показала свою коллекцию с русскими мотивами, основан-ную на образах, силуэтах и декоре традиционной Дымковской игрушки.
Воплотить идею дизайнера Сергея Сысоева смогла одна из лучших художниц Жостовской фабрики Татьяна Агеева, виртуозно владеющая техникой передачи света - кьяроскуро. Благодаря тончайшим градациям темного и светлого, сочетанию графичности и объема фактуры букета осо-бенно осязаемы и объёмны. Созданные на фабрике эксклюзивные арт-объекты эффектно дополнили коллекцию женской одежды бренда, основ-ным акцентом которой стал авторский цветочный ахроматический принт.
Заключение
На сегодняшний день, музеи декоративно-прикладного искусства и народных промыслов не так популярны, как галереи современного искус-ства и арт-пространства. Наши современники начинают воспринимать русскую культуру глазами иностранцев: балалайка - матрешка - шапка....
Произведения народных промыслов, становясь частью массовой культуры, теряют свою историю, обесцениваются через многочисленное тиражирование характерных мотивов и образов, а точнее в их переработ-ке и упрощенной стилизации. Такая «узнаваемость бренда» не может обе-щать процветания самому народному промыслу.