Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что происходящие в обществе негативные события, требуют решения основных задач образования, направленных на воспитание целостной, нравственной личности, имеющей самостоятельное мышление и устойчивые моральные ориентиры. При этом, педагогическая целенаправленная работа с ребенком по формированию нравственных личностных качеств начинается уже в раннем возрасте, и активно продолжается в школе. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС НОО), устанавливаются требования к личностным результатам освоения программы: становление гуманистических и аристократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения к иному мнению, развитие этических чувств, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания, развитие навыков сотрудничества, умения не создавать конфликтов и т.д. Все эти качества могут быть воспитаны у ребенка младшего школьного возраста в процессе реализации особой образовательной программы по основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ).
Таким образом, цель настоящего исследования: теоретически и эмпирически изучить процесс формирования у детей младшего школьного возраста первоначальных представлений о светской этике.
Объект исследования: процесс формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста как основы представлений о светской этике.
Предмет исследования: формирование у младших школьников первоначальных представлений о светской этике.
Согласно цели, объекту и предмету исследования, ставим перед собой ряд задач:
1) теоретически охарактеризовать современные представления о светской этике;
2) описать особенности представлений о светской этике у детей младшего школьного возраста;
3) провести краткий обзор методов и методик исследования процесса формирования первоначальных представлений о светской этике у детей младшего школьного возраста;
4) организовать и провести констатирующее диагностическое исследование представлений о светской этике у младших школьников;
5) разработать и реализовать формирующий эксперимент по повышению уровня развития нравственных качеств у детей младшего школьного возраста;
6) проконтролировать развитие представлений о светской этике у младших школьников.
Гипотеза исследования: целенаправленные занятия по развитию нравственных качеств у школьников способствуют развитию первоначальных представлений о светской этике. Так же предположим, что эффективность целенаправленного развития нравственных качеств у младших школьников взаимосвязана с гендерным фактором.
Теоретико-методологическая база исследования:
Методы исследования: теоретического характера – анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования, а так же законодательной базы из области образования; эмпирического характера - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, диагностика с помощью тестовой методики «Диагностика уровня развития нравственных качеств у учащихся 3-4 классов» (Капустина Н.П.), а так же методики «Сюжетные картинки», методы описательной математической статистики, статистическая обработка эмпирических данных, статистический критерий U Манна-Уитни.
Экспериментальная база исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Окунёво».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Характеристика представлений о светской этике
Этика - привычка, нрав греческое: etnika, от etnos - изучает наука философия, объектом для изучения рассматривается мораль - нравственность. Большинство исследователей не делают разграничения значений мораль и нравственность, считая данные термины синонимами.
Слово «этика» ранее означало «мораль» и «нравственность». Говорят, об этике: поведения, офицера, о педагогической, подразумевая моральные нормы и нравственные отношения, сложившиеся в конкретной области жизни общества. Термин «этика» в наше время часто используется как наука о морали. Мы придерживаемся в исследовании употребления данной категории значения.
Этика изучает понимание морали в области социальных отношений, рассматривая природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и развитие в историческом понимании нравственности, обосновывает теоретически. Как философская наука этика возникает на том этапе развития человеческого общества, когда происходит отдаление духовно-практической деятельности и материально-практической. Вначале наука этика обозначала мудрость жизни, знания и опыт в области необходимого поведения.
Древнейшей этической нормой поведения человека является «золотое правило» нравственности. Наиболее часто звучит следующим образом: «(Не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. В русском языке оно предстает в виде пословицы «Чего в другом не любишь, того и сам не делай».
В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем, который ввел и сам термин в название своих работ: «Никомахова этика», «Большая этика», «Эвдемова этика». Аристотель распределил науки на большие категории: теоретические - умозрительные, практические, творческие - созидательные.
