Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день задачей образовательной системы является воспитание подрастающего поколения и формирования у них качеств, которое необходимы для успешной социализации. Дети должны занять позицию субъекта учебой деятельности, который сможет самостоятельно ставить образовательные цели, выбирать пути их решения, организовывать их и искать средства реализации. В частности в начальной школе формируются основы учебной деятельности, способность к саморазвитию, мотивы обучения, поэтому формирование самостоятельности является ключевой задачей в младшем школьном возрасте.
М.В. Гамезо, И.А. Домашенко рассматривают направленность и оценку действий человека как основные качества, характеризующие самостоятельность, определяющие «способность противостоять влиянию различных факторов, способных отвлечь от достижения цели, критически оценивать советы и предложения окружающих и действовать на основе их мнений и убеждений». [М.В. Гамезо, И.А.Домашенко, Атлас по психологии]
Деятельностную сторону самостоятельности подчеркивают И. В. Гребенников и Л. В. Ковинко, определяя ее как «одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой конкретную цель; настойчиво добиваться ее реализации самостоятельно, ответственно относиться к своей работе». [И.В. Гребенников, Л.В. Ковинко, Хрестоматия по этике и психологии семейной жизни]
Теоретическое понимание исследуемой проблемы, дает возможность сформулировать следующие понятия: самостоятельная работа – это специально организованная деятельность учащихся с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей, направленная на выполнение учебных заданий различного уровня сложности самостоятельно, как во время занятий, так и во время внеклассной работы.
В условиях современного развития общества образовательная система должна готовить учеников к жизни в ситуации неопределенности, воспитывать у них способность самостоятельно принимать решения, гибко выбирать пути их реализации, нести ответственность за свой выбор.
Проблема развития самостоятельности рассматривается различными научными направлениями: философией (труды М. М. Троицкого, В. С. Соловьева), психологией (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, С. Л. Рубинштейн, Г. А. Цукерман), педагогикой (А. Г. Асмолов, С. П. Баранов, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, Н. Г. Салмина, М. Н.Скаткин, А. В. Усова), но остается недостаточно разработанной для ее формирования на начальном этапе школьного обучения.
Таким образом, возникает противоречие:
- между возможностями развития самостоятельности у младших школьников и недостаточной разработанностью педагогических условий для ее формирования на начальном этапе школьного образования;
Итак, на основе выделенных противоречий и анализа психолого-педагогической литературы была сформулирована исследовательская проблема, заключающаяся в теоретическом осмыслении педагогических условий, обеспечивающих высокий уровень самостоятельности младших школьников.
Все перечисленное обусловило актуальность и выбор темы исследования: "психолого-педагогические условия развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности».
Объект исследования: самостоятельность младших школьников в учебной деятельности.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.
Цель курсовой работы: исследовать психолого-педагогические условия развития самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия «самостоятельность» как свойства личности школьника.
2. Проанализировать методические подходы к развитию самостоятельности у младших школьников.
3. Разработать теоретическую модель развития самостоятельности у младших школьников в учебной деятельности
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию самостоятельности младших школьников в учебной деятельности.
Гипотеза исследования: для формирования самостоятельности младших школьников в учебной деятельности необходимо на уроках организовывать работу с заданиями для выполнения без посторонней помощи, предоставлять возможность высказывать свою точку зрения, а также создавать ситуацию выбора.
Теоретико-методологической основой исследования служат теоретико-концептуальные положения о развития самостоятельности личности труды Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: анализ, обобщение психолого-педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования, разработка теоретической модели предмета исследования.
2. Эмпирические методы: наблюдение, диагностика параметров учебной самостоятельности младших школьников (по методике Н.В. Калининой), опросные листы М. Ступницкой «Диагностика уровня сформированности общеучебных умений и навыков школьников»
3. Количественный и качественный анализ, содержательная интерпретация, систематизация и обобщение полученных результатов исследования.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Иркутска средней общеобразовательной школы №66. В качестве испытуемых были избраны учащиеся 2 «б» класса в количестве 30 человек.
Структура курсовой работы: состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТООЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Самостоятельность как интегративное свойство личности младшего школьника
Оценивая самостоятельность, авторы дают различные трактовки и критерии. С.Л. Рубинштейн [26, с.637] определяет самостоятельность субъекта как «способность самостоятельно, сознательно ставить перед собой те или иные задачи, цели, определять направление своей деятельности. Это требует большой внутренней работы, предполагает способность самостоятельно мыслить и связано с выработкой цельного мировоззрения».
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы / Б.Г. Ананьев. - Л.: Нева, 2009. - 157 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика. - Казань, 2017. - 608 с.
3. Ассоциация учителей начальных классов Самаркой области [Электронный ресурс]- URL: https://vk.com/nachalkasam
4. Баландина, Е.Г. Организация работы с одарёнными детьми младшего школьного возраста в условиях модернизации системы образования // Современное образование: гипотезы и апробация результатов. Материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». – Самара, 2016. - С. 89 – 93.
5. Бедулина, Г.Ф. Социально-педагогическое проектирование: учеб-метод. пособие / Г.Ф. Бедулина. - Мн.:АПО, 2009.- 153 с.
6. Божович, Л.И. Формирование отношения к учению и развитие познавательных интересов / Л.И. Божович // Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2012. - С. 247-253.
7. Бондаревский, В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. -М.: Просвещение, 2015. - 513 с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология: учебное пособие для студентов средних учебных заведений. – М., 2013. - 486с.
9. Гордон, Л.А. Психология и педагогика интереса. – М., 2013. – 282 с.
10. Гребенникова, О.А. Педагогические возможности проектной деятельности как средства развития познавательных интересов учащихся // Вестник НовГУ, 2015. - №5 (88). - С.30-33
11. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2012. - 235 с.
12. Жесткова, Е.А. Инновационная деятельность современной образовательного учреждения. – Ханты-мансийск, 2014. С. 49-57
13. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности.СПб: Питер, 2009. — 434 с.
14. Каратаева, Е. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия / Е. Каратаева // Директор школы. - 2016. - №9. - С.75- 80.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспирова. - М.: Академия, 2017. - 176 с.
16. Коротаева, Е.В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьников / Е.В. Коротаева. - М.: Просвещение, 2008. - 237 с.
17. Крючкова, И. В. Инновационная практика достижения результатов образования школьников в условиях реализации новых ФГОС. - М, 2015. - 388 c.
18. Кузьмина, В.Г. Активизация познавательной деятельности / В.Г. Кузьмина // Начальная школа. - 2016. - №4. - С. 181-183.
19. Куликов, Л.В. Методические рекомендации по проведению психологического исследования.- СПб, Речь. - 2001. – 188 с.
20. Лизинский, В.М. Практическое воспитание в школе. Часть 1, 2. М, 2002 г.- 160 с.
21. Морозова, Т.Н. К вопросу об организации воспитательной работы с младшими школьниками в условиях реализации ФГОС НОО // Современное образование: гипотезы и апробация результатов. Материалы Международной научно-практической конференции НИЦ «Поволжская научная корпорация». – Самара, 2016.- С. 122 - 126
22. Мухина М. А. Сущность и содержание понятия «творческий потенциал» // Молодой учёный. — 2018. — №19. — С. 411-413.
23. Направления, содержание, формы и методы воспитательной работы классного руководителя на диагностической основе (методические рекомендации) – М.: Центр «Педагогический поиск». 2004. – 160 с.
24. Новейший психологический словарь / Под ред. В.Б. Шапаря. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 808 с.
25. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого. -М.: Педагогическое общество России, 2015. - 640 с.
26. Педагогика / Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Школьная Пресса, 2012. - 336 с.