Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня школа должна реализовывать новые задачи, согласно ФГОС:
- создавать обучающую среду, которая будет мотивировать учащихся к самостоятельному поиску информации,
- обучать учеников обработке найденной информации,
- формировать умения обмена данной информацией.
Современный мир накладывает на человека новые требования:
- активизация е интеллектуальных способностей,
- развитие нестандартного мышления,
- формирование базы теоретических знаний.
Все указанные условия повышают значение познавательной деятельности школьников, которая помогает углублению их творческого потенциала и расширению личностных интересов.
Личностное развитие напрямую зависит от познавательной активности ребенка, особенно эффективным оно будет при развитии познавательной деятельности с младших классов школы. Данное утверждение делает тему работы актуальной.
Если знания получены без проявления интереса, то они или забываются, или просто не приносят никакой пользы. В связи с этим, для младших школьников важным условием получения знаний и развития познавательной активности является развитие интереса к обучению.
Одним из важных способов повышения познавательной активности является проведение уроков в нестандартной форме.
Объект исследования: Познавательный интерес младших школьников.
Предмет исследования: Нетрадиционные уроки в развитии познавательных интересов у младших школьников.
Цель работы: рассмотреть влияние нетрадиционных форм уроков на развитие познавательного интереса у младших школьников.
Для достижения цели решался ряд задач:
1. Изучение теоретического материала по вопросу использования нетрадиционных уроков в начальной школе.
2. Рассмотрение теоретических основ понятия «познавательная активность».
3. Описание влияния нетрадиционных форм уроков на развитие познавательной активности.
4. Разработка примера нестандартного урока.
Методы исследования: обзор литературы, сравнение, наблюдение.
1Теоретические основы развития познавательных интересов у детей младшего школьного возраста
1.1 Сущность понятия «познавательный интерес»
Главным критерием эффективного педагогического процесса считается развитие у школьников устойчивого познавательного интереса. Новые федеральные образовательные стандарты в начальной школе повышают значимость данного процесса.
Актуальность формирования познавательного интереса будет определяться необходимостью для учеников получения навыков самостоятельного приобретения знаний.
Пути эффективного развития познавательного интереса до сих пор являются предметом обсуждения. В связи с этим теоретическое обоснование понятия «познавательный интерес» должно помочь в этом выборе.
Познавательный интерес с точки зрения научно-педагогической значимости является важным фактором совершенствования процесса обучения.
По мнению большинства психологов, главной мотивационной сферой человека в осуществлении сознательной деятельности являются его потребности и жизненные интересы.
Интерес выражает собой предрасположенность к какому -то виду деятельности, а потребностью является необходимость в чем-либо.
Особенности объекта, на который обращены интересы индивида, зависит в первую очередь от его психических свойств, таких как:
- культура,
- воспитанность,
- характер,
- способности.
Познавательный интерес – это свойство человеческого интеллекта, позволяющее ему познавать окружающий мир с разными целями:
- для социальной и биологической и ориентировки в пространстве,
- для понимания закономерностей окружающего, причинно- следственных связей и существующих в мире противоречий.
Познавательный интерес является составляющей познавательной деятельности, он способствует формированию личностных отношений разного характера:
- отношения к разным областям научной деятельности,
- участия в разного рода научных мероприятиях,
- общения с участниками познания.
Мировоззрение формируется у человека через познание предметов окружающего мира, через собственное отношение к происходящим событиям и явлениям.
Познавательный интерес способствует активизации психических процессов человека, побуждая его личность вести постоянную поисковую деятельность в вопросах преобразования окружающей действительности:
-изменяя и усложняя собственные цели,
- выделяя наиболее актуальные стороны реализации целей,
- определяя и внося элементы творчества в сове понимание окружающего мира.
Познавательный интерес- это предмет исследований многих ученых и философов, каждый из них по- своему его определял, внося элементы собственного мнения.
Психолог И. В. Дубровина считает, что интересом вообще можно называть потребностное отношение или мотивационное состояние, которое побуждает ученика к познанию.
Если познавательная деятельность будет формироваться правильно и регулярно, включать в себя новые связи и отношения материального мира, то это поможет развитию личности ученика.
Интерес вообще представляет собой настоящую причину каких –либо действий, ощущающихся индивидом наиболее важными. То есть можно сказать, что интерес, в том числе и познавательный, включает в себя:
- отношение к чему-либо на избирательном уровне;
- целеустремленность личности,
-эмоциональная окрашенность в отношении явлений и объектов.
Сегодня под познавательным интересом понимаются определенные состояния человека, которые объединены позитивным отношением к увлечениям, деятельности и склонностям.
.По мнению Н.Ф. Добрынина, познавательный интерес может трактоваться как избирательная направленность внимания человека.
Морозова Н.Г. считала, что познавательным интересом можно считать активное эмоционально-познавательное отношение человека к окружающей действительности.
Ковалев А.Г. говорил, что особое отношение к какому-то объекту через понимание его эмоциональной привлекательности и будет являться познавательным интересом.
Познавательный интерес, по мнению Г.И. Щукиной, представляет избирательную направленность личности, которая обращена к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями.
Познавательный интерес не может появиться самопроизвольно, его необходимо формировать, создавая необходимые условия.
Начинается формирование познавательного интереса с первого полугодия первого класса, что говорит о необходимости формирования его с начальной школы.
Наличие сформированного познавательного интереса у учащегося превращает его в активного получателя информации внешнего мира, а время, которое он проводит на уроке, помогает ему осмыслить многие вопросы окружающей действительности.
