Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В последние десятилетия исследования в области социологии менеджмента были сосредоточены на изучении человеческих ресурсов, организации и планировании перспектив их развития. Страны, которым удалось обеспечить высококачественные человеческие ресурсы, быстро растут и имеют высокий уровень жизни.
В настоящее время управление развитием человеческих ресурсов требует нового подхода, который позволяет человеку максимально раскрыть свои индивидуальные таланты и навыки.
Педагог - это человек, занимающийся различными видами образовательной деятельности. Знания и опыт учителя становятся собственностью других. Однако традиционное позиционирование учителя как простого источника знаний на данном этапе развития образования изжило себя. Учителя все чаще воспринимают как менеджера, который выстраивает отношения с людьми, устанавливает контакт, эффективное взаимодействие с ребенком, чтобы управлять его развитием. С этой точки зрения учитель - профессиональный руководитель.
При некоторой поддержке и стимулировании профессионального роста учителей открывается огромный неиспользованный потенциал для улучшения образования. Современный учитель - это «учитель-лидер».
Морально мотивированные учителя проявляют лидерские качества, чтобы влиять на своих учеников, коллег и окружающую среду. Лидерство, как и обучение, - одна из основных способностей человека, которая способствует постоянному развитию. Используя профессионализм хороших учителей, их моральные убеждения, вы можете инициировать изменения и влиять на людей, улучшать тактические навыки и стратегическое мышление в процессе обучения.
Тема нашего исследования является актуальной для всех учителей, стремящихся к саморазвитию и самосовершенствованию, к повышению эффективности учебного процесса и облегчению их педагогической деятельности за счет достижения лидерской позиции.
Цель нашей работы: на имеющихся материалах по теории лидерских качеств проанализировать признаки и качества, которыми должен обладать лидер, работающий с детскими коллективами, углубить понимание педагога как лидера и руководителя.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
конкретизировать понятие лидера;
определить лидерские качества учителя;
рассмотреть историю понимания руководящей роли учителя;
найти особенности авторитета и лидерства педагога в современных условиях;
перечислить преимущества приобретения учителем лидерской позиции.
Объект нашего исследования – психология межличностных отношений. Предметом исследования является взаимодействие учителя и детского коллектива в контексте психологии управления.
Проблема лидерства традиционна для педагогической науки и психологии. Ее изучением занимались многие педагоги и психологи на протяжении нескольких столетий. В нашей работе мы опирались на труды следующих исследователей: Битянова М.Р., Вульфов, Б.К., Кондратьев М.Ю., Корнетов. Г.Б., Кричевский Р.Л., Макаренко А.С., Петровский А.В., Шпалинский В.В., Ушинский К. Д.
ГЛАВА 1.ИНТОНАЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1.Интонация, её функции и основные элементы в педагогической деятельности
Интонация является одним из важнейших выразительных средств речи. Значение интонационной стороны речи подчеркивали многие исследователи. Так, Зайцева Л.А. [6] указывала, что интонационные упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, на моторику, настроение, способствуют тренировке подвижности нервных процессов центральной нервной системы, активированию коры.
Все исследователи они сходятся в одном: интонация - не только средство выразительности, она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла. Одно и то же предложение, произнесенное с разной интонацией, приобретает иной смысл [11].
Само название "интонация" происходит от латинского "intonatio" (это слово образовано от глагола "intono", "intonare" - "громко произносить"). Интонация представляет собой комплекс взаимосвязанных ритмико-мелодических компонентов, включающих: мелодику, темп, ритм, ударение, паузы, тембр произнесения [8].
В "Справочнике логопеда" М.А. Поваляевой указывается, что интонация - сложный комплекс просодических компонентов, включающих мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр и логическое ударение, служащий на уровне предложения для выражения синтаксических значений и грамматических категорий, а также экспрессий и эмоций [6].
Л.З. Андронова указывает, что интонация - звуковая форма высказывания, система изменений (модуляций) высоты, громкости и тембра голоса, организованная при помощи темпа, ритма и пуаз (темпоритмически организованная) и выражающая коммуникативное намерение говорящего, его отношение к себе и адресату, а также к содержанию речи и обстановке, в которой она произносится [2].
В психолингвистике единицей интонации является интонема. Интонема передает коммуникативный тип высказывания (сообщение, побуждение, вопрос и т.д.), а также смысловую важность каждой части высказывания - синтагмы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- с.с. 476-493.
2. Алифанов, С.А. Основные направления анализа лидерства.//Вопросы психологии. – 1991. — №3. – с.с. 90-98.
3. Андерсон, Д.Ж. Сделайте вашего ребенка лидером/Советы американского психолога/. //Семья и шк. – 1994. — №2. с.с.13-15.
4. Андреева, Г.М. Социальная психология. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс,2006. – 363с.
5. Возрастная и педагогическая психология. Под. Ред. Проф. Петровского, А.В., Академия, 2001. – с.с.121-130.
6. Вульфов, Б. Ребячий лидер – кто он? Подумаем вместе.//Воспитание школьников. – 1991. — №1. с.с.32-34.
7. Емельянова, М. Воспитание ребенка-лидера.//Воспитание школьников. – 2006. — №5. с.с.23-25.
8. Зубанова, Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала.//Педагогическая наука и образование. – 2007. — №2. – с.с.53-57.
9. Кретов, Б.И. Типология лидерства//Соц-гуманистические знания. – 2000. — №3. – с.с.73-78.
10. Кузякин, А.П. Что такое лидер и лидерство?//Образование. 2000. — №4. с.с.89-99.
11. Курочкина, М.И. Деловая игра в воспитании качеств лидера.//Almamater. – 2001. — №8. с.с. 18-11.
12. Лубовский, Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков. //Воспитание школьников. – 1997. — №2. – с.с.43-46.
13. Маврина, И.В. Развитие взаимодействия подростков со сверстниками в условиях образовательного процесса. //Психологическая наука и образование. — 2005. -№2. с.с. 94-100.
14. Макова, Л.П. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков.// Вопросы гуманистических наук. – 2008. — №1. — с.с.209-212.
15. Немов, Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1998. – с.с.83-113.