К первым Аристотель отнес философию, математику и физику, ко вторым - этику и политику, а к третьим - искусства, ремесла и прикладные науки. Этика как практическая наука представляет собой учение о нравственности, о привитии человеку деятельно-волевых, душевных качеств, необходимых ему в первую очередь в общественной жизни, а затем и в личной. Она учит соблюдению правил поведения и определенному образу жизни конкретного индивида. Нравственность имеет направленность внутрь себя, на развитие способностей, духовных сил, совершенствование жизни, на достижение высшего блага, на реализацию смысла жизни и ее назначения. Аристотель доказывает, что в сфере деятельности человек сообразует свое поведение и образ жизни с нравственным идеалом, с представлениями о добре и зле. Моральными качествами человека являются те, которые характеризуют его с точки зрения возможности жить в социуме. Формирование морали у людей осуществляется в коммуникации при совместной деятельности. Моральные качества Аристотель называл: щедрость, мужество, дружелюбие, умеренность, великолепие, честолюбие, величавость, правдивость, любезность, справедливость, дружба. Воспитывая в себе данные моральные качества, личность становится нравственной, закрепляя в себе как черту характера. В таком смысле рассматривают нравственным все, то, что будет укреплять общество и государство.
Многие представления людей о морали рассматривает философия. «…Человек и вообще всякое разумное существо существует как цель сама по себе, а не только как средство для любого применения со стороны той или другой воли…». [И. Кант]
Человек - цель сама по себе, человек - высшая, ни с чем несравнимая ценность, человека нужно любить и уважать, его счастье должно стать конечной целью общественного развития - все эти положения этической теории выражают фундаментальные цели морального регулирования. Человек усваивает нравы, традиционные нормы привычного поведения, которые представляются как достояние духовного мира личности. Они реализуются в его поведении, мотивация звучит: «так принято» - «так не принято», «так все делают», «как люди, так и я», «так исстари велось», «наши отцы и деды так поступали, и мы будем так же». Данные мотивы имеют большое значение. чтобы усвоить, что такое хорошо и что такое плохо, важно знать, что принято в конкретном обществе, а что нет.
В каждодневной обыденности понятия «мораль», «нравственность» и «этика» часто сопоставляются. Понятие «мораль», от латинского «mores» - нрав, а «тогайь» - нравственный; «мораль» и «нравственность» несут одинаковый смысл и могут рассматриваться как синонимы.
Более концептуальные отличия понятий «мораль» и «нравственность» представил Г.В.Ф. Гегель, немецкий философ (1770-1831) в работе «Философия права» (1821). Нравственность рассматривается завершающим этапом развития объективного духа в сравнении с абстрактным правом и моралью. Абстрактное право — это сфера частной собственности, формальной свободы и абстрактного добра. Каждая личность обладает правом владеть собственностью - вещами, может вступать в договорные отношения с другими людьми и отстаивать свои права в случае их нарушения, например неправда, преступления.
Мораль - сфера свободы реальной, умение законы отличать от нравственного долга.
Нравственность - сфера свободы практической, субстанциональной конкретности воли, возвышающейся над субъективным мнением и желанием. Умение следовать долгу нравственному в соответсвтвии законов. Нравственность проявляется по Гегелю в семье, в гражданском обществе и в государстве.
В литературе по этике советского периода производились смысловые разделения этих понятий, во многом близкие гегелевскому. Под понятием нравственность рассматривались: нравы как форма поведения; мораль, закрепленная традицией и привычкой веков; мораль в проявлениях общественных - в отличие от морали как феномена культуры, формы мотивации индивидуального поведения, личностной установки, совокупности объективных и безусловных норм.
Однако в общественном опыте и живом языке такое разграничение до настоящего времени не закрепилось. Так, например, в русском языке нет устойчивых словосочетаний, где слова «этика», «мораль», «нравственность» не были бы взаимозаменяемыми, хотя и есть смысловые контексты, когда чувство языка требует отдавать предпочтение какому-то одному из них (например, «мораль сей басни такова», «этика учителя» и другое.
