Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Федеральный государственный стандарт общего образования, духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся определяет, как важную, первосте¬пенную задачу. Школа призвана воспитывать свободную, инициативную, творческую и саморазвивающуюся личность. Но человек становится личностью только в обществе, поэтому задачей общества и государства является воспитание духовно-нравственного гражданина России, способного к духовному развитию, к творческой реализации личного потенциала на основе нравственных установок и моральных норм, готового согласовывать поступки со своей совестью.
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из ключевых задач каж¬дого родителя, общества и государства в целом.
Музыка - прекрасный воспитатель и её ценность особенно значима в воспитании духовного и нравственного облика детей.
Главная цель учителя музыки не воспитать отдельные таланты, а привить любовь к музыке всем ученикам, добиться того, чтобы она для них стала духовной потребностью.
Всё вышесказанное определило выбор данной темы исследования: «Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыки».
Объектом исследования является процесс духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста средствами музыки.
Предметом исследования является комплекс мероприятий, направленный на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста средствами музыки.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать комплекс мероприятий, направленный на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста средствами музыки.
Для реализации поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ литературы, посвященной проблемам духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
2. Рассмотреть влияние музыки на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста;
3. Предложить комплекс мероприятий, направленных на духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста средствами музыки.
Теоретико-методологической основой исследования. Важное значение для исследования темы выпускной квалификационной работы имеют философские и педагогические концепции конца XIX - первой половины XX века, авторы которых раскрыли многоаспектность природы духовности и многофакторность ее формирования (работы Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, В.В. Зеньковского, К.Д. Ушинского, В.П. Стоюнина и др.); современные исследования в области философских и педагогических наук, в которых предпринимаются попытки определения сущности духовности (в трудах Ш.А. Амонашвили, М.С. Кагана, М.К. Мамардашвили и др.); исследования, посвященные месту и роли искусства в системе культуры, концепция эстетического воспитания личности (работы Ю.П. Вяземского, Л.С. Выготского, Л.А. Закса, Б.М. Неменского, Е.Н. Бородиной).
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; обобщение передового педагогического опыта в русле настоящего исследования.
Практическая значимость результатов исследования определяется возможностью использования в практической работе учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования в направлении духовно - нравственного воспитания.
Глава 1. Теоретические основы духовно нравственного воспитания детей младшего школьного возраста средствами музыки
1.1. Понятие о духовно нравственной воспитанности
В настоящее время, несмотря на происходящие социальные перемены в российском обществе, связанные с изменением расклада сил на политической арене и на возвращении России к курсу на усиление государственного суверенитета, а также на изменения, касающиеся духовно-¬нравственной жизни человека и общества, многие из этих изменений протекают незаметно для значительной части граждан. У многих членов социума ценностные приоритеты в сознании по-прежнему смещены в сторону крайнего индивидуализма в ущерб ценностям коллективистским и государственническим. Но этот процесс уже получил иное направление - возрождаются традиционные для российской ментальности ценности и представления.
Термин «духовно-нравственное воспитание», хоть и не является терминологически однозначно устоявшимся, широко употребляется в современной философской, педагогической, культурологической литературе.
В современной педагогической литературе наиболее распространены исследовательские подходы, в рамках которых эти два понятия - «духовность» и «нравственность» - отождествляются. Содержание духовности связывают с целями нравственного воспитания или рассматривают духовное воспитание в качестве воспитания религиозного. Действительно, понятие «духовность» исторически сформировано в рамках религиозной культуры, оно производно от понятия «дух». «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова трактует духовность как «свойство души, которое состоит в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». «Духовность» и сейчас в христианстве рассматривают в качестве поиска пути к Богу, пути, идущему через веру к самосовершенствованию.
Высшая ступень духовности в религиозном понимании есть такое состояние, при котором человеком ощущается он сам и другие люди как существа, соотносимые с духовным миром, со «сверхобыденным» по В.И. Слободчикову. В выпускной квалификационной работе предпринято исследование с культурологических позиций, поэтому рассмотрение святости как цели религиозной практики выходит за рамки исследования, а соответственно в данной работе не рассматривается подробно главный, с нашей точки зрения, критерий духовности - отношение к Богу. Представляет интерес другой важный аспект духовности, а именно -самосовершенствование личности. Такой подход (духовность - самосовершенствование) созвучен мнению современного ученого В.П. Лега, который находит духовность в «постоянном стремлении человека к высшим абсолютным духовным ценностям, которыми являются Истина, Красота, Благо» [1].
