Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Лев Петрович являлся одним из основателей кафедры психологии, ее первым заведующим. Он проделал большую работу по формированию саратовской психологической школы и созданию условий для подготовки нескольких поколений высококвалифицированных специалистов в области психологии. Лев Петрович Доблаев – эталонный представитель российской интеллигенции. Он вызывал неизменное уважение коллег и учеников своим благородством и соответствием самым высоким культурным образцам
Идеи Л. П. Доблаева мы используем при обучении не только восприятию, но и порождению речи: учим детей ставить вопросы по тексту с опорой на графические схемы текста, составление которых предусмот рено другой методикой — методикой информативно-целевого анализа, разра ботанной Т. М. Дридзе
Значительный вклад в вопрос изучения понимания текста был внесен Л.П.Доблаевым, который рассматривает проблему построения текста и особенности расположения его частей в связи с психолингвистическими, логическими и психологическими вопросами повышения его понимания
За добросовестный труд и в связи со 100-летием со дня основания Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Лев Петрович Доблаев награжден Почетной грамотой министерства культуры Саратовской области.
Объект работы – научные труды Л. П. Доблаева
Предмет работы – вклад Л.П. Доблаева в развитие психологии.
Цель работы – рассмотреть вклад выдающегося ученого – психолога Л. П. Доблаева в науку.
Задачи работы:
-рассмотреть биографию Л. П. Доблаева;
-изучить вклад Л. П. Доблаева в развитие индустриально-организационной психологии;
- рассмотреть избранные труды Л. П. Доблаева и его вклад в психологию.
Методологию работы составили метод сравнения, классификации и анализа теоретических источников.
Глава 1. Ведущий ученый-психолог первого периода развития индустриально - организационной психологии СГУ Лев Петрович Доблаев
1. 1. Биография
Доктор психологических наук, профессор, Лев Петрович Доблаев работал в СГУ с 1951 года. После защиты докторской диссертации в Москве с 1968 г. по 1971 г. заведовал кафедрой психологии и педагогики, впоследствии - созданной им кафедрой психологии с 1971 г. по 1985 г., на которой работал профессором до конца своей жизни.
«Российскую и европейскую известность принесли его исследования по психологии понимания текста: «Логико-психологический анализ текста» (Саратов, 1970), «Анализ и понимание текста» (Саратов, 1987), которые переведены на ряд европейских языков и в настоящее время широко используются в когнитивной психологии, семиотике, в психологической экспертологии» .
Лев Петрович Доблаев родился в 1922 году в городе Будённовске Ставропольского края. Его большая, долгая жизнь неотделима от истории нашей страны. В 1941 году, прибавив к своему возрасту несколько месяцев, Л.П. Доблаев добровольцем ушёл на фронт, где воевал на передовой в должности командира взвода разведчиков, в звании лейтенанта. Был ранен. Награждён государственными орденами и медалями (Орден Отечественной войны II степени, Медаль «За оборону Ленинграда», Медаль «За боевые заслуги»).
Многие, кто был знаком с Львом Петровичем, не подозревали, что он офицер, военный, поскольку он был человеком глубочайшей интеллигентности. К нему относится всё, что связывается с образом университетского профессора. Он довольно долго руководил кафедрой, но ни разу не сделал попытки командовать, распоряжаться, отдавать приказы. При этом он был человеком исключительных волевых качеств — вся его биография свидетельствует об этом. После войны он учился в Кировском пединституте, затем в аспирантуре в Москве. Его учителями были выдающиеся представителями московской психологической школы и приехал в Саратов как её посланник.
За добросовестный труд и в связи со 100-летием со дня основания Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского Лев Петрович Доблаев награжден Почетной грамотой министерства культуры Саратовской области.
1. 2. Вклад Л. П. Доблаева в развитие индустриально-организационной психологии
В XIX веке отечественную психологию, как науку, можно считать методологически и, отчасти, практически состоявшейся. На рубеже XIXXX веков ее представляли талантливые ученые: И.П. Павлов, В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, Г.Н. Челпанов, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, вырастившие не менее знаменитое поколение своих учеников: Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и др.
