Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современный образовательный процесс невозможен без поиска новых, более эффективных технологий, призванных способствовать развитию творческих способностей детей, формированию навыков саморазвития и самообразования. Этим требованиям в полной мере отвечает проектная деятельность.
Актуальность данной работы в том, что организация проектной деятельности выступает как неотделимая часть в образовании. Таким образом, перед педагогами встает одна из главных задач, как внедрить в образовательный процесс проектной деятельность и в итоге оценить результат проделанной работы. Предположим, если учитель будет иметь всю необходимую информацию о проектной деятельности учащихся основной школы, то он сможет чаще и эффективнее использовать любой из методов проектирования в своей работе. Этим и вызван интерес к теме нашего исследования «Метод проектов на уроках обществознания».
Специфика предметов гуманитарного цикла требует от учащихся умения работать с информацией, различного рода источниками, документами, материалами средств массовой информации, поток которых непрерывно растёт. Это вызывает у учащихся определённые трудности: неверие в свои силы, они не умеют оперировать фактами, устанавливать причинно-следственные связи, дети оказывались беспомощными в ситуации дискуссии, спора или даже естественного общения по проблемам политики и общественной жизни. Выход был найден в создании таких педагогических условий, когда каждый ученик включён в творческую деятельность, ситуацию поиска путей решения социально-значимых вопросов. Наиболее эффективным в решении данной проблемы является метод проектов. Его использование предполагает множество активных форм, в том числе и во внеурочной деятельности. Данная технология помогает решать задачи, которые стоят сегодня перед учителем: повышает мотивацию учения, решает проблему перегрузки учащихся, повышает активность учащихся на уроке, формирует компетенции, готовит к жизни.
Проектная деятельность интересна тем, что её можно рассматривать как совместно учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность учащихся и педагогов, которая имеет общую цель, единые методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для всех участников проекта.
Объектом работы выступает проектная деятельность учащихся основной школы на уроках обществознания.
Предмет: механизм организации проектной деятельности в основной школе на уроках обществознания.
В связи свыше сказанным целью исследования является изучение организации проектной деятельности обучающихся на уроках обществознания в основной школе.
Для достижения поставленной цели следует решить последующие задачи:
Изучить понятие, виды и формы реализации проектной деятельности;
Рассмотреть метод проектов как способ формирования правовой компетенции учащихся на уроках обществознания;
Проанализировать методические аспекты организации проектной деятельности учащихся основной школы на уроках обществознания.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические подходы к изучению проектной деятельности обучающихся в рамках ФГОС
1.1. Проектная деятельность: виды, формы реализации
В Правительственной Стратегии модернизации образования (2020) обозначены следующие задачи образовательного процесса:
1) формировать умения и навыки критического мышления в условиях работы с большими объемами информации;
2) формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;
3) формировать навыки самообразования, развитие способности к академической мобильности обучающихся;
4) формировать навыки работы в команде и др.
Их успешному решению способствует технология проектной деятельности, что подтверждают многие учёные, педагоги и психологи (А.Н. Леонтьев, Н.Ю.Пахомова, Е.С.Полат, Н.В.Горбунова, Ю.Л. Хотунцева, Г.В.Девяткина и др.). «Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать»1.
Первые представления о проектной деятельности возникли в трудовой деятельности, такие как строительство, архитектура, инженерное дело. В современном обществе слово проект используется достаточно широко. Под проектом понимается исполнение некоторого замысла, например, научного, художественного, театрального. Проект становится способом ритмизации и управления процессов, которые происходят в реальной практике.
В словарях слово проект трактуется как замысел, план, текст или чертеж чего-либо, предваряющий его создание. Такое толкование получило дальнейшее развитие, под проектом стали понимать прообраз, прототип какого-либо объекта или вида деятельности, а процессом создания проекта является проектирование2.
К.Н. Поливанова3 предлагает проектом назвать весь путь от идеи до получения продукта. Так же определяет проект как целенаправленное управляемое изменение, которое фиксируется во времени. Автор отмечает, что все остальные рассуждения о проекте или проектной деятельности являются уточнением и детализацией этих двух принципиальных ее признаков.
По мнению М.А. Ступницкой4 проектом является работа, которая направлена на решение определенной проблемы, с помощью самого оптимального способа.
Понятие проект неразрывно связано с понятием метод проектов. По мнению Е.С. Полат5 методом проектов является способ достижения дидактической цели через детальную разработку. Автор считает, что результат при завершении такой разработки должен быть практическим и обязательно оформленным. Для достижения такого результата необходимо научить учащихся самостоятельно мыслить, находить различные способы решения проблемы, применяя знания из разных областей, формировать умения прогнозировать результаты своей деятельности.
Проектное обучение – это специальная организация учебного процесса, которая направлена на решение учебных задач с помощью самостоятельного
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Антонова Е.И. Методика формирования проектной деятельности учащихся при изучении геометрии в профильных классах [Электронный ресурс] http://www.dissercat.com/content/metodika-formirovaniya-proektnoi-deyatelnostiuchashchikhsya-pri-izuchenii-geometrii-v-profi
2. Боголюбов, Л.Н. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2013
3. Водяненко Г.Р. Информационно-исследовательская деятельность школьников как образовательная технология. ФГОС. - М.: Учитель, 2016. - 186 с.
4. Воровщиков С.Г., Новожилова М.М. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект. - 3-е изд. – М.: 5 за знания, 2007. – 352 с.
5. Гайфитулин М.С. Проект «Исследователь» // Школьные технологии. - 2015. - №3. - С. 102-104.
6. Ганиева Э.А. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся в современном образовательном пространстве // Интернет-журнал «Мир науки» 2016, Том 4, № 4 (июль-август). – 2016. URL: http://mirnauki.com/PDF/40PDMN416.pdf
7. Голд Е.А. Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015). – Пермь: Меркурий, 2015. – 73-76 с.
8. Ильченко, В.Н. Использование метода проектов в целях повышения качества правового образования в школе / В.Н. Ильченко, А.А. Носко // Педагогическое образование в России. – 2017. – №4. – С.56-62
9. Куприенко Е. Ю. Понятия и типология математических проектов. Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2015. № 8. [Электронный ресурс] http://www.emissia.org/offline/2015/2398.htm
10. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности / Н.Ю. Пахомова // Учитель - № 4 - 2000. – С. 61-64
11. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса // Проблемы и перспективы теории и практики ученического проектирования. Сборник статей / Под ред. Н.Ю. Пахомовой. – М.: МИОО, 2005
12. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников / К.Н. Поливанова. − М.: Просвещение, 2006
13. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. – 2016. – Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201602050011
14. Проектная деятельность как способ организации семиотического образовательного пространства: электронный учебник [Электронный ресурс] http://bg-prestige.narod.ru/proekt/index.html
15. Радченко, Л.А. Проектная деятельность как средство формирования правосознания у современных старшеклассников / Л.А. Радченко // Образование личности. – 2015. – №4. – С.78-84
16. Самохина А.К. Использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников // Право в школе. - 2007. - №1. - С. 30
17. Современная городская школьная медиатека (модель технического оснащения и возможные формы организации работы): Методические рекомендации / Ястребцева Е. Н. (общ. ред.). – М., 1992
18. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая – М.: Первое сентября, 2010
19. Шамигулова, О.А. Обучение методам исследования в процессе освоения обществоведческого содержания учебного предмета «Окружающий мир» / О.А. Шамигулова // Начальная школа. – 2016. – №3. – С.16-21
20. Энциклопедический словарь юного математика / Сост. Э-68 А. П. Савин. - М.: Педагогика, 1989