Уровень сформированности у младшего школьника познавательного интереса показывает его готовность к возникновению внутренней цели в самостоятельной деятельности, которая станет не подготовкой к будущей жизни, а его жизнью.
Одним из важнейших социально значимых качеств личности также является познавательный интерес, что говорит о необходимости его развития у школьников.
Научно-педагогическая значимость познавательного интереса определяется как фактор эффективности процесса обучения, так как он отвечает за стимулирование таких качеств личности, как:
- самостоятельность,
творческий подход,
- познавательная активность,
- самообразование.
Главной характеристикой познавательного интереса является познавательная активность и познавательные мотивы.
Для любознательного школьника все его свободное время посвящено предмету познавательного интереса, так как оно способствует проникновению его личности в закономерности процесса познания.
Благодаря познавательному интересу повышается значение фундаментального образования. Творческие способности школьников помогают познавательную активность учеников, но их развитие невозможно без процесса формирования познавательного интереса. Именно на познавательном интересе построен весь процесс школьного обучения.
Начальная школа - это первая ступень школьного образования, здесь каждый ученик имеет своей целью продолжение обучения, поэтому очень важным будет не только формирование познавательного интереса детей, но и его сохранение его на всех этапах школьного обучения. Перестройка школьного образования на новые стандарты должна помочь учащимся в личностном развитии и успешности в учебе.
Познавательный интерес не может возникать самопроизвольно, процесс его формирования является целенаправленным, его развитие происходит в образовательных учреждениях.
Причиной развития познавательного интереса с младших классов является то, что именно с этого периода начинается процесс выявления способностей ребенка, происходит формирование нравственных убеждений и потребностей.
Процесс формирования и развития познавательного интереса может происходить только в процессе деятельности, и большее значение здесь играет учебная деятельность.
Определяют два основных направления процесса формирования познавательного интереса:
- выборка соответствующего содержания по учебным предметам;
- организация познавательной деятельности школьников.
Выделяют особенности познавательного интереса:
- -стремление узнать неизвестное и непонятное в отношении свойств и признаков объектов и явлений,
- желание проникнуть в суть закономерностей,
- выявление причинно- следственных связей.
Приобретение знаний об окружающей среде и уровень сформированности познавательного интереса детей взаимосвязаны:
- познавательный интерес способствует расширению кругозора,
- расширение кругозора возможно при приобретении новых знаний.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе .- М.: Начальная школа, 2013.- 213 с.
2. Бажович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка.- М.: Педагогика, 2015.- 165 с.
3. Белов А.В. Принципы проведения нестандартных уроков в начальной школе.-М.: Наука, 2015.- 262 с.
4. Бахиров М.А. Исследовательский метод обучения в начальных классах.- Начальная школа.- 2014.- №2.- с.12-15.
5. Бахиров М.А. Развивающее обучение младших школьников.- М.: Наука, 2014.- 176 с.
6. Губанова О.В. Использование игровых приемов на уроках.- М.: Просвещение, 265 с.
7. Истомина Н.Б. Нестандартные уроки как средство активизации познавательного интереса младших школьников.- М.: Наука, 2015.- 252 с.
8. Зайцева И. А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности (на примере уроков математики) / И. А. Зайцева. - Ноябрьск, 2015. - 29 с
9. Крутецкий М.А. Психология.- М.: Наука, 2012.- 248 с.
10. Модылевская Г.И. Нестандартные формы уроков внеклассного чтения.- М.: Наука, 2015.- 165 с.
11. Маркова А. К. Формирование мотивации учения.- М. : Просвещение, 2004 - 212 с.
12. Новлянская З.Н.Основные принципы и методы обучения младших школьников.- М.: Наука, 2017.- 123 с.
13. Поддубная С.А. Педагогика -М.: Просвещение, 2018.- 231 с.
14. Петрова С.А. Педагогические условия развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.-М.: Педагогика, 2016.- 265 с.
15. Трубинова К. М. Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения в начальной школе / К. М. Трубинова. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань : Молодой ученый, 2017. — С. 9-14.
16. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика.- М.: Просвещение, 2018.- 143с.
17. Подласый. Сто вопросов и сто ответов ( Справочник для поступающих в ВУЗы)- М., 19 ( с.186-189,194-195).
18. Сластенин В. А. Педагогика: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений.- М. : Академия, 2012. - 576 с.
19. Слинкина О. А. Формирование познавательных интересов учащихся при реализации современных принципов организации учебного процесса.- М. : Просвещение, 2014. - С. 234.
20. Фридман Л.М., И.Ю. Кулагина. Психологический справочник учителя.- М.: Педагогика, 2015.- 254 с.
21. Ушинский, К. Д. Собрания сочинений. Т. 10 [Текст] / К. Д. Ушинский. - М., 1950. - 606 с. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? / Психологические игры и упражнения. Практическое пособие. В 4-х т [Текст] / К. Фопель. - М. : Генезис, 2013. - 160 с.
22. Шевченко С.А. Предметное обучение в начальных классах.- М.: Просвещение, 2017.- 234 с.
23. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М. : Педагогика, 1988. - 208с.
24. Щукина Г. И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника М. : Просвещение, 1975. - 444 с.
25. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М. : Педагогика, 1971. - 456 с.
26. Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения.- М. : Учпедгиз, 1962 - 342 с.
27. Яковлева В.И. Пути совершенствования уроков чтения.- М.: Наука, 2015.- 187с.