Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования 5
1.1. Правовое воспитание дошкольников 5
1.2. Реализация концепции правового воспитания 11
1.3. Мониторинг правового воспитания дошкольников 14
Глава 2. Изучение особенностей формирования представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста 15
2.1. Цели и задачи исследования 15
2.2. Программа мероприятий по формированию представлений о правах человека у дошкольников в ДОУ 19
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В нашей стране сложилась уникальная система дошкольного образования, ориентированная на разностороннее гармоничное развитие ребёнка дошкольного возраста, основополагающими принципами которой являются целостность, преемственность, непрерывность, развивающая и воспитательная направленность содержания. Однако в этой системе обозначились тенденции свёртывания социальной поддержки населения (перевод финансирования дошкольных учреждений с федерального на региональный уровень), уменьшения комплекса социальных услуг (невысокий процент охвата детей услугами ДОУ), растущей потребности в новых формах организации детей дошкольного возраста.
Вышеназванные тенденции вызвали серьёзные изменения в системе дошкольного образования и привели к появлению альтернативных и вариативных моделей: это разнообразные типы и виды образовательных учреждений для детей дошкольного возраста; частные, корпоративные, семейные детские сады; центры раннего развития детей, службы поддержки раннего семейного воспитания; группы кратковременного пребывания, организация работы с детьми старшего дошкольного возраста, что в практике получило название «предшкольное образование». Не останавливаясь на корректности термина «предшкольное образование», заметим, что выделение данного направления в дошкольной педагогике и практике свидетельствует об особом внимании управленческих структур к организации деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Анализ психолого-педагогической, методической литературы свидетельствует об актуальности проблемы становления личности ребёнка-дошкольника в условиях предшкольного образования (В.Т. Кудрявцев, Л.А. Парамонова, М.М. Безруких, Н.Ф. Виноградова, К.Т. Шамшидинова, И.И. Тараданова и др.).
Настоящее время ставит конкретные задачи перед сотрудниками детских садов. Педагоги в детском саду обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и конечно же готовить детей к достойной жизни в обществе. Главной задачей правового образования является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития индивидуальных способностей, возможности самореализации вне зависимости от его психофизических особенностей, индивидуальных различий - иными словами, защита прав ребенка на любом этапе его развития. Данная тема в педагогике делает только первые свои шаги, в печати появляются отдельные опыты работ.
Объект исследования: правовое воспитание дошкольников.
Предмет исследования: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека.
Цель исследования: определить наиболее эффективные педагогические условия формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о правах человека.
Задачи исследования:
• Раскрыть психолого-педагогические основы правового воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе анализа психолого-педагогической литературы;
• Изучить особенности представлений о правах человека у детей старшего дошкольного возраста;
• Анализ программы мероприятий по формированию представлений о правах человека у дошкольников в ДОУ.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования
1.1. Правовое воспитание дошкольников
Детство − это важнейший этап жизни, когда человек приобретает знания, опыт, навыки и умения, необходимые ему для дальнейшей жизнедеятельности в обществе других людей. В детстве закладываются характер и привычки человека, складывается образ его жизни, которые очень трудно изменить в зрелом возрасте. В детстве также человек получает свое физическое развитие, укрепляет свое здоровье. В этот период он чрезвычайно подвержен любому воздействию и влиянию — как позитивному, так и негативному.
На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Человека воспитывает семья, воспитательные учреждения, общество. Способность семьи эффективно функционировать считается решающей в предупреждении правонарушений. Детское непослушание, нечестность и другие формы антиобщественного поведения являются важными указателями последующих правонарушений.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Алексеев С.С. Теория государства и права. – М., 2012
2. Андреянова Л.Н., Цзян Е.А. Формы работы педагога по правовому воспитанию старших дошкольников // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2011. - № 5-1. - С. 165-168.
3. Апиян С.Н. Правовое воспитание: понятие, формы, методы, пути совершенствования: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук /С. Н. Апиян. – Ереван, 2001.-23 с.
4. Ашиков В.И. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. 2-е изд., доп. М.: Пед. общество России, 1998. 172 с.
