Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность темы исследования. В последние годы значительно увеличилось количество детей с проблемами грамотности. В современной литературе нарушения чтения называют дислексией. Ученые А. Куссмауль, В. Морган, О. Беркан, Л. Гинельвунд, Ф. Варбург, П. Рашбург и другие начали изучать такую проблему в конце XIX - начале ХХ века. посвятили свои работы изучению нарушений чтения у детей имена Р.А.Ткачева, С.С. Мухина, М.Е. Хвацева, Р.Е. Левина, А.Н. Корнева, Р.И. Лалаева и другие.
Учения о нарушениях чтения существует уже более 100 лет. Однако и до настоящего времени вопросы диагностики и коррекции этих нарушений являются актуальными и сложными. По данным различных авторов, распространенность нарушений чтения среди детей с нормальным интеллектом довольно велика. В европейских странах насчитывается до 10% детей с дислексиями: по данным З. Матейчека – 2–4%, по данным Б. Хальгрена – до 10%, по данным Р.Беккер, нарушения чтения наблюдается у 3% детей начальных классов массовой школы, по данным А.Н. Корнева – 4,8%.
Нарушения чтения негативно влияют на весь процесс обучения, а также на умственное развитие и речь ребенка. В настоящее время практикующие врачи рассматривают возможность раннего выявления, профилактики и коррекции дислексии у детей. Чтение как вид деятельности играет важную роль в жизни человека: оно стимулирует умственное развитие, обеспечивает общую тренировку и влияет на формирование личности. Также можно заметить, что следствием нарушения чтения в старшей школе является сложность решения текстовых задач, трудности с усвоением истории, знание иностранного языка. Все это подтверждает, что неспособность читать приводит к снижению успеваемости по всем предметам.
Все это, таким образом, доказывает необходимость ранней диагностики и коррекции дислексии и, по возможности, ее предотвращения, чтобы предотвратить школьную дезадаптацию и появление дислексии как стойкого расстройства.
Цель исследования: разработка системы логопедической работы по коррекции дислексии у детей
Объект исследования: дислексия у детей в процессе обучения грамоте
Предмет исследования: эффективные пути предупреждения и коррекции дислексии у детей в процессе обучения грамоте.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования можно сформулировать задачи исследования:
1.Проанализировать научную литературу по проблеме предупреждения и коррекции дислексии у детей.
2.Разработать модифицированный протокол обследования психологической базы навыка чтения детей, подобрать стимульный материал в соответствии с подобранными методиками.
3.Выявить основные виды трудностей в формировании процесса обучения грамоте у детей.
4.Разработать и апробировать систему логопедической работы по предупреждению и коррекции дислексии у детей.
5.Оценить эффективность предложенной системы обучения.
Гипотеза исследования: профилактическая работа по предупреждению и коррекции дислексии у детей будет эффективной при следующих условиях:
1)при проведении комплексной диагностики и выявлении несформированных компонентов речевых и познавательных процессов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения;
2) при использовании комплексной системы логопедической работы, которая включает в себя:
– разработку перспективного планирования занятий;
– составление планов индивидуальной работы для учащихся, имеющих низкий уровень сформированности речевых и психических компонентов, на основе которых происходит формирование полноценного навыка чтения;
– включение элементов коррекционно-логопедических заданий в учебный процесс;
– повышение уровня школьной мотивации у учащихся первых классов.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы; беседа, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов, статистический анализ результатов экспериментального обучения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ДИСЛЕКСИИ У ДЕТЕЙ
1.1.Дислексия: понятие, причины, механизмы, виды
Вопрос об этиологии дислексии до сих пор остается дискуссионным. Некоторые авторы, изучающие нарушения чтения у детей, обнаруживают наследственную предрасположенность к нарушениям чтения.
Большинство авторов отмечают наличие патологических факторов, влияющих на пренатальный, натальный и послеродовой периоды. Этиология дислексии связана с воздействием биологических и социальных факторов. Нарушения чтения могут быть вызваны как органическими, так и функциональными причинами.
Дислексия вызывается органическими повреждениями участков мозга, участвующих в чтении. Функциональные причины могут быть связаны с влиянием внутренних заболеваний (например, длительные соматические заболевания) и внешних заболеваний (неправильная речь других людей, двуязычие, недостаточное влияние на речевое развитие ребенка со стороны взрослых, отсутствие голосового контакта) задерживающих факторов. формирование психических функций, участвующих в процессе чтения ...
Таким образом, в этиологию дислексии вовлечены как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксия, «цепочка» детских инфекций, травма головы).
Расстройства чтения часто наблюдаются у детей с минимальной дисфункцией мозга, умственной отсталостью, тяжелыми нарушениями речи, церебральным параличом, нарушением слуха и у детей с умственной отсталостью. Дислексия чаще всего проявляется в сложной языковой структуре и нервно-психических расстройствах.
Текущие исследования нарушений чтения многогранны, тщательны и систематичны. Они показывают, что патогенетические механизмы нарушения чтения сложны и разнообразны. Пытаясь определить механизмы дислексии, ученые проводят неврологические, электроэнцефалографические, аудиометрические, психологические и лингвистические исследования.
Неврологическое обследование не выявляет явной патологии у детей с дислексией, однако часто выявляет некоторую неточность, недостаточную дифференциацию движений, чаще всего при выполнении произвольных и сознательно контролируемых движений, в то время как спонтанные и непроизвольные двигательные навыки в норме.
Какова природа этого двигательного нарушения? В этих случаях речь идет о тонких, скрытых нарушениях процесса, то есть о произвольных, целенаправленных движениях, или же следует говорить о недоразвитии моторики, неадекватности моторики ребенка в его возрасте и неготовности к выполнению многих тонких те? ручные движения? Вторая точка зрения больше соответствует истине, поскольку многие дети, неточно выполняющие какие-то движения в процессе учебной деятельности, становятся на удивление точными и живыми в играх и внеклассных занятиях.
У детей с дислексией часто бывает незрелость, недоразвитие моторики, что также сказывается на формировании пространственных ориентаций.
Аудиометрические исследования слуха у детей с дислексией показывают, что их острота слуха обычно нормальная, в основном аудиограммы без отклонений. При этом часто отмечается перенесенный отит. С помощью электронных устройств можно было выявить незначительные нарушения в области языковых зон, особенно при преобладании смешения звуков в устной речи. Все это не исключает возможности дислексии у слабослышащих детей, то есть у слабослышащих детей.
Есть много исследований зрительной функции у детей с дислексией. В настоящее время нет сомнений в том, что дислексия не является результатом нарушения или снижения остроты зрения.
Изучение движения глаз показало, что при дислексии фиксация глаза очень короткая и нерегулярная, часты регрессии и возврат влево. Но эти
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. - Л., 1990.
2. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки: пятьдесят логопедических игр. СПб. 2004.
3. Воеводина Е.С. Развитие операций фонематического анализа и синтеза при подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте (рекомендации для родителей) // Ж. Школьный логопед, № 6 , 2006.
4. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 1997.
5. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Чтение и письмо. - М., 1995.
6. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.
7. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М., 1985
8. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2002.
9. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. – М., 1998г
10. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. М.: Просвещение, 2006.
11. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - С.Пб. 1995.
12. Ткаченко Т.А В первый класс без дефектов речи. - С. Пб. 1999
13. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. - М., 2001.
14. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 2001.
15. Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. Влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков. СПб. - 2004.