Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность данного исследования заключается в том, что проблему заикания можно считать одной из наиболее актуальных проблем современного мира. В основе проявления речевой симптоматики лежат речевые судороги, что приводит к дисгармонии трех периферических систем управления (дыхания, голоса, произношения).
Заикание является одним из распространенных речевых нарушений, которое характеризуется сложным симптомокомплексом и в ряде случаев невысокой эффективностью лечения. Возникая в сенситивный период развития (от 2 до 6 лет) заикание ограничивает коммуникативные возможности ребенка, искажает развитие личностных качеств, затрудняет его социальную адаптацию.
В начальной стадии заикание чаще имеет легкую форму. Но легкое, едва заметное вначале, заикание может со временем усилиться и вызвать у ребенка болезненные переживания, страх перед речью. Чем больше проходит времени с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в стойкий дефект и влечет за собой изменения в психике ребенка.
Заикание – одна из сложнейших проблем логопедии, как в теоретическом, так и в практическом аспектах. Она интенсивно изучалась и освещалась в литературе на протяжении всего ХХ в. Научная разработка проблемы заикания в отечественной логопедии связана с именами известных психиатров И. А. Сикорского, Н. Г. Неткачева, В. А. Гиляровского.
В связи с этим в общей проблеме заикания особое место занимает дошкольный возраст. Тщательно проведенная предупредительная и коррекционная работа в этом возрасте, построенная на разностороннем учете факторов, способствующих возникновению дефекта, может существенно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых. В дошкольном возрасте легче преодолеваются недостатки развития, и наиболее результативно может проводиться логопедическая работа, охватывающая все компоненты речевой системы.
В экспрессивной речи более или менее в форме судорожного заикания нарушается ритмическая организация, вызывающая неуместные паузы, настойчивость, использование слов-эмболов, редактирование речи, плохие высказывания.
Иногда судорожный спазм длится несколько секунд, значительно затрудняя общение заикающихся людей.
Все эти явления усиливаются психологическими симптомами, в основе которых лежит выражение различной степени вербального страха вследствие ситуативной и коммуникативной зависимости. Проявление негативного психического состояния сопровождается различными пищевыми реакциями, двигательными навыками, иногда приобретенными особенностями ритуального поведения, и сопровождается различной степенью напряжения мышц, не участвующих в речевом поведении.
В связи с этим дошкольное образование занимает особое место в общей проблеме заикания. Тщательная профилактическая и коррекционная работа в этом возрасте с учетом факторов, приводящих к возникновению дефектов, позволяет значительно снизить процент заикающихся школьников, подростков и взрослых.
На дошкольном этапе легче преодолеваются недостатки развития, и наиболее эффективно может проводиться логопедическая работа, охватывающая все компоненты речевой системы.
Изучение темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием раскрыто в работах В.И. Селиверстова, Г.А. Волковой, С.В. Леоновой, Н.А. Власовой.
Несмотря на наличие определенного круга работ теоретико-практического плана у детей с заиканием довольно часто встречаются нарушения темпо-ритмической стороны речи, что требует более углубленного рассмотрения данной проблемы.
Цель исследования: изучить особенности темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием, сформулировать направления коррекционной работы.
Объект исследования: устная речь у дошкольников с заиканием.
Предмет исследования: особенности темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием.
Задачи:
1. Анализ специальной литературы по теме исследования
2. Изучение особенностей темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием
3.Анализ и интерпретация полученных экспериментальных данных.
4. Формулирование направлений коррекционно-развивающей работы для дошкольников с заиканием
Методы исследования: теоретические – анализ источников литературы.
Экспериментальные – педагогический эксперимент.
Организация исследования. Исследование проводилось в Муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад № 2 комбинированного вида в 2020 г. В нём принимали участие 10 детей; них 5 нормально развивающихся и 5 детей с заиканием.
Теоретическая значимость: в данной работе представлен анализ литературы по проблеме исследования, который может быть использован в других исследовательских работах.
Практическая значимость: работе представлена коррекционная программа, которая может быть использована педагогом на практике.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты изучения темпо-ритмической стороны речи у дошкольников с заиканием
1.1. Формирование темпо – ритмической стороны речи в онтогенезе
Ритм - чередование каких-либо элементов.
Ритмичность - отсутствие сбоев, перерывов в работе чего-либо.
Овладение темпо-ритмической организации речи анализируют многие исследователи: Е.Ф. Архипова, М. Зееман, М.М. Кольцова, И.А. Поварова, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Ю.О. Филатова, Н.Х. Швачкин и др.
Таблица 1.
Фрагмент для ознакомления
3
Список источников информации
1. Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: монография [Текст] / Е.Э. Артемова. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 216 с.
3. Балабанова, В.П. Первичная оценка коммуникативного развития детей раннего возраста (до 2 лет). Нормативные данные по освоению некоторых коммуникативных навыков петербургскими детьми [Текст] / В.П. Балабанова, Т.Д. Титова, И.А. Чистович // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. метод. рекомендаций. – СПб.: Детство-Пресс, 2000. – С.15-29.
4. Бернадская, М.Э. Критерии развития ребенка раннего возраста [Текст] / М.Э. Бернадская, О.Е. Громова // Управление ДОУ. – 2003. – №3. – С.108-117.
5. Гаркуша, Ю.Ф. Особенности логопедической работы с детьми двух-трехлетнего возраста с задержкой речевого развития [Текст] / Ю.Ф. Гаркуша // Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М.: ЧП Секачев В.Ю., 1999. – С.90-101.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев. – М.: Просвещение, 2004. – 471 с.
