Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Современная ситуация в обществе, а также опыт управления школой подтверждают, что главный путь развития системы образования - обеспечение конкурентоспособности каждого учебного заведения и его выпускников. Основой конкурентоспособности является качество образования.
Вполне справедливо утверждение Ю. А. Конаржевского относительно того, что в общеобразовательной школе "наблюдается переход от вертикального иерархического, общего контроля к контролю "горизонтального" по его мнению, "горизонтальность" предопределяется участием самих исполнителей во внутришкольном контроле.
Педагогический контроль - это не просто акт механической проверки соответствия норме, стандарту, а мотивированность человека работать качественно, осмысливать цель и задачи деятельности, приводящей к ее целеустремленности.
Ошибки в организации контроля и оценивания делают невозможным формирование у ученика стремления учиться, преодолевая при этом объективные трудности процесса познания, становления и самоутверждения личности, которые невозможны без самоуважения.
И педагоги, и психологи единодушны в том, что к оцениванию учебных достижений учащихся нужен такой же творческий подход, как и к обучению.
Большинство учеников нуждается в постоянном контроле и оценке своей работы на каждом уроке. Важное значение имеет определенная дозировка учебного материала, контроль его усвоения. В другом случае одни будут работать систематически; вторые - накануне контрольной работы, аттестации, зачета, экзамена; третьи - пожалуй, что ничего не будут делать, поскольку за короткий срок не смогут усвоить тот объем учебного материала, который им предлагают.
Объект исследования - контрольно-оценочная деятельность в школе.
Предмет исследования - система форм контрольно-оценочной деятельности.
Цель исследования - определить, научно обосновать и апробировать систему форм контрольно-оценочной деятельности учителя.
Задачи исследования:
- проанализировать контрольно-оценочную деятельность как научную проблему;
- изучить функции, формы и роль педагогической оценки;
- ознакомиться с системой работы по обеспечению оптимальной контрольно-оценочной деятельности в учебном процессе;
- дать педагогические рекомендации по совершенствованию развития контрольно-оценочных учителей.
Методы исследования - сравнительно-исторический анализ; изучение и анализ педагогической и методической литературы; наблюдение; анкетирование; анализ и обобщение педагогического опыта; педагогический эксперимент; методы математической статистики.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования - новая методология качественного образования и новые модели современных школ основываются на взаимодействии традиций и инноваций. Однако именно инновационные процессы должны стать ведущими в формировании школьных, образовательных систем в целом и в управлении их развитием. Именно это является главным условием перестройки школы как социально-педагогического института государства.
Практическое значение исследования - использование в практике работы учителя во время осуществления им контрольно-оценочной деятельности в процессе подготовки к урокам с целью повышения эффективности учебного процесса в школе.
Структура работы. Курсовая работа состоит из вступления, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
ГЛАВА 1. Научные основы контрольно-оценочной деятельности в школе
1.1 Контрольно-оценочная деятельность как научная проблема
Под понятием "контроль" понимается выявление, измерение и оценка результатов учебно-познавательной деятельности обучающихся. Процедуру обнаружения и замера называют проверкой. Проверка является сложным компонентом контроля. Основной функцией контроля является обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение учителем объективной информации о степени усвоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Целью проверки в современной школе является определение уровня и качества учебных достижений учащихся, а не степени его неудач.
Контроль включает в себя оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки. Основой для оценки учебных достижений ученика являются итоги контроля. Функции оценки не ограничиваются только констатацией уровня достижений. Оценка является средством стимулирования обучения. Под влиянием объективного оценивания у учащихся формируется адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам [5, с.80].
Проблема проверки, учета и оценивания знаний требует формулирования требований к их эффективной организации. Анализ педагогической литературы свидетельствует об определенной согласованности педагогов на этот счет. Почти все исследователи определяют как требования (принципы) осуществления контроля его индивидуальный характер, систематичность, объективность, единство учителей во время проверки и оценки знаний, умений и навыков, гласность (наглядность), дифференцированный подход, а также всесторонность проверки. Отдельные исследователи определяют как требование "тематическую направленность контроля" (М. Фицула), "соблюдение этических норм учителем" (В. Лозовая, Г. Троцко), "многообразие форм проведения контроля" (М. Сорокин, В. Лозовая, Г. Троцко), "требовательность учителя", "мотивированность оценки" (М. Ярмаченко).
Система требований к осуществлению контроля наиболее полно раскрыта в трудах В. Лозовой. Так, в учебнике "Теоретические основы обучения и воспитания" отмечается, что основными требованиями к контролю являются: [10, с.250]
1. Объективность оценивания, что предполагает справедливую оценку достижений каждого учащегося на определенном этапе усвоения знаний, беспристрастное отношение учителя к учащимся, соблюдения критериев оценивания учебных достижений по конкретному предмету.
2. Индивидуальный характер оценки, что требует учета уровня знаний каждого ученика, его достижения и трудности в работе и позволяет выявлять фактическое состояние знаний, умений учащегося, а также характер индивидуальной помощи, что должна ему предоставляться.