Несмотря на кардинальные общественно-политические и социально-экономические изменения: смену государственного строя, а именно, – революционное преобразование имперского капитализма в, не имеющее аналогов в мировой практике, социалистическое государство, психологическая наука не прекращала своего развития. Период 1920—1930-х годов ознаменовался становлением советской психологии на основе философии марксизма.
Лев Петрович Доблаев (1920–2010 гг.) в Великую Отечественную войну был боевым офицером, командовал взводом разведчиков. Доктор психологических наук профессор Л.П. Доблаев работал в Саратовском государственном университете с 1951 года. В СГУ он сначала заведовал кафедрой психологии и педагогики, затем в 1971 году создал кафедру психологии. Его исследовательские работы были активно восприняты в отечественной и зарубежной психологии, переведены на ряд европейских языков. Они широко используются в когнитивной психологии, семиотике, в последние годы и в психологической экспертологии. Наиболее известные труды: «Логико-психологический анализ текста» (Саратов, 1970); «Анализ и понимание текста» (Саратов, 1987).
Когнитивная психология – это раздел психологической науки, занимающийся изучением познавательных процессов человеческой психики. Изыскания, основанные на когнитивном подходе в психологии, ориентированы на исследование чувств, внимания, памяти, воображения, логического мышления, представления информации, способности принимать решения. По сути, это целая концепция, сконцентрированная на активности сознания и процессе познания.
Когнитивная психология исследует процесс получения человеком информации о мире, то, как она представляется им, как хранится в памяти и становится знанием, а также то, каким образом данное знание воздействует не поведение и внимание человека. Это направление касается всего диапазона психических процессов, начиная ощущениями и заканчивая восприятием, вниманием, обучением, распознаванием образов, памятью, формированием понятий. Оно касается мышления, языка, запоминания, воображения, эмоций и процессов развития, а также всех возможных поведенческих сфер.
«Гуманитарная линия исследований была продолжена в работах создателя отделения психологии профессора Л. П. Доблаева и его ближайших сотрудников — доцентов Р. Г. Селивановой и И. Э. Стрелковой, а прикладная экспериментальная линия была представлена группой приглашённых молодых физиков, защитивших вскоре кандидатские диссертации по психологии» . Группу сформировал и возглавил А. А. Понукалин (впоследствии доктор социологических наук, профессор), организовавший лабораторию инженерной психологии в составе отделения психологии биологического факультета СГУ. В состав группы вошли Р. Х. Тугушев (впоследствии доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии) и В. В. Козача (впоследствии доктор социологических наук, профессор). Инженерной психологией, психологией труда и психологией управления в эти годы занимались доценты Е. И. Гарбер и С. И. Августевич.
«Основы саратовской университетской психологии заложены выдающимися психологами сто лет назад (с 1917 г.), а развитие непосредственно организационно-индустриальной психологии связано с двумя последующими этапами, включившими в себя сначала активную работу в области инженерной психологии и психологии труда (с 1972 г.)» .
С начала 1990-х годов Доблаев Л.П включился в решение задач, актуальных для предприятий и организаций, работающих в условиях рыночной экономики, развивая такую проблематику организационной психологии, как диагностика и формирование организационной культуры, оценка и обучение персонала, проблемы организационного стресса, вовлечённость, негарантированная занятость, управленческое взаимодействие, лидерство, инновации и др.
Развитие индустриально-организационной психологии в СГУ. осуществлялось на пересечении тематических полей инженерной психологии, психологии труда и психологии управления в двух направлениях. Эти две линии оказались достаточно независимыми по отношению друг к другу в рамках кафедры психологии. Обращает на себя внимание позитивная роль, которую играл в развитии обоих направлений создатель отделения психологии профессор Л. П. Доблаев, пригласивший для работы на кафедре обоих молодых исследователей.