Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В начальных классах закладываются основы грамотного письма. Что входит в это понятие? Во-первых, усвоение всех букв в письменном и устном вариантах, то есть алфавита и основ каллиграфии. Во-вторых, обозначение буквами и их сочетаниями всех звуков речи (точнее фонем), то есть графика, все ее правила и тонкости. В-третьих, усвоение собственно орфографии и пунктуации, то есть, системы правил их применения, проверки орфограмм пунктограмм с помощью правил на основе понимания значения слов, грамматических форм, текста.
Орфографической работе придают смысл в глазах учащихся сочинение и другие виды самостоятельного письма, используемые в жизни: письмо, объявление, заявление, статья в газете, учебные записи, изготовление наглядных пособий, монтажей, выставок и пр.
Игры, яркие запоминающиеся тексты – пословицы, поэтические отрывки, загадки, афоризмы, юморески, систематическое использование этих средств повышает эмоциональный уровень работы учащихся, снимают напряженность, предупреждают утомление. Очень полезны в этом смысле словари и справочники для начальной школы.
Выразительное чтение, работа над дикцией, над интонациями, над голосом способствует культуре речи, создают атмосферу высокой требовательности к устной и письменной речи школьников. Существенно повышают интерес к изучению языка кружки, утренники, встречи с писателями, журналистами, артистами, учеными, учителями старших классов, старшими учащимися.
Между тем, работа со словарями в школе проводится, как правило, эпизодически, от случая к случаю. Даже обращаясь к словарям, учащиеся не всегда учитывают в должной мере все сведения о слове, которые можно найти в словарной статье. Обычно их интересует лишь значение, но необходимо знать также семантическую и стилистическую характеристики слова. Не зная значения, функции слова в речи, учащийся не сможет точно использовать его в своей речи, даже при хорошем знании грамматики.
Исследования по проблемам методики использования словарной работы в методике преподавания русского языка были посвящены работы Ю.К. Бабанского, М.Т. Баранова, З.У. Блягоза, А.И. Власенкова, Т.А. Ладыженской, М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.С. Рождественского, А.В. Текучева, М.Х. Шхапацевой).
Актуальность темы исследования на современном этапе определяется тем, что, как известно, уровень грамотности учеников начальных классов недостаточно высок. Дети допускают много ошибок, как при выполнении домашних упражнений, так и при написании диктантов и сочинений.
Цель исследования: изучить методические основы организации словарный работы на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: Методика словарный работы на уроках русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: организация словарный работы на уроках русского языка в начальной школе.
Цель исследования: словарная работа на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи:
1. Рассмотреть лингвистические основы изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка на уровне начального общего образования.
2. Выделить психологические основы проведения словарной работы.
3. Методические особенности проведения словарной работы на уроках русского языка на уровне начального общего образования.
4. Провести анализ программ и учебников по русскому языку с точки зрения исследуемой проблемы.
5. Предложить методические приемы в области организации словарной работы на уровне начального общего образования.
Методы исследования: Теоретический – анализ методической и лингвистической литературы по теме исследования.
ГЛАВА I. Особенности словарной работы на уроках русского языка в начальной школе
1.1 Лингвистические основы изучения слов с непроверяемым написанием на уроках русского языка на уровне начального общего образования
Проблема формирования орфографической зоркости с каждым днем приобретает все большую актуальность. Каждый педагог знает, с каким трудом дается изучение словарных слов, насколько быстро дети устают от монотонного повторения и как неохотно заглядывают на последнюю страницу учебника в словарь.
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава русского языка. Освоение словарного состава языка идет параллельно с развитием речи ребенка, осознанием смысла слов. Понимание смысла, структуры слова, возможности его употребления, происходит через организацию ситуаций, в которых ученик может связать новое слово с другими.
Когда ребенок переводит слово из устной речи в письменную, он часто сталкивается с проблемой: нельзя проверить слабую позицию звука. Со словами с непроверяемыми написаниями ученики начальных классов встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки», дети сталкиваются со многими словарными словами. Число таких слов с каждой страницей учебников по основным предметам все больше возрастает. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.