7. Гвоздев, А.Н. Развитие словарного запаса в первые годы жизни ребенка [Текст] / А.Н. Гвоздев. – Саратов: Изд-во СГУ, 1990. – 104 с.
8. Герасименко, Ю.В. Исследование состояния общей моторики у детей третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии [Текст] / Ю.В. Герасименко // Логопед в детском саду. – 2005. – №4. – С.17-22.
9. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: метод. пособие / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 96 с.
10. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона [Текст] / О.Е. Громова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 176 с.
11. Елисеева, М.Б. Лексикон ребенка раннего возраста [Текст] / М.Б. Елисеева // Речь ребенка: ранние этапы / Под ред. С.Н. Цейтлин. – СПб.: Изд-во ЗАО «Издательский цех «Балтика», 2000. – С. 15-33.
12. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] / А.Н. Жинкин // Детская речь: хрестоматия. – СПб., 1994. – Ч. I. – С. 5-13.
13. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005. – 320 с.
14. Зиндер, Л.Р. Общая фонетика: учеб. пособ. / Л.Р. Зиндер. – М.: Высшая школа, 1979. – 312 с.
15. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи: интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учеб. пособие [Текст] / Г.Н. Иванова-Лукьянова. – 5-е изд. – М.: Флинт, Наука, 2003. – 200 с.
16. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах [Текст] / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 1999. – 224 с.
17. Ларина, Е.А. К вопросу о периодизации развития интонационной системы языка у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Е.А. Ларина // Коррекционная педагогика. – 2009. - №1 (31). – С. 5-14.
18. Левина, Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / Ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. – М.: АРКТИ, 2005. – 224 с.
19. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. В.И. Ярцева. – М.: Советская энциклопедия, 1990. – 685 с.
20. Ляксо Е.Е. Акустический аспект формирования речи ребенка на третьем году жизни [Текст] / Е.Е. Ляксо, А.Д. Громова, О.Е. Фролова, О.Д. Романова // Физиол. журн. – 2004. Т. 90. № 1. – C. 83–96.
21. Ляксо, Е.Е. Вокально-речевое развитие ребенка в первый год жизни [Текст] / Е.Е. Ляксо // Физиол. журн. – 2003. – Т. 89. № 2. – С. 207–218.
22. Максакова, А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Максакова. – М.: Просвещение, 1982. – 159с.
23. Марузо, Ж. Словарь лингвистических терминов [Текст] / Ж. Марузо перевод с франц. Н.Д. Андреева; под ред. А.А. Реформатского. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1960. – 436 с.
24. Печора, К.Л. Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи [Текст] / К.Л. Печора. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. – 96 с.
25. Поварова, И.А. Комплексная логопедическая работа по коррекции темпоритмических нарушений речи у заикающихся подростков и взрослых: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / И.А. Поварова. – СПб., 2001. – 229 с.
26. Разенкова, Ю.А. Схема логопедического обследования ребенка 1-ого года жизни. Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го годов жизни [Текст] / Ю.А. Розенкова // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – С.212-223, 250-263.
27. Светозарова, Н.Д. Интонационная система русского языка [Текст] / Н.Д. Светозарова. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1982. – 176 с.
28. Тонкова-Ямпольская, Р.В. Воспитателю о ребенке дошкольного возраста (от рождения до 7 лет) [Текст] / Р.В. Тонкова-Ямпольская, Т.Я. Чертюк. – М.: Просвещение, 1987. – 227 с.
29. Филатова, Ю.О. Речевые и моторные ритмические процессы и модель их развития у детей с нарушениями речи: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Ю.О. Филатова. – М., 2014. – 310 с.
30. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. – М.: Просвещение, 2007. – 170 c.
31. Хватцев, М.Е. Логопедия: Работа с дошкольниками [Текст]: книга для родителей / М.Е. Хватцев. – М.: АСТ, 2002. – 266 с.
32. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок. Лингвистика детской речи [Текст] / С.Н. Цейтлин. – М., 2000. – 240 с.
33. Черемисина-Ениколопова, Н.В. Законы и правила русской интонации: учеб. пособ. [Текст] / Н.В. Черемисина-Ениколопова. – М.: Флинта: Наука, 1999. – 520 с.
34. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей [Текст]: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 239 с.
35. Шереметьева, Е.В. Исследование основного тона голоса как компонента просодики при нормальном и отклоняющемся речевом развитии в раннем возрасте [Текст] / Е.В. Шереметьева // Актуальные проблемы специальной педагогики и психологии: теория и практика: сб. трудов научно-практ. конф. / ред. А.И. Ахметзянова. – М., 2009. – С. 5-9.
36. Шереметьева, Е.В. Отклонения в овладении речью ребенка раннего возраста [Текст] / Е.В. Шереметьева // Актуальные проблемы речевого и лингвистического развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: материалы междунар. научно-практ. конф. – М., 2009. – С. 301-305.
37. Шереметьева, Е.В. Педагогические подходы к выявлению задержки речевого развития в раннем возрасте [Текст] / Е.В. Шереметьева // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. – М., 2005. – С. 156-161.
38. Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста [Текст] / Е.В. Шереметьева. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 168 с.
39. Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста [Текст]: дисс. … канд. пед. наук / Е.В. Шереметьева. – М., 2007.
40. Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста [Текст]: автореф. дисс. … канд. пед. наук / Е.В. Шереметьева. – М., 2007.