А.Г. Яковлевой понятие «духовность» трактуется в качестве «интегрального, сущностного качества человека, проявляющегося в осознании им единства и ценности других людей, а также самоценности; в познавательном отношении к миру, в высоком интеллектуальном развитии, которое сочетается с герменевтичностью и эмпатийностью» [2]. По нашему мнению, это определение является наиболее полным. Однако в нём автор, выделяющий наряду с другими аспектами интеллектуальное развитие, тем самым объединяет духовность и умственные способности. По существу, это не является верным. Высокие интеллектуальные способности не есть залог просоциального поведения. Люди, которые достигли высот духовной жизни, зачастую не отличались высоким интеллектуальным развитием. В данном определении не учтен такой важный, по нашему мнению, аспект, как мотивация поведения.
По нашему мнению, духовность представляет собой главное качество личности, которое определяет мотивы добровольного просоциального поведения и проявляется в осознании единства и ценности свое и других людей и самоценности, стремлении к высшим ценностям, самосовершенствованию и самораскрытию, познавательном и созидательном отношении к миру.
Понятие «нравственность», как и понятие «духовность», так же широко употребляется в научной литературе, однако единства во взглядах на характерные признаки этого понятия также не существует, оно является дискуссионным в социальной науке.
На основе анализа встречающихся в литературе о духовно-¬нравственном воспитании точек зрения и на основе собственных рассуждений мы пришли к выводу, что стержнем духовно-нравственного воспитания детей является единый, сочетающий социальное воздействие с внутренним стремлением к самосовершенствованию, целенаправленный педагогический процесс формирования у личности духовных потребностей, освоения духовных ценностей и их реализацию в структуре нравственного поведения, что выражается в отношении к себе, к другим людям, к государству, к природе, к творчеству, к культуре, к религии, к самой жизни, а также в умении делать выбор поведенческой позиции в соответствии с общественными и личными интересами других людей и с ориентацией на духовные ценности.
1.2. Особенности духовно нравственного воспитания детей младшего школьного возраста
Младшему школьному возрасту присуще интенсивное развитие и качественное преобразование познавательных процессов: указанные процессы постепенно приобретают опосредствованный характер, осознанность и произвольность. У ребёнка постепенно развиваются все психические процессы, у него повышается способность к управлению процессами внимания, памяти, мышления.
К возрастному периоду начального школьного возраста предъявляются высокие требования по формированию умственной деятельности учащихся. Должен повыситься интерес к познанию окружающего мира, к процессам овладения новыми знаниями, умениями, навыками. Согласно психологическим воззрениям Л.С. Выготского, начало школьного обучения выводит мышление в центр сознательной деятельности ребенка. Развитие форм словесно-логического, рассуждающего мышления, которое происходит в процессе усвоения научных знаний, постепенно перестраивает и иные познавательные процессы: «память в этом возрасте становится мыслящей, а восприятие - думающим» [7, с. 56].
Будучи усвоенными, новые знания и сформированные в ходе духовно-нравственного воспитания представления, повышение уровня самосознания и критического мышления, приводят к возникновению и развитию новых качественных образований, таких, как рефлексия, анализ, внутренний план действий, подводящие ребенка к нравственному выбору.
Младший школьный возраст сенситивен духовно-нравственному развитию, формированию нравственных принципов, освоению и становлению таких характеристик в области нравственной сферы, как:
- мотивы к познанию нравственных законов, к развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- продуктивные приемы и навыки учебной и познавательной деятельности, которые ведут к нравственной самооценке и оценке с позиций нравственных норм;
- индивидуальные особенности и способности, развитие нравственных качеств;
- навыки самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- адекватная самооценка, развитие критичности в отношении к себе и окружающим с опорой на знание нравственных правил и норм поведения, которые приняты в данных конкретных культуре и обществе;
- духовно-нравственные нормы, развитие нравственных качеств и чувств;
- Навыки взаимоотношений со сверстниками, основывающиеся на законах нравственности, принципах установления прочных дружеских связей, контактов.
Важнейшим новообразованиям подвержены все сферы психического развития, так, в младшем школьном возрасте «происходят преобразования интеллекта, личности, социальных отношений» [6].
Младший школьный возраст - возраст больших изменений, происходящих в познавательной сфере ребенка. У памяти появляется ярко выраженный познавательный характер, примеры нравственного и безнравственного поведения сохраняются в детской памяти на всю жизнь.
Область восприятия характеризуется переходом от непроизвольного восприятия ребенка дошкольника к произвольному целенаправленному наблюдению над объектом, который подчиняется определенным задачам. «В этом возрасте появляется способность к сосредоточению внимания на малоинтересных вещах. Эмоциональным переживаниям становится присущ более обобщенный характер» [5, с. 267].
Необходим учет, когда подбираются примеры нравственности, особенностей эмоционально-¬ценностного восприятия детей младшего школьного возраста.
