Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Проблема воспитания и обучения школьников является одной из наиболее важных и актуальных проблем современной педагогики. На данном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. В процессе становления и развития личности ребенка наблюдается зависимость от окружающей среды, отмечается существенно воздействие личности педагога, родителей, родственников, ближайшего окружения. Современный педагогический процесс в школах построен на основе двух взаимосвязанных составляющих – обучения и воспитания [1].
Человека из животного мира выделяет культура. Именно она (и все, что с ней связано — мораль, нравственность, духовность, религиозные культы…) определяет человеческое качество общества. Следовательно, и воспитание становится воспитанием человека, если оно понимается в контексте культуры, как элемент культуры.
Воспитание в контексте культуры предполагает саму жизнь, а не «подготовку к жизни», когда всякое взаимодействие педагога с воспитанником приводит к содержательному обогащению жизни каждого из участников взаимодействия [2].
Воспитание как социальное явление — это инструмент продолжения общества в отдельной личности, усвоение человеком социальной культуры (социализация). Результатом является выбор соответствующего принятой норме способа поведения как формы взаимодействия с окружающим миром.
Воспитание как индивидуальный процесс реализуется в педагогической помощи (в форме руководства, поддержки и сопровождения) самостановлению человека: его смысловому самоопределению, самореализации и саморазвитию. Результат такого воспитания проявляется в характере общения человека с окружающим миром (в способе обмена информацией и связанных с нею эмоциональных состояниях) [5].
Воспитание как специально организованная деятельность определяется как ценностно-смысловое взаимодействие педагога и воспитанника, при котором совершенствуется каждый из них. Результатом такого воспитания становится деятельная активность воспитанника как форма утверждения ценностных установок субъекта [2].
Проблема исследования. Воспитание мало что даст, если оно не будет основано на прогнозе изменений, происходящих в воспитаннике и окружающих его обстоятельствах, в самом педагоге. Вот почему воспитание всегда связано с обнаружением динамических тенденций в образовательной практике, с обращением к категории процесса. Важно понимать, что процесс — это разворачивающаяся во времени закономерная смена различных состояний, последовательность которых определена их внутренней структурой и теми возможными переходами (превращениями, преобразованиями), которые содержатся в этой структуре как ее интенция (предрасположенность). Воспитательный процесс — это закономерное изменение свойств и качеств его участников, условий воспитания и характера воспитательного взаимодействия. В связи с этим важно пересмотреть существующие подходы к воспитанию школьников и определить роль воспитания в целостном педагогическом процессе [26].
В основу исследования положено предположение о том, что применение игровых технологий в воспитательном процессе, будет способствовать повышению уровня воспитанности учащихся.
Объект исследования – воспитательный процесс.
Предмет исследования – особенности использования игровых технологий в воспитательном процессе.
Цель исследования: рассмотреть возможности применения игровых технологий в воспитательном процессе.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «воспитание», его функции и задачи.
2. Рассмотреть особенности организации воспитания
3. Охарактеризовать игровые технологии и возможности их использования в воспитательном процессе.
4. Представить разработку по организации воспитательного процесса с использованием игровых технологий.
Методы исследования: теоретические (изучение и анализ литературных источников по теме исследования, научных публикаций, нормативно – правовых актов, исторических источников). Применялся метод анализа, систематизации, классификации полученных данных, составление методической разработки.
Новизна исследования. Представлена методическая разработка, направленная на развитие лидерских, организаторских и управленческих качеств, которая может использоваться в воспитательном процессе. В основе разработки лежит использование игровых технологий.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования педагогического процесса, составления программ внеурочной, внеклассной деятельности, построения эффективного взаимодействия педагогов, классного руководителя и школьников, для организации учебного, воспитательного процесса в школе, обеспечения досуговой деятельности. Результаты могут использоваться в практической деятельности студентов – практикантов, преподавателей, социальных работников для организации воспитательного процесса учащихся.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей организации воспитательного процесса
1.1. Характеристика, сущность понятия «воспитание»
Характерной чертой, которая отличает человека от всего остального животного мира, является культура. К понятию «культура» тесно прилегают такие смежные понятия, как мораль, нравственность, духовность. Сюда же относят различные религиозные культы. Все эти категории определяют набор качеств, характерных сугубо человеку. Воспитание направлено на развитие указанных качеств. Соответственно, воспитание рассматривает как процесс, направленный исключительно на человека, на его преобразование. Если рассматривать воспитание в контексте культуры, оно становится отдельным элементом культуры.
