Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Младший школьный возраст - это новый этап развития ребенка, охватывающий период от 6-7 лет до 10-11 лет. Это время проверки ребенка на прочность, решения сложных задач, возникающих в результате взаимодействия с внешней средой. Обычно с ростом детского организма происходят качественные изменения в психике ребенка, усложняется система его социальных связей и мотивов. Но самым важным событием этого возрастного периода, несомненно, является изменение социального статуса - поступление ребенка в школу.
На пути к своему становлению как личности ребенок проходит несколько этапов психического и физического развития, создавая предпосылки для формирования и воспитания различных качеств и свойств, развития способностей и интересов, к которым он наиболее чувствителен (наиболее восприимчив). Такой подход в образовании значительно облегчает взаимопонимание между родителями и детьми, способствует усвоению ребенком навыков и умений, способствует достижению наилучших результатов в обучении и стимулирует дальнейшее саморазвитие.
Рассмотрение проблемы формирования личности дает нам возможность подчеркнуть, что младший школьный возраст рассматривается современными отечественными педагогами и психологами (И. Бех, Т. Буняк, К. Гуревич, Л. Долинская, В. Крутецкий, А. Никоненко, Ж. Петрочко, В. Полищук и др.) как этап важных социальных изменений в жизни человека, а также наиболее благоприятным для развития личностных качеств ребенка, благоприятным для начала формирования гуманистических ценностей и потребностей учащихся в процессе обучения и воспитания.
Нравственное воспитание подрастающего поколения является одной из основных задач в общеобразовательной школе.
Нравственное воспитание - воспитательная деятельность школы и семьи, имеющей целью формирование устойчивых нравственных качеств, потребностей, чувств, навыков и привычек поведения на основе усвоения идеалов, норм и принципов морали, участие в практической деятельности.
Задача учителя - создавать всей системой средств воспитательного воздействия такие нравственные отношения, при которых бы ребенок переживал удовольствие от того, что он своими поступками, своим поведением приносит радость людям, творит добро для них. Это - азбука нравственного воспитания.
Главной целью нравственного воспитания на современном этапе является целенаправленный сознательный процесс формирования гармоничной личности, включающий гуманность, трудолюбие, честность, правдивость, дисциплинированность, чувство ответственности, собственного достоинства, воспитание патриотизма, любви к Родине. На этой основе формируются личностные черты человека, которые включают в себя национальное самосознание, развитую духовность, моральную, художественно-эстетическую, правовую, трудовую, физическую, экологическую культуру, развитие индивидуальных способностей и таланта.
Проблемы нравственного развития подрастающего поколения стали главными темами научных работ, статей, монографий многих педагогов, философов, деятелей культуры. Так, изучением специфики младшего школьного возраста и разработки новых методов их воспитания занимались А. Бурова, А. Долинная, Л. Просандаева, Т. Загороднюк, А. Шемшурина, Л. Кулагина и другие.
Поэтому проблема нравственного воспитания и формирования личности младшего школьника остается актуальной для настоящего, что и обусловило выбор темы курсовой работы.
Объект исследования - процесс нравственного воспитания личности младшего школьника.
Предмет исследования - педагогические условия воспитания нравственности младших школьников.
Цель исследования – теоретически обосновать воспитания нравственности младших школьников.
Задачи исследования:
- определить сущность, содержание нравственного воспитания в теории педагогики;
- изучить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста;
- выявить особенности формирования основ нравственного сознания у детей младшего школьного возраста.
Для того, чтобы решить поставленные задачи и достичь цели исследования был использован метод изучения теоретических источников.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Объем работы: 37 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 32 источника.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
1.1 Понятие нравственного воспитания в теории педагогики
Сегодня проблема нравственного воспитания приобретает все большую актуальность. В условиях дегуманизации общественных отношений, подчинение их потребностям рынка, потери воспитательных идеалов, отчуждение людей друг от друга важным является поиск эффективных форм, методов и средств нравственного воспитания детей.
В настоящее время перед национальной системой воспитания в нашем государстве встают качественно новые задачи, требующие практического преобразования системы образования. Учитывая это, современные ученые отмечают необходимость формирования у личности общечеловеческих моральных качеств.