Фрагмент для ознакомления
3
1. В.А. Василенко. Детский фольклор // русское народное поэтическое творчество: Под ред. А.М. Новиковой. - М.: Высшая школа, 2010. - с.349
2. В.А. Василенко. Об изучении современного детского фольклора // Современный русский фольклор: Под. Ред. Э.В. Померанцевой. - М.: Наука, 2011 - с. 187-199.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. - 6-е изд. - М.: Академический проект: Альма Матер, 2006. С. 515.
2. Ананьев, Б.Г. Нравственное воспитание школьников [Текст]: практическое пособие / Б.Г. Ананьев. М.: АРКТИ, 2010.
3. Андриенко, Е. В. Социальная психология : Учеб. пособие для студентов пед. вузов [Текст] / Е. В. Андриенко; Под ред. В. А. Сластенина. - М. : Academia, 2000. - 262, [1] с. : ил.; 22 см. - (Высшее образование).
4. Арзямова, Г.В. Нравственно-эстетическое воспитание младших школьников средствами искусства / Г.В. Арзямова // Начальная школа. - 2019.- № 11.
5. Безрукова, В.С. Основы духовной культуры: Энциклопедический словарь педагога: Екатеринбург, 2014 - 937 с.
6. Заутарова, Э.В., Информационные технологии в художественно - эстетическом образовании / Э. В. Заутарова // Искусство и образование - 2006. - № 4 (42).
7. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Клин, 2002. С 179 - 180.
8. Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. - Клин, 2002. С 181.
9. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. - М.: Логос. с 175
10. Комплект диагностических методик по оценке духовно-нравственного развития младших школьников сельской школы [Текст]: метод. пособие для руководителей общеобразовательных учреждений, учителей, специалистов школы, а также родителей / сост. Н.В. Наконешнюк. Прокопьевский район, 2015. 101 с.
11. Кононенко, Б.И. Большой толковый словарь по культурологии [Текст] / Б. И. Кононенко. - М. : Вече : АСТ, 2003 (ОАО Яросл. полигр. комб.). - 509, [2] с. : ил.
12. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения [Текст] / сост. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009. 26 с.
13. Колесниченко, Г.С. Единство эстетического и нравственного воспитания на уроках литературы в старших классах / Г.С. Колесниченко. - Л., 1965.
14. Кравцова, Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. М., 1991. - 145с.
15. Практическая психология: Учеб. пособие 4-е изд./ Под редакцией И.В. Дубровиной - СПб.: Питер, 2004.
16. Кураев, А. В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. — М. : Просвещение, 2014.
17. Обернихина, Г.А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций / Г. А. Обернихина. — М. : Просвещение, 2014. — 192 с.
18. Сластенин, В.А. Нравственное воспитание младших школьников [Текст]: учеб. - метод. пособие / В.А. Сластенин. М.: Педагогика, 2012. 311 с.
19. Голоскова А.А. Духовно-нравственное воспитание младших школьников средствами музыкального искусства [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» : сайт. – М., 2013. – URL: http://festival.1september.ru/articles/636013/
20. Гундорова Е.Ю. Освоение русской героико-патриотической оперы младшими школьниками на занятиях музыкой : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Гундорова Е.Ю. – М., 2006. – 22 с. : табл. – Библиогр.: с. 21–22
21. Деньгина М.В. Принцип самовыражения младших школьников на уроках музыки: философско-педагогический аспект // Пед. образование в России. – 2010. – № 2. – С. 112-118
22. Зиннурова А.С. Нравственно-эстетический потенциал детской национальной музыки в воспитании младших школьников : (На материале башк. музык. искусства) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Зиннурова А.С. ; Башк. гос. пед. ун-т. – Уфа, 2002. – 23 с.
23. Калачева Л.А. Музыка как фактор духовного развития личности сельского школьника : дис. … канд. пед. наук / Калачева Лидия Архиповна. – М., 2008. – 219 с.
24. Калачева Л.А. Музыка как фактор духовного развития личности школьника // Музыка и время. – 2017. – № 3. – С. 54-56.
25. 7. Музыкально-хоровая школа как среда формирования духовной культуры учащихся : материалы науч.-практ. конф. в рамках Первого межрегион. открытого фестиваля традиций духов. культуры "РЕ – ЛИГО – САМАРА-2010", 27 февр. 2010 г., Самара. – Самара : Изд-во ПГСГА, 2018. – 179 с.
26. 8. Трибушная Г.А. Музыкальный фольклор как средство духовного развития младших школьников // Изв. высш. учеб. заведений. Северо-Кавказский регион. Сер.: Естественные науки. – 2016. – № S16. – С. 84-87.
27. Яковлева О.Г. Формирование основ духовной культуры младших школьников средствами якутского музыкального искусства : дис. ... канд. пед. наук / Яковлева Оксана Георгиевна. – Якутск, 1998. – 197 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения [Текст] / утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357. Екатеринбург: Ажур, 2017. 36с.