Существует ряд причин, обеспечивающих трудности в написании слов с непроверяемыми орфограммами:
1. недостаточность разработки методики обучения непроверяемым написанием;
2. отсутствие систематизированного дидактического материала для данной работы;
3. небольшое количество научных, обоснованных рекомендаций о методике обучения написанию непроверяемых слов.
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка, ведётся она с 1 по 10 класс».
Словарная работа является важной составной частью деятельности учеников и учителя по развитию речи. Особое значение она приобретает в младшем школьном возрасте, который является сенситивным для усвоения и расширения активного словарного запаса учащихся, для осознанного включения новых слов и словосочетаний в свой диалог [22, с. 33].
Словарная работа на уроках русского языка в начальных классах является важным звеном в развитии речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, связной речи.
Словарная работа преследует определённые цели и имеет разнообразное содержание:
1) направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно;
2) преследует грамматические цели: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов);
3) проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.);
4) помогает усвоить нормы правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение трудных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Сделать процесс усвоения трудных слов более эффективным – задача сложная, требующая от современного учителя большой творческой работы.
1.2. Психологические основы проведения словарной работы
Словарный запас каждого человека строго индивидуален, формируется и изменяется в течение всей жизни. «Лексикон человека - динамическая самоорганизующаяся система, изменяющаяся по мере накопления человеком знаний и речевого опыта для удовлетворения его коммуникативных потребностей», - подчеркивает С.В.Плотникова [44]. Наиболее интенсивные перемены в словарном запасе происходят на ранних возрастных этапах, в детстве. Процесс приближения детского лексикона к словарному запасу взрослого происходит постепенно. Динамика этих изменений зависит от многих факторов: речевой среды, внимания окружающих ребенка взрослых к его речи, познавательной активности самого ребенка.
Источники пополнения детского словарного запаса могут быть педагогически контролируемыми и неконтролируемыми.
Как отмечено С.В.Плотниковой, «к педагогически неконтролируемым источникам относятся:
1. речь окружающих ребенка людей, взрослых и сверстников. Из этого источника ребенок может заимствовать не только то, что соответствует литературной норме, но и то, что выходит за ее рамки (просторечную лексику, диалектизмы, жаргонизмы, разнообразные ошибки словоупотребления);
2. художественная и научно-популярная литература, с которой ребенок знакомится в семье или, позже, при самостоятельном чтении;
3. средства массовой информации и прежде всего телевидение, роль которого в последнее время очень велика - сейчас даже в речи ребенка раннего возраста можно встретить слова, явно заимствованные из телевизионных рекламных роликов;
- кинофильмы, театральные постановки, выставки, которые ребенок посещает с родителями или самостоятельно, тексты популярных песен и т.д.» [5].
С.В. Плотникова подчеркивает: «Главнейшим фактором, оказывающим влияние на лексикон ребенка на всех возрастных этапах, является процесс обучения. В ходе обучения происходит ознакомление детей с новыми для них явлениями действительности, формирование у них представлений из разных областей знания. Все эти новые для ребенка знания входят в его сознание вместе со словами, их обозначающими. Речь педагога, тексты учебных книг и художественных произведений, словари являются педагогически контролируемыми источниками пополнения словарного запаса детей» [5].
В процессе обучения необходимо создавать специальные условия для совершенствования лексикона детей - целенаправленно и систематически проводить работу, направленную на полноценное усвоение детьми лексики родного языка. Лексико-семантическая работа рассматривается как систематическая и целенаправленная деятельность педагога, обеспечивающая овладение детьми лексикой родного языка. В содержание лексико¬семантической работы независимо от этапа обучения входит решение следующих задач:
1. Количественное обогащение словарного запаса детей, то есть усвоение новых, ранее неизвестных слов, а также новых значений уже известных слов. М.Р. Львовым установлено, что ежедневно лексикон младшего школьника должен пополняться примерно 5-7 новыми единицами, из которых не менее половины усваивается на уроках родного языка [34].
