Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования. Неуспеваемость – это острая проблема современной школы, которая зависит от многих факторов: социальных, биологических и педагогических. К социальным причинам относится то, что в нашем обществе знания и упорный труд не дают человеку возможности проявить себя, не играют важной роли в его благополучии. Снизилась ценность образования, обучения направлено не на знания, а на получение диплома, аттестата. Учителя, что попадают в школы, не всегда имеют высокие интеллектуальные знания и моральные нормы, что снижает уровень учительства. Среди биологических причин неуспеваемости можно выделить самое важное – это состояние здоровья школьников, которое имеет тенденцию к ухудшению. Важной педагогической причиной неуспеваемости является отсутствие профилактической работы. Как отмечает Т.М. Лисянская есть три группы причин стойкой неуспеваемости. Одна из них связана с недостатками в познавательной сфере учащихся, вторая с недостатками мотивационной сферы, а третья – с умением организовать собственную учебную деятельность.
Школьная неуспеваемость довольно часто приводит к равнодушному отношению к учению, прогуливание уроков, способствует формированию агрессивности, грубости, тревожности, недисциплинированности, а это является нарушением принятых норм в обществе, что психологи называют девиантным поведением.
Школьные программы современной школы рассчитаны на среднего ученика, но в классе обычно встречаются дети с разной подготовкой к учебной деятельности, с различными возможностями и способностями к обучению, и потому нестандартному ребенку или ребенку с отклонениями в развитии тяжело, ведь школьные требования не совпадают с потребностями нестандартных детей, которые в своем развитии либо опережают других, либо отстают от других учеников. Такие дети, как правило, пассивны на занятиях, не стремятся получить знания, избегают трудностей, отвлекаются в те моменты, когда идет поиск, нужно напряжение мысли. Это дети из своеобразным ощущением мира, образом мышления. Учителя не всегда учитывают особенности понимания у таких детей, характер их мышления, уровень подготовленности, работоспособности, общее развитие, интересы, потребности, временное психическое состояние.
Таким образом, несмотря на накопленный школой опыт уменьшение, а в ряде случаев ликвидации отставания детей в учебе, эта проблема остается актуальной в педагогике.
Поэтому вопросы, связанные с изучением неуспеваемости и отставания учеников в современной школе, можно отнести к наиболее актуальным сегодня для каждого учителя.
Анализ научной литературы показал, что эта проблема в последнее время вызывает все больший интерес исследователей и практиков, о чем свидетельствует стремительный рост количества исследований и публикаций по вопросам неуспеваемости учащихся.
Анализ последних исследований и публикаций.
В процессе подготовки курсовой работы нами было обработано 17 источников. Вопросы неуспеваемости являются предметом исследований многих авторов, таких как: И. Агапова, Н.П. Горбунова, Д.В. Зайцев, И.С. Зимина, С.В. Калмыкова, Ю.О. Рачева, С.С. Славина, Л. Терлецкая, Д.М. Фридман, В.С. Цетлин, Н.Е. Щуркова и др.
Объект исследования: обучение как основная категория педагогики.
Предмет исследования: проблемы неуспеваемости.
Цель работы: изучить психологические основы коррекции при работе с неуспевающими учащими.
Для достижения поставленной цели были выделены следующие задачи:
- рассмотреть структуру, функции и мотивы процесса обучения;
- проанализировать школьную неуспеваемость и ее причины;
- предоставить характеристику методов выявления школьной неуспеваемости;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агапова И. Преодолеть неуспеваемость / И. Агапова // Зауч. – 2013 – март (№7) – С. 4-7.
2. Вопросы предупреждения неуспеваемости школьников. Сб. статей / Под ред. Ю.К. Бабанского. – Ростов-на-Дону, 2012. – 240 с.
3. Горбунов Н.П. Функциональное состояние школьников в процессе адаптации к учебной деятельности // Педагогика. – 2003. - №8. – С. 9-12.
4. Горбунова А. Предупреждение неуспеваемости учащихся (методические советы учителям по работе с детьми, которые плохо успевают) / А. Горбунова // Зауч. – 2016. – ноябрь (№32-33). – С. 49-52.
5. Зайцев Д.В. Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья // Педагогика. – 2001. - №1. – С. 21-30.
6. Захарченко Е.Ю. Дети-мигранты в атмосфере современной российской школы // Педагогика. – 2002. - №9. – С. 47-53.
7. Зимина И.С. Детская агрессивность как предмет педагогического исследования // Педагогика. – 2003. - №5. – С. 14-18.
8. Калмыкова С.В. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога / С.В. Калмыкова. – М.: Знание, 2014. – 197 с.
9. Муханова И.Ф. Психологические причины неуспеваемости учащихся начальной школы / И.Ф. Муханова // Вестник МЕГИ. – 2015. - № 7. – С. 38- 41.
10. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 310 с.
11. Рачева Ю.О. Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема / Ю.О. Рачева, А.В. Конышева // Концепт. – 2016. – Т. 28. – С. 157–159.
12. Сергеева Б.В. Причины слабой успеваемости младших школьников / Б.В. Сергеева, М.А. Гречанная // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 38. – С. 117-123
13. Славина С.С. Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным школьникам / С.С. Славина – М.: Просвещение, 2009. – 213 с.
14. Терлецкая Л. Как преодолеть неуспеваемость ребенка в обучении / Л. Терлецкая // Школьный мир. – 2015 – январь (№2). – С.12-15.
15. Фридман Л.М. Как предупредить неуспеваемость учащихся: Пособие для учителей / Л.М. Фридман // Все для учителя. – 2013. – август (№23) (прил.) – С. 13-31.
16. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С.Цетлин. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 155 с.
17. Щуркова Н.Е. Воспитание на уроке / Н.Е. Шуркова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 160 с.
18. Цетлин В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. – М.: Педагогика, 2007. – 120 с.