Научная проблема нравственного воспитания содержательно опирается на понятие «мораль», «нравственность». Для того чтобы очертить главное содержание процесса нравственного воспитания, нужно обратиться к отечественной традиции толкования этого понятия.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Архангельський Н.В. Нравственное воспитание / Н.В.Архангельский. – М.: 2013. – 382 с.
2. Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников / Ю.К.Бабанский. – М.: Гардарики, 2015. – 113 с.
3. Белякова Е.Г. Нравственное развитие ребенка: Психологический аспект / Е.Г. Белякова. – Тюмень: Издательство ТГУ, 2009. – 151 с.
4. Бех Й.Д. Психологические основы нравственного развития личности / И.Д.Бех. – К.: 2014. – 73с.
5. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 348с.
6. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И.Божович // Вопросы психологии. – 2015. - №3. – С.3-7.
7. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников младшего возраста / Н.И.Болдырев // Учитель. – 2019. - №7. – С.10-15.
8. Бондарь Л. Воспитание нравственных ценностей у школьников / Л. Бондарь // Начальная школа. – 2016. - №12. - С. 5-7.
9. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З.Н.Васильева. – М.: Гардарики, 2012. – 441 с.
10. Волков Б.С. Младший школьник. Как помочь ему учиться / Б. С.Волков. – М.: Академический проект, 2016. – 254 с.
11. Данилюк А.Я. Воспитание и социализация младших школьников / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков // Педагогика. – 2020. –№5.– С. 7-27.
12. Дашков А.А. Моральное воспитание в истории педагогики / А.А.Дашков // Учитель. – 2016. - №2. – С.11-15.
13. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г.Дробницкий. – М.: Высь, 2018. – 428с.
14. Дьячкова М.А. Духовно-нравственное воспитание как социально-педагогический феномен /М.А. Дьячкова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2017. - № 4. - С.23-28.
15. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания / И.А. Каирова. – М.: Мысль, 2015. – 290 с.
16. Калюжный А. А. Роль учителя в нравственном воспитании школьников / А. А. Калюжный. - Москва, 2018. – 157 с.
17. Козлов З.П. Воспитание нравственного сознания школьников / З.П.Козлов. – К.: 2015. – 231с.
18. Критерии нравственной воспитанности младших школьников: книга для учителя / по ред. И. Д. Беха. - М.: Школа, 2017. – 120 с.
19. Марьенко И.С. Нравственное становление личности младшего школьника / И.С.Марьенко. – М.: Академия, 2015. – 368с.
20. Матвеева Л.И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Л.И. Матвеева. – М.: Изд-во «Гном и Д», 2018. – 185с.
21. Маловичко Е.В. Установки личности / Е.В. Маловичко. – СПб.: 2016. – 90 с.
22. Матвеева О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях / О.Н.Матвеева // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2018. –№ 20.– С. 151-157.
23. Петровский В.А. «Существование личности» как психологическая проблема // А.В Петровский, Ярошевский М.Г. Теоретическая психология. – М.: Издат. центр «Академия», 2015. – 286 с.
24. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственности детей / С.Л. Рубинштейн. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 562с.
25. Семаго Н.Я. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст / Н.Я.Семаго, М.М.Семаго. – Спб.: Речь, 2015. – 384 с.
26. Уледов А.К. Нравственное воспитание / А.К.Уледов. – М.: Академия, 2016. – 273с.
27. Федорова М. А. Культура поведения детей 6-7 лет жизни / М. А. Федорова. – М.: Высь, 2015. – 143 с.
28. Фицула М. М. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений образования / М. М.Фицул. – К.: Издательский центр «Академия», 2017. – 528 с.
29. Худик В.А. Психологическая диагностика детского развития: Методы исследования / В.А. Худик. – М.: Гардарики, 2015. – 148 с.
30. Черная О. Роль семьи в формировании у младших школьников уважительного отношения к людям / О. Черная // Родная школа. – 2018. – №11. – С. 37-39.
31. Ширина, О. А. Перечень личностных качеств младших школьников / О. А. Ширина // Молодой ученый. - 2017. - № 32 (166). - С. 108-112.
32. Яровская А. Как воспитать высоконравственную личность / А. Яровская // Семья и школа. – 2019. - № 8. – С. 29-32.