2. Качественное совершенствование словаря: уточнение семантики известных слов, установление семантических связей между словами (синонимических, антонимических и т.д.) и разными значениями многозначного слова, усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах, наблюдение над использованием слова как средства создания художественного образа.
3. Активизация словаря - перевод слов из пассивного словаря в активный. Пассивная часть индивидуального словаря, т.е. слова понимаемые, но не употребляемые в речи, всегда больше активной его части. У ребенка разница между объемом пассивного и активного словаря более значительна, чем у взрослого, что связано с несформированностью механизмов отбора слов при порождении речи и приводит к лексической бедности, однообразию, неточности речи детей. Задача педагога - всемерно способствовать совершенствованию этих механизмов, чтобы ребенок мог выражать мысли свободно, адекватно задаче и условиям общения.
4. Устранение нелитературных слов (диалектных, просторечных, жаргонных), их замена литературными эквивалентами и перевод из активного словаря в пассивный[25].
Все задачи лексико-семантической работы тесно связаны и решаются в комплексе. Знакомя детей с новым словом, педагог раскрывает его значение, устанавливает его связи с уже известными словами, организует наблюдение над особенностями функционирования слова и побуждает к использованию нового слова в речи. Соответственно, в работе педагога над новым словом выделяются этапы семантизации, уточнения и активизации, которые в совокупности обеспечивают его усвоение.
Лексико-семантическая работа в школе тесно связана с изучением лексики как одного из уровней языковой системы, с усвоением знаний по лексикологии и формированием специальных учебно-лексикологических умений. В начальной школе формируются учебно-лексикологические умения, связанные с определением значения слова, подбором к нему синонимов и антонимов, обнаружением слов, употребленных в переносном значении и т.п.
Значение лексико-семантической работы в процессе обучения невозможно переоценить. Являясь одним из направлений в развитии речи детей, она способствует совершенствованию всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Обогащение словаря ребенка тесно связано с развитием его мышления. В слове в обобщенной форме закрепляются накопленные человечеством знания о мире, и, овладевая словом, как понятием, ребенок присваивает и эти знания, и сам способ их кодирования - обобщение. В результате не только формируется определенный образ мира в сознании ребенка и усваивается языковая картина мира с ее специфическими национальными чертами, закрепленными в языке, но и развивается понятийное мышление. Овладение лексикой родного языка, таким образом, является необходимым условием умственного развития ребенка.
Работа над многозначностью слов - важное направление в обеспечении качественного совершенствования словаря младших школьников. Необходимо не только вводить в лексикон детей неизвестные им значения многозначных слов (тем самым обеспечивается количественный рост словарного запаса), но и способствовать установлению в сознании школьников связей между разными значениями многозначного слова, развитию способности к пониманию переносных употреблений слова. В работе над многозначностью также можно и нужно опираться на семантические связи слова. Установление синонимических и антонимических отношений помогает выявить многозначность, сравнение многозначных слов одной лексико-семантической группы способствует осознанию регулярных вторичных значений этих слов (бежит - мчится, несется (мальчик), течет(ручеек),проходит (время); о времени: идет, бежит, летит, ползет, течет и другие глаголы движения). Углубление понимания значения слова и обучение точному его употреблению осуществляется на основе показа его сочетаемости: учащимся для наблюдения слова предъявляются в разнообразных контекстах, проводятся упражнения по включению слова в контекст с учетом его лексической и грамматической сочетаемости [4].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева Р.П. Мастер-класс «Лепбук на уроках русского языка» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/masterklasslepbuk-naurokah-russkogo-yazika-1127282.html
2. Ахманова О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. 2-е изд., стер., М.: УРСС, 2005. 294 с.
3. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. - М., 2015.
4. Бондаренко А.А.,Гуркова И.В «Кто это? Что это?» Толковый словарь в 2 книгах. М., «Просвещение»,2017 254 с
5. Бондаренко А.А.,Гуркова И.В. Пишу правильно. Орфографический словарь. М., Просвещение, 2014.111 с
6. Бондаренко А.А.,Гуркова И.В. Сколько в школе правил? Сборник упражнений по орфографии. М., 2017.248с
7. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово: кн. Для учащихся старших классов. – М.., 2012.
