Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Восприятие является одной из основных категорий, рассматриваемых в психологии. Это один из познавательных психических процессов (помимо мышления, внимания, ощущения, воображения, памяти и представления), представляющий собой целостное отражение предметов, событий и ситуаций, возникающее при условии воздействия физических раздражителей на рецепторы человека.
Само по себе восприятие – довольно изученная в психологии тема, в любом учебнике по общей психологии можно найти определение этого явления и описание его свойств. Однако, вопросы подпорогового и экстрасенсорного восприятия до сих пор являются предметом активного исследования, и даже научной полемики ученых-психологов. Особенный интерес современных ученых вызывает экстрасенсорное восприятие. На данный момент экстрасенсорика считается лженаукой, однако, это не мешает многим ученым проводить исследования и публиковать данные о наличии сверхлюдей со сверхспособностями. В современных научных журналах издаются статьи прямо противоположного смысла и содержания – некоторые ученые доказывают существование экстрасенсорики, кто-то же, напротив, высказывается оппозиционно.
В данной работе рассмотрена суть подпорогового и экстрасенсорного восприятия. Изучена история изучения этих явлений, проанализированы современные исследования на эти темы. Сделана попытка понять отношение современной науки к этим явлениям.
Цель работы: рассмотреть понятие восприятия, ознакомиться с понятиями подпорогового и экстрасенсорного восприятия на современном этапе развития психологии.
Задачи:
- дать определение восприятию, рассмотреть и охарактеризовать его основные свойства;
- изучить явление подпорогового восприятия, проанализировать современные исследования в этой области;
- изучить явление экстрасенсорного восприятия, понять отношение современной науки к данному явлению.
1. ПОНЯТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ЕГО СВОЙСТВА
1.1 Понятие восприятия
Восприятие представляет собой один из познавательных психических процессов, рассматриваемых в психологии. Помимо восприятия к психическим познавательным процессам относятся также мышление, внимание, ощущение, воображение, память и представление.
Как понятно из практики, человек воспринимает всю окружающую его действительность не как сумму отдельных ощущений, а как совокупность предметов и свойств, их отношение. Восприятие и есть совокупность этих ощущений:
«Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности.»1
В Большом психологическом словаре под редакцией Мещерякова Б. и Зинченко В. дано такое определение этому понятию: «Сложный психофизиологический процесс формирования перцептивного образа (употребляются также термины «перцепция», «перцептивный процесс»).»2
Восприятие – сложный механизм, в результате которого происходит познание того, что в данный момент воздействует на человека. Поскольку каждый из воспринимаемых нами объектов обладает разными свойствами (запахом, цветом и формой, звуками), то, как правило, в акте восприятия участвуют сразу несколько анализаторов. Однако, в зависимости от того, какой анализатор в данном случае является ведущим, различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие.
Восприятие очень близко к понятию ощущения: «Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Когда мы говорили об ощущениях, то подчеркивали, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.»3 Восприятие с психофизиологической точки зрения является довольно сложным процессом, требующим серьезной аналитико-синтетической работы. Ведь информация об окружающих нас явлениях и процессах, получаемая нами – это не просто результат раздражения наших органов чувств и доведения до коры головного мозга сигналов от периферических органов (глаз, ушей, языка). Результатом деятельности по восприятию является целостное представление о явлениях и предметах, с которыми нам приходится иметь дело.
Восприятие аналогично ощущению является рефлекторным процессом. В его основе лежат условные рефлексы, что было доказано русским физиологом И.И. Павловым. Построение сложного образа в нашем сознании происходит посредством внутрианализаторных и межанализаторных связей, которые способствуют наилучшему видению раздражителей и учитывают взаимодействие свойств предмета как сложного целого.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Большой психологический словарь: АСТ; АСТ-Москва; Прайм-Еврознак; Москва; СПб; 2008
2. Вагина О.А. «Использование метода подпорогового восприятия вербальных стимулов для ранней диагностики наркоманий у лиц молодого возраста». Россия и мир: развитие цивилизаций. Феномен развития радикальных политических движений в Европе. Материалы VIII Международной научно-практической конференции. 2018. Издательство: Институт мировых цивилизаций (Москва)
3. Дмитриева, Н. Ю. Общая психология: учебное пособие / Н. Ю. Дмитриева.— 2-е изд. (эл.) — Саратов: Научная книга, 2019. — 127с.
4. Ежова В.Д., Бортник Б.И. «Парадоксы экстрасенсорики» В сборнике: Конкурентоспособность территорий. Материалы XX Всероссийского экономического форума молодых ученых и студентов. 2017. С. 68-71.
5. Ефимова Н С. Основы общей психологии: учебник 1 Н. С. Ефимова. -М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.-288 с.: ил.- (Профессиональное образование).
6. Иванова В.Ю., Александров А.Ю., Вайсертрейгер А.С., Куликов Г.А. «Влияние неосознаваемой сенсорной стимуляции на эмоциональное состояние человека». Журнал Сенсорные системы, 2007, том 21, №2, с. 114-124.
7. Коёкина О.И. «Способности к интегральному телесному восприятию и ясновидению у народных целителей». Журнал The Unity of Science: International Scientific Periodical Journal. 2017. № 4. с. 91-96.
8. Мещеряков Б., Зинченко В. Большой психологический словарь https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/dict/19.php
9. Общая психология. Учебник для вузов Маклаков А.Г. https://bookap.info/genpsy/maklakov_obshchaya_psihologiya/#o
10. Осипов В.Е. «Эмпирические основания дискуссии об экстрасенсорном восприятии». Журнал Эпистемология и философия науки. 2014. №4. с. 171-191.
11. Сапунов В.Б., Воронов Н.В. «Использование биологической локации при поиске пропавших людей». Журнал Здоровье – основа человеческого потенциала. 2017. №2. с. 468-474.
12. Сарбаст И.Р. «Современное киноискусство и законы психологии восприятия». Журнал Chronos: общественные науки. 2019. № 3 (17). С. 24-29.
13. Сергеев С.А. Смирнов Е.В. «Свойство апперпеции в восприятии как компонент в информационно-психологической безопасности личности». Журнал Новая наука. От идеи к результату. №1-3. 2016г с. 55-57
14. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г, В. Осипов. — М.: Издательская группа ИНФРА М — НОРМА, 1998. — 488 с.
15. Юревич А.В. «Паранаука в современной России» Журнал Наука. Инновации. Образование. 2008. №3. с. 97-116.