Под культурой с точки зрения педагогики следует подразумевать три воспитательных аспекта: социально-нормативный, индивидуально-смысловой и ценностно-деятельностный [5].
Под социально-нормативным компонентом воспитания подразумевают идентификацию себя с социокультурным и профессиональным окружением. В первую очередь, данный аспект подразумевает, что человек должен принять себя как часть социума, а также должен принять те нормы и правила поведения, ценностные ориентации, свойственные обществу, данной культурной среде.
Под индивидуально-смысловым компонентом подразумевают самоидентификацию, осознание себя как личности и выделение из среды. В данном контексте следует рассматривать самоопределение человека, его самостановление, самореализацию, и другие компоненты личностного развития и становления человека. Именно эти компоненты и подразумевают самоценность человека, определяют его роль в социуме и в каждом отдельном виде деятельности [6].
Под ценностно-деятельностным аспектом подразумевают взаимодействие человека с окружающей средой, взаимное влияние и преобразование. При этом подразумевается, что не только человек должен принять ценности окружающей его среды, но и среда должна учитывать личность каждого отдельного человека, его потребности и смысловые ориентации. Среда должна принимать право человека на самореализацию, выражение собственного мнения и взглядов, собственное значение и влияние на окружающую среду [2].
Именно благодаря первому, социально-нормативному аспекту воспитания максимально раскрывается его сущность. Воспитание рассматривается как инструмент воздействия на человека, как способ, при котором общество может продолжаться в каждой отдельной личности. выражается это, в первую очередь, через принятие общественного мнения, через его осознание. Нормы, традиции общества, различные ритуалы и обряды должны быть восприняты человеком, только тогда можно говорить о его принадлежности к той или иной культуре [7].
Среда, социальное окружение оказывает прямое воздействие на человека, на его становление как личность, на осознание себя в обществе, на самоидентификацию. Можно сказать, культура определенным образом программирует, предопределяет взгляды человека, его реакции на то или иное событие, определяет его мировоззрение, ценности, ориентиры, формирует особенности восприятия человека, что прямо или косвенно влияет на принятые человеком решения, на оценку и выбор модели поведения.
Ряд исследователей подчеркивает, что личность человека начинает формироваться с ближайшего окружения. Именно по этой причине важно начинать формирование социально-нормативного аспекта воспитания с семьи, со школы. Важно целенаправленное формирование идеологии школы, ее образа. Важно выработать единую систему взглядов, ценностей, которая будет восприниматься, и поддерживаться всем коллективом. Кроме того, необходимо формировать и поддерживать свои традиции, ритуалы, которые будут храниться, и передаваться из поколения в поколение, от старших учащихся к младшим. В школе должно быть сформировано позитивное отношение, положительный микроклимат, целостный образ, конструктивное поведение. Должно быть четко выработано представление о прошлом и будущем, определены цели, задачи, стратегия дальнейшего развития. Важно определить миссию и девиз школы, выделить ее специфические черты, особенности, представления, традиции. Также важно сформировать общественное мнение, которое будет касаться школы [8].
При рассмотрении второго, индивидуально-смыслового компонента, следует исходить из того, что воспитание должно иметь гуманистическую цель, должно быть личностно-ориентированным, и должно быть направлено на развитие личности каждого отдельного человека. Именно этот аспект определяет особенности саморазвития, самоопределения, самоидентификации человека. Все это было бы невозможно без культурной основы, без поиска смысла собственного существования и стратегий развития. Зачастую потеря смысла жизни, деятельности приводит к тому, что человек становится агрессивным, непредсказуемым, тревожным. Еще хуже влияет на личность состояние, при котором человек изначально так и не обрел смысл жизни. Это может быть причиной непродуктивной деятельности, невозможности реализовать себя, раскрыть свой творческий потенциал [9].