В отличие от морали и нравственности слово «этика» не латинского, а греческого происхождения - Ethos, в переводе своем близкое к словам «обычай», «совместное проживание» (в том числе общение), «добродетель». С учетом такого смыслового значения в 4 в. до н.э. древнегреческий философ Аристотель ввел в оборот слово «cthika» («этика») для обозначения определенной области исследования в практической философии, так как она рассматривает, что мы должны делать и науки, где изучаются добродетели, условия совместного проживания и существования человека.
1.2. Особенности представлений о светской этике у детей младшего школьного возраста
Представления о светской этике рассматривают как совокупность знаний об общепринятых нормах нравственности в обществе. Нравственные принципы включают, такие критерии как правильное отношение к себе, а также к другим людям и в целом ко всему миру.
Светская этика, рассматриваемая в качестве предмета воспитания детей, считается дисциплиной, относящейся к науке о философии, изучающей мораль, нравственность человека.
Основные задачи воспитательно-обучающего воздействия заключаются в стремлении помочь детям понять и перенять нравственные нормы социальной жизни через приобщение к соблюдению этических норм поведения.
Платон, философ определял целью этического воспитания поступки личности, а незнания правил. Этические представления позволяют человеку получить представление о том, что в обществе принято и дозволяется, а что запрещено строго. Представления об этике формируются у школьников через оказываемое в семье влияние, образовательное учреждение и действительность вокруг. Важно учить детей взаимопониманию, коммуникативной компетентности, различным способам налаживания контактов с людьми, учить положительно относиться к требованиям о нравственном отношении и поведении взрослых. Важные особенности и характеристики личности включают особенности нравственного отношения к окружающему миру и социуму. Для личности ребенка важно донести смысл основных понятий жизненных и важных установок: нравственность - добровольное соблюдение норм, правил и принципов поведения.
Нравственные явления - очень сложная категория. Понимание и осознанность смысловых значений нравственных принципов к ребенку приходят постепенно, через эмоциональное отношение (хорошо или плохо). Осознание, почему необходимо совершать определенные поступки, а иные не совершать приходит со временем. У кого-то быстрее, у кого-то дольше. Важно, чтобы дети накапливали понятия нравственного значения и получали представления о нормах нравственности. Воспитание у детей нравственного отношения к людям, миру осуществляется уже в детском саду через различные виды деятельности, основным из которых является игра! Важно строить занятия с помощью использования различных игровых методов. Постепенно, через процесс игровой и обучающей деятельности, дети приучаются соблюдать нравственные правила поведения, упражняясь в поступках нравственности. В воспитании нравственном определяют следующие задачи: формирование поведения, сознания, чувств, отношений.
Воспитание нравственного поведения у детей предполагает привитие им элементарных навыков поведения с соблюдением дисциплины, самостоятельности, уважения к другим.
Нравственное отношение — это внимательность, заботливость, доброжелательность.
Нравственное сознание — это первые нравственные убеждения, которые должны стать регуляторами действий и поступков человека.
Воспитание нравственных чувств у детей - сложный процесс формирования этических представлений общего характера.
В формировании нравственных чувств детей огромное влияние оказывает среда и семья, где растет и развивается ребенок. Сформированные представления этики - основа развития мотивированного поведения, побуждающего к определенному действию.
В таблице 1 представлен список терминов по теме представлений о светской этике. Также дается описание значений представленных терминов.
Таблица 1
Список терминов по теме представлений о светской этике
Фрагмент для ознакомления
3
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверин, В.А. Психология детей и подростков: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. / В.А. Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А. 1998. - 379 с.
2. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. - с. 695.
3. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
4. Госс Ж. Ключевые представления гуманистического и христианского ненасилия. Этика ненасилия. М., 1991. - с. 13.
5. Гусейнов А. А. Вопросы философии. 1992. - с. 72-81.