8. Верещагина И.Н., Притыкина Т.А. Книга для учителя к учебнику для 3 класса. М.: Просвещение, 2016. 111 с
9. Демичева В.В., О.И. Еременко, Т.В. Яковлева Использование лингвокраеведческого материала на уроках русского языка // Начальная школа.- 2008. - №11. – с.68-71.
10. Катлинская Л.П. Учусь проникать в тайны происхождения слов: слов. М.: этимологический словарик: Пособие для учащихся начальной школы. М.: Дрофа, 2016. 176 с
11. Корнеева Т. А. Лингвокультурологические особенности обучения русскому языку как родному и как неродному в школах разных типов // Русский язык в поликультурном пространстве: монография. М.: Рос- НОУ, 2014. С. 169-180.
12. Кохичко А.Н. Этимологический анализ как методический приём при обучении орфографии // Начальная школа. - 2018. - № 1. – с.11-13.
13. Кохичко А.Н. Этимология в помощь орфографии. - Мурманск, 2019.
14. Левушкина О.Н. Закрепление лексики, освоенной с помощью этимологического анализа//Начальная школа. - 2017. - №5. – с.32-34.
15. Лёвушкина О.Н. Этимологический анализ на уроках в начальных классах как средство обогащения словарного запаса учащихся: Дис. канд. пед. наук. - Ульяновск, 2001.
16. Львов М.Р., Городецкий В. Г. Методика преподавания русского языка в начальных классах. Учеб. Пособие для студентов. М.,2007. 464 с.
17. Лыжова, Л.К. Логический анализ содержания учебников как основа для выбора оптимальных форм и методов обучения [Текст] // Рус.яз. в школе. - 2016. - №5. - 317 с.
18. Львов, М. Р. Опыт изучения грамматического строя речи учащихся [Текст] / М.Р.Львов. В кн: Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах// под ред. Н. С. Рождественского, Г. А. Фомичёвой. - М. : Академия, 2014. - 96 с.
19. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников [Текст]/ М.Р.Львов. - М. : Академия, 2015. - 163 с.
20. Львов, М.Р. Уровень лексический (словарная работа) [Текст] / М.Р.Львов // Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М. : Педагогика, 2000. - С. 385-388.
21. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М. Р. Львов; Под ред. М. Т. Баранова. М.: Издательский центр «Академия», 2016. 368 с.
22. Михайленко Е.В. Некоторые приемы толкования значений слов краеведческой тематики // Начальная школа. - 2018. - №5. – с.60-63.
23. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. – М., 2000.
24. Обучение русскому языку в школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Е. А. Быстрова, С. И. Львова, В. И. Капинос и др.; под ред. Е. А. Быстровой. М.: Дрофа, 2015. 240 с.
25. Полякова А.В. Русский язык: Учебник для 4 класса нач. шк. - М., 2005.
26. Программы общеобразовательного учреждения. Начальные классы, ч. I / Сост. Т.В. Игнатьева, Л.А. Вохшенина – М., 2000.
27. Рамзаева Т.Г. Русский язык в 2-х частях 4 класс – М., 2008.
28. Родное слово: учеб. Для 4 кл. четырехлет. Нач. шк. В 2 ч. / Авт.-сост. Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. – М., 2005.
29. Русский язык: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин и др. – М., 2004.
30. Русский язык: Учебник для 4 класса четырёхлетней начальной школы: ч.1,2 / Иванов С.В., Евдокимова А.О. и другие. - М., 2007.
31. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка: 3 класс. - Смоленск, 2007.
32. ФГОС [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://xn-- 80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0% B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/336
33. Юсупова З. Ф. Роль текстов в формировании языковой личности в процессе обучения русскому языку // Вестник Российского нового университета. 2015. № 2. С. 99-101.
34. Юсупова З. Ф. Художественный текст как единица культуры: лингвометодический аспект // Филология и культура. Philology and Culture. 2014. № 4. С. 229-234.