В более тяжелых случаях подобное состояние заканчивается психозами, неврозами, депрессиями, а иногда даже становится причиной суицидов, криминальных преступлений. Следует понимать, что смысл жизни, нацеленность человека, его направленность на определенные виды действий, не берется из ниоткуда. Как правило, все это формируется посредством воспитания из культуросообразной среды [5]. Человеку нужно стремиться самовыразиться, реализовать себя, раскрыть свои возможности и свой потенциал, поскольку только так человек может способствовать развитию общества, может сделать свой вклад в становление и развитие
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя./ Н.П. Аникеева. – М.:2013. – 250 с.
2. Борытко, Н. М. Введение в педагогическую деятельность: Учебник для сту-дентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, А. М. Байбаков, И. А. Соловцова; Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— С. 21–23.
3. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. – М.: Гос. учеб.-педагогич. изд-во, 1935. – 356 с.
4. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка: Вопросы психологии./ Л.С.Выготский. – М.: – 1966. – 541с.
5. Гребенюк, О. С. Основы педагогики индивидуальности / О. С. Гребенюк, Т. Б. Гребенюк. — Калининград, 2000. С. 40 — 367.
6. Гуревич П.С. Психология и педагогика. – М.: ЮНИТИ, 2015. – 320 с.
7. Давыдов В.А. Что такое учебная деятельность // Начальная школа. – 2018. - № 7. – С. 12.
8. Дубровина И.В. и др. Психология. Учебник для студ. сред. пед. учебн. заведений. – М.: Академия, 2015. – 464 с.
9. Епишева О.Б. Формирование приемов учебной деятельности // Математика в школе. – 2016. - № 6. – С. 26.
10. Есипов Б.П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке// Сов.педагогика, 2016. - №6. – С.12.
11. Жарова Л. В. Учить самостоятельности.- М.: Просвещение, 2016. – 456 с.
12. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М., 2013. – 200 с.
13. Клименко А. В. Проектная деятельность учащихся// Преподавание истории и обществоведения в школе.- 2015.- № 9.- С. 69.
14. Ковалев В.И. Мотивационная сфера личности как проявление совокупности общественных отношений// Психологический журнал. - 2016. - № 4. - С.3-13
15. Кожевников В. Когда исчезают перегрузки: об организации учебно-познавательной работы школьников // Народное образование. – 2017. - № 6. – С. 45.
16. Короткова М. В. Нетрадиционные формы уроков// Преподавание истории и обществоведения в школе.- 2017.- № 7.- С. 28.
17. Краснощёкова Н.В. Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. Игры, упражнения, тесты.– Ростов н/Д: Феникс, 2017.– 246 с.
18. Кром В.И. Активизация познавательной деятельности на уроках математики // Начальная школа. – 2017. - № 8. – С. 36.
19. Кузьмина И.В. Развитие познавательной деятельности на уроках // Начальная школа. – 2015. - № 6. – С. 41.
20. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. Учебник для студ. вузов. – М.: Академия, 2016. – 452 с.
21. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: – М.: ВЛАДОС, 2017. – 688 с.
22. Орлов В.И. Активность и самостоятельность учащихся // Педагогика. – 1998. - № 3. – С. 44.
23. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Рос. пед. агентство, 2015.
24. Проклюшина С. А. Как научить детей учиться// Математика в школе.- 2018.- №1.- С. 28.
25. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте // Начальная школа. – 2013. - № 7. – С. 19.
26. Соловцова, И. А. Общие основы педагогики: Учебник для студентов педагогических вузов / И. А. Соловцова, Н. М. Борытко; Под ред. Н.М. Бо-рытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— С. 38–39.
27. Тупичкина Е. А., Крючкова И. В. Виды самостоятельных работ в условиях развивающего обучения// Начальная школа.-2016.- № 5.- С. 10.
28. Хакунова Ф. П. Особенности организации самостоятельной работы обучаемых// Начальная школа.- 2013.- № 1.- С. 70.
29. Шамаев В. К. Задания на дом отменяются// Вечерняя средняя школа.- 2015.- № 6.- С. 16.
30. Эльконин, Д. Б Психическое развитие в детских возрастах / Д. Б. Эльконин. — М., Воронеж, 2013. – 230 с.