3. Гласность контроля, что подразумевает мотивирование оценки, а именно: сообщение результатов оценки, объяснения выставленных баллов, обращение внимания на сильные и слабые стороны в работе учащихся.
4.Всесторонность оценки: охват всех разделов, видов и характера знаний, умений и навыков.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 2010. – 296 с.
2. Ананьев Б.Г. Психология педагогической оценки / Б.Г. Ананьев // Избр. психол. труды: в 2-х т. – М.: Педагогика, 2010.– Т. 2. – С.128 - 267.
3. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности / А.Б.Воронцов. - М.: Рассказов, 2012. – 186 с.
4. Гурьянова О. История и современность школьной оценки / А. Гурьянова // Педагогика толерантности. – 2017. - № 2. – С. 67-93.
5. Близнюк Л.Б. Роль оценки в совершенствовании знаний, умений и навыков учащихся / Л.Б. Близнюк. – М.: Знание, 2012. – 234 с.
6. Виноградова Н.Ф. Обсуждаем проблему контроля и оценки в начальной школе / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. – 2009. - № 8. – С. 93-96.
7. Зубалий Н.П. Роль педагогической оценки в формировании положительного отношения шестилеток к обучению / Н.П. Зубалий // Начальная школа. – 2013. - № 12. – С. 14-18.
8. Ксендзова Г. Школьная отметка: стимулятор умения или «дамоклов меч»? / Г.Ксендзова // Директор школы. – 2015. - №5. – С.49-57.
9. Кривошанова Р.Ф. Функции проверки и оценки в учебном процессе / Р.Ф. Кривошанова, О.Ф. Силютина // Советская педагогика. - 2018. - №11. - С.17-20.
10. Педагогика: Хрестоматия / Сост.: А. И. Кузьминский, С. Л. Омельяненко. – К.: Знание-Пресс, 2013. – 700 с.
11. Педагогическое мастерство: учеб. пособ. / за ред. И. А. Зязюна. – К.: Высшая шк., 2015. – 606 с.
12. Петренко Л. Воспитательная функция оценки / Л. Петренко // Родная школа. – 2015. - №11. – С.15-17.
13. Петренко Л. Особенности системы контроля за учебно-воспитательным процессом в современной общеобразовательной школе / Л. Петренко // Родная школа. - 2012. - № 6. - С. 44-46.
14. Питишкин-Потанич В. Оценивания знаний школьников / В. Питишкин-Потанич // Родная школа. – 2012. - №11. - С.51-53.
15. Рева Ю. Психолого-педагогическое влияние в оценивании личности ученика / Ю.Рева // Родная школа. - 2017. - №12. - С. 25-27.
16. Рукасова С. Оценивание знаний учащихся как педагогическая проблема / С. Рукасова // Родная школа. - 2015. - № 6. - с. 36-38.
17. Рукасова С. Оценивание знаний учащихся как педагогическая проблема / С. Рукасова // Родная школа. – 2014. - №4. – С.36-38.
18. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или о воспитании. / Ж. Ж. Руссо – М.: Просвещение, 2010. – 456 с.
19. Савченко А.Я. Оценка учителя – стимул и ориентир учащихся / А.Я. Савченко // Урок в начальных классах. – 2010. - №2. – С. 148-153.
20. Семиченко В. Проблема педагогического оценивания / В. Семиченко, В. Заслужнюк // Родная школа. – 2016. - № 7. – С. 3-9.
21. Селенкин С. А. Уроки с отметками и уроки без отметок / С. А. Селенкин // Вестник воспитания. – 2011. – №3. – С. 160-164.
22. Твердякова Л.Г. Важности самооценивания учащимися своего труда / Л.Г. Твердякова // Начальная школа. – 2015. - № 4. – С. 109-112.
23. Филипповский В. Я. Обучение без отметок / В. Я.Филипповский // советская педагогика. - 2015. - №3. - С. 143-145.
24. Цетлин В. С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В. С. Цетлин. - М.: Высшая школа, 2010. - 98 с.
25. Цукерман Г.А. Что оценивает объективная оценка? / Г.А. Цукерман // Психологическая наука и образование. – 2012. - №4. – С. 65-70.
26. Чошанов М.А. Школьная оценка: старые проблемы и новые перспективы / М.А. Чошанов // Педагогика. – 2010. - №10. – С.95-102.
27. Шаталов В. Ф. Куда и как исчезли тройки. / В. Ф. Шаталов – М.: Просвещение, 2010. – 192 с.
28. Щекатунова Г. Проблемы оценивания качества образования в общеобразовательных учебных заведениях / Щекатунова Г. // Родная школа. - 2007. - № 17-18. - С.3-5.
29. Щербань П. Прикладная педагогика / П.Щербань. - К.: Лыбидь, 2002. - 234 с.
30. Ягупов В. В. Педагогика: Учеб. пособие / В. В. Ягупов. - К.: Лыбидь, 2015. - 560 с.