5. Борисова О. Правовое образование дошкольников // Ребенок в детском саду. 2002. № 4. С. 77-80.
6. Васильева М.А., Гербова В.В., Комаровой Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 195 с.
7. Виноградова Н.Ф. Предшкольная пора: программа обучения и развития детей 5 лет / Н.Ф. Виноградова. – М. : Вентана-Граф, 2005.
8. Волошина, М.И. Современные программы для дошкольных образовательных учреждений / М.И. Волошина // Начальная школа. – 2000. – № 1.
9. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М: Педагогика-Пресс, 1999. - 413 с.
10. Голицына Н.С. Ознакомление старших дошкольников с конвенцией о правах ребенка. М.: Скрипторий, 2003, 2005. 95 с.
11. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада: Пос. для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова и др. 2-е изд. М.: Просвещение, 2006. 143 с.
12. Ильин И. А. О сущности правосознания. /Подготовка текста и вступительная статья И. Н. Смирнова. — М.: «Рарогъ», 1993
13. Караковский В. А. Воспитательная система - 2004. - № 2. – Челябинск, с. 58
14. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления старших дошкольников с социальной действительностью / С.А. Козлова. – М. : Academ A, 2010
15. Кочергина О.А. Интегрированный подход к правовому воспитанию дошкольников // В сборнике: Теоретические и прикладные проблемы науки и образования в 21 веке сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 10 частях. - 2012. - С. 84-85.
16. Майданкина Н.Ю. Содержание правового воспитания в системе предшкольного образования // Начальная школа плюс До и После. - 2012. - № 3. - С. 70-74.
17. Мальцев Г.В. Правоведение Учебник Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора, члена-корреспондента РАН Г. В. Мальцева – Москва Издательство РАГС, 2003
18. Марченко М. Н. Проблемы теории государства и права. учебник. - М.: Наука, 2001.
19. Низамова Х.М. Правовое воспитание дошкольников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2014. - № 3. - С. 52-54.
20. Новгородцев П.И. Право и нравственность.,1866 — 1924. Право и нравственность /П. И. Новгородцев //Правоведение. -1995. — № 6. — С. 103
21. Петрова О. Практикум по правовому воспитанию // Ребенок в детском саду. 2002. № 4. С. 80-85.
22. Права ребенка: Основные международные документы. - М., 1992.
23. Проблемы общей теории права и государства. Под ред. В.С. Нерсесянца. -М.,2001
24. Проява Л.В. Система работы по реализации прав ребенка в образовательном учреждении // Управление ДОУ. 2005. № 3. С. 81-91.
25. Ратинов А.Р. Структура правосознания и некоторые методы его исследования //Методология и методы социальной психологии. М., 1981. Стр. 201-214
26. Реализация Конвенции о защите прав ребенка в ДОУ / С.А. Соловей, Т.Н. Львова, Г.И. Дубко // Там же. 2003. № 6. С. 107-112.
27. Соловьева Е.В. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка. - М: АРКТИ, 2003. - 95с.
28. Теория государства и права. Под ред. А.С. Пиголкина и Ю.А. Дмитриева. -М.: Просвещение, 2011.
29. Третьякова Н.Б. План работы по правовому воспитанию и образованию дошкольников // Там же. 2006. № 6. С. 26-32.
30. Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. - М: Сфера, 1992. - 132 с.
31. Филонов Г.Н. Воспитание как социально-педагогический феномен. Стратегия развития. М.: НИИ семьи и воспитания, 2000
32. Харитончик Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями. - Волгоград: Учитель, 2009. - 228 с.
33. Шмонина Л.В., Зайцева О.И., Наумова Н.В. Формирование морально-нравственных качеств личности через правовое воспитание и развитие толерантности у дошкольников // монография / ГБОУ Самарской области средняя общеобразовательная школа № 10 "Образовательный центр ЛИК" городского округа Отрадный Самарской области, структурное подразделение Детский сад № 16. Самара, 2014.
34. Шнекендорф З.К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. М.: Рос. пед. агентство, 1997. 250 с.