6. Данилюк А. Я. «Основы светской этики». Учебник: издательство «Просвещение», 2012.
7. Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей // А.Я. Данилюк. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.
8. Демидов Н.В. Деловой протокол и этикет.
9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1979.
10. Кондрашов В.А., Чичина Е.А. Этика. Эстетика. – Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1998. - с. 295-305.
11. Маккензи Р.А. Ловушка времени. Как сделать больше за меньшее время. – М.: Молодая гвардия, 1991.
12. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 656 с.
8. Поваляева М.А. // Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов н /Д: «Феникс», 2002. - 448 с.
13. Основы духовно – нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочный материалы для общеобразовательных учреждений // В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.//.- М.:Просвещение, 2012.- 239 с.
14. Основы этических знаний /под ред.профессора М.Н. Росенко. Изд. «Лань», 1998.
15. Плотин. О бессмертии души // Вопросы философии. 1994. №3
16. Подласый И.П. Педагогика начальной школы: учеб. пособие для студ. пед. колледжей / И.П. Подласый – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 400с.:ил.
17. Радлов Э.Л. Философия. Этика. "Наука и школа". // под редакцией Карсавин Л.П., Лосской Н.О., Радлов Э.Л. // Выпуск 8. Петербург, 1921.
18. Селевко Г.К., Селевко А.Г. Социально-воспитательные технологии. Москва. Народное образование, 2002.
19. Соловьев Э.Я. Этикет делового человека.
20. Степин В.С., Гусейнов А.А., Межуев В.М., Толстых В.И. От классовых приоритетов к общечеловеческим ценностям // Квинтэссенция. Философский альманах. М., 1992.
21. Студеникин М.Т. «Основы светской этики». Учебник для 4 класса.
22. Студеникин М.Т. Программа курса «Основы светской этики».
23. Студеникин М.Т. Рабочая тетрадь к учебнику «Основы светской этики». 4 класс.
24. Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. - с. 405.
25. Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, - с. 326-341 // Диагностика и исследование нравственной сферы школьника для учителей и родителей.
26. Харламов И.Ф., Педагогика: Уч. пособие: Высш. Шк., 1999.
27. Юрьев, Владимирский. Правила светской жизни и этикета.
28. Ягодинский В. Как себя вести. Воспитание школьников, N 2, 1990.
29. Методическом пособие Логинова А.А. и Данилюк А.Я. "Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Москва. Просвещение. 2014.
ЖУРНАЛЫ
30. Лихачев А. Духовно-нравственная жизнь в категориях психологии / А.Лихачев // Московский психотерапевтический журнал. 2005. - № 3.
ИНТЕРНЕТ РЕСУРСЫ
31. Иванова А. В. Урок по ОРКиСЭ на тему: «Дружба» // Иванова Алла Владимировна. Интернет ресурс // Ссылка доступа: [https://for-teacher.ru/edu/nachalnye_klassy/doc-a8u89jh.html]
32. Методики для определения уровня духовно-нравственного развития учащихся // Интернет ресурс. // Ссылка доступа: [https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/testi/mietodikidliaopriedielieniiaurovniadukhovnonravstviennoghorazvitiiauchashchikhsia]
33. Овчаренко И. Ю. Тестовые задания по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс. (Овчаренко Ирина Юрьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории. 2017г. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №2 г. Благовещенска»). // Интернет ресурс // Ссылка доступа: [https://schoolfiles.net/39073]
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. // Интернет ресурс // Ссылка доступа: https://www.beledu.ru/storage/files/obschee_obrazovanie/fgos/fgos_noo31122015.pdf
35. Хамченко З.В. Рабочая программа по основам светской этики // Хамченко З.В., заместитель директора по УВР. (4 класс СОШ, 2012-2016.) // Интернет ресурс. // Ссылка доступа: [https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialymo/2013/03/28/rabochaya-programma-po-osnovam-svetskoy-etiki-4-klassy]