Фрагмент для ознакомления
2
Введение
За последнее время в обществе случились немаловажные изменения в представлении о целях образования и путях их воплощения. Взамен классической передачи знаний, умений и навыков от учителя к обучающемуся, основной целью школьного образования является осуществление становления возможности ребенка самостоятельно назначать учебные цели, предполагать пути их реализации, держать под контролем, иначе говоря, контролировать и оценивать собственные заслуги и успехи, то есть формирование умения учиться. Достижение представленной цели может быть реализовано благодаря развитию системы универсальных учебных действий (УУД).
Концепция универсальных учебных действий направлена на то, чтобы каждый обучающийся мог самостоятельно, в индивидуальной форме осуществлять деятельность обучения, ставить учебные цели и задачи, искать способы их осуществления, а также уметь контролировать, прогнозировать и оценивать свою учебную деятельность и ее результативность. Универсальные учебные действия создают условия для становления личности и ее самосовершенствования.
Развитость универсальных учебных действий обеспечивает каждому ребенку шанс индивидуального и удачного усвоения новых знаний, умений, способностей и компетентностей на базе формирования умения обучаться. Такая возможность гарантируется тем, что УУД – это обобщенные действия, создающие мотивацию к обучению и способствующие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Каждый учебный предмет в соответствии с предметным содержанием и способами организации учебной работы школьников открывает определённые вероятности для развития универсальных учебных действий.
В ФГОС НОО курс «Окружающий мир» рассматривается как почва для исследования значимой части предметов основной школы, а также как предмет, который представляет собой совокупность природных и социальных явлений, то есть компонентов единого мира. Курс «Окружающий мир» может помочь учащемуся в становлении личностного восприятия; чувственного, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве; воспитывает духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и принимать участие в созидательной работе на благо родной страны.
Объект исследования: универсальные учебные действия.
Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий средствами уроков окружающего мира.
Цель работы: провести опытно-экспериментальную работу по формированию УДД младших школьников на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
рассмотреть сущность УУД в начальной школе;
проанализировать формирование УУД при изучении окружающего мира;
провести опытно-экспериментальную работу по УДД младших школьников на уроках окружающего мира.
В процессе исследования был применен метод теоретического исследования:
теоретический анализ литературы для обоснования теоретических и практических направлений исследования;
систематизацию, обобщение.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования УУД у младших школьников на уроках «Окружающий мир»
1.1. Сущность УУД в начальной школе
Универсальные учебные действия (УУД) – это способность обучающегося к самосовершенствованию и саморазвитию методом сознательного присвоения нового общественного навыка, т.е. умение учиться. Также, данный термин можно раскрыть как систему знаний и способов действия учащегося, которая обеспечивает самостоятельное получение и усвоение новых знаний, и развитие умений, охватывая организацию этого процесса.
В концепции Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования универсальные учебные действия рассматриваются как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
УУД открывают детям вероятность широкой ориентации в различных областях и в строении учебной работы, что гарантирует умение удачно осваивать новые знания, охватывая самостоятельную организацию данного процесса (умение учиться). Учебная деятельность включает в себя осознание целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных данных. Таким образом, умение учиться подразумевает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной работы. Они включают в себя познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции. Умение учиться – это немаловажный и существенный фактор, повышающий эффективность усвоения учащимися предметных знаний, становление умений, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Учебные действия носят надпредметный и метапредметный характер, обеспечивают этапы усвоения нового материала и формирования психологических способностей ученика, а также связь всех ступеней образовательного процесса, что доказывает их универсальный характер.
К основным видам УУД, отвечающим базовым целям общего образования, относятся: личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД.
Личностные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся. Например, знание нравственных общепризнанных правил, умение соотносить действия и события с принятыми этическими принципами; ориентацию в общественных ролях и межличностных отношениях. По отношению к учебной деятельности относятся следующие виды личностных действий: жизненное самоопределение; нравственно-этическое оценивание; смыслообразование.
Жизненное самоопределение включает в себя мотивацию учения и формирование основ гражданской идентичности. Нравственно-этическое оценивание подразумевает оценивание изучаемого содержания исходя из общественных и личных ценностей, которые гарантируют личный моральный выбор. Смыслообразование направлено на установление связей между результатом учения и тем, что побуждает деятельность обучающегося. Ребенок должен ставить перед собой вопросы: «какой смысл, значение содержит для меня учение», и уметь найти ответ на возникший вопрос.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают школьникам организацию их учебной работы. К ним относят: планирование, целеполагание, прогнозирование, коррекцию и контроль, оценку и волевую саморегуляцию.
Планирование рассматривается как определение структуры интервальных целей с учетом конечного результата, подразумевает составление плана и очередности действий. Целеполагание представляется как постановка учебной проблемы на базе соотнесения того, что уже усвоено учениками, и того, что еще нужно узнать и усвоить. Прогнозирование собственной учебной работы предполагает предвидение итога и степени получения знаний, его временных характеристик. Волевая саморегуляция рассматривается как способность к мобилизации сил и энергии; к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению преград.
Познавательные учебные действия включают в себя общеучебные, логические и действия постановки и решения проблем.
Общеучебные УД подразумевают: формирование умения обучающегося строить схемы, модели, составлять таблицы; формирование умения использовать чертежи, планы и схемы, которые отражают пространственное расположение предметов; формирование умения использовать знаки и символы как условные заместители реальных объектов и предметов; формирование умения у учащихся формулировать познавательные цели, сознательно и произвольно формулировать речевое высказывание в устной и письменной речи; формирование умения методик и критериев действия, контроля и оценки процесса результатов деятельности; подразумевает смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
Логические УД включают: анализ объектов с целью выделения существенных, а также несущественных признаков; выдвижение гипотез и их обоснование; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; формирование умения подведения под понятие, выведение следствий; формирование умения устанавливать причинно-следственные связи; формирование умения построения логической цепи рассуждений.
Действия постановки и решения проблем предполагают умение обучающегося формулировать проблему, индивидуально искать способы решения задач творческого и поискового характера.
Коммуникативные учебные действия создают социальную грамотность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в разговор, трудиться в группах и обсуждать возникшие трудности в коллективе.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование совместной деятельности с педагогом и одноклассниками, что подразумевает определение цели, способов взаимодействия и функций участников;
постановка вопросов включает в себя инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение инцидентов определяется как выявление, определение трудностей, поиск и оценка разных способов разрешения проблемы, принятие решения и его осуществление;
руководство поведением партнера точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действия партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
«Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий реализуется в рамках нормативно-возрастного становления личностной и познавательной сферы ребенка».
Обозначим функции универсальных учебных действий:
1) формирование компетентностей и картины мира в любой предметной области;
2) обеспечение удачного усвоения ЗУН (знаний, умений и навыков);
3) УУД обеспечивают возможность каждому ученику индивидуально осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели и задачи, искать и использовать нужные средства и способы их достижения, контролировать процесс обучения и оценивать результаты своей деятельности на уроках;
4) УУД создают условия для соразмерного, гармоничного развития ребенка, его самореализации на базе готовности к непрерывному образованию.
Для реализации деятельностного подхода в образовании используются следующие задачи:
определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;
построение содержания учебных предметов, которые опираются на сущностные знания в соответствующих предметных областях;
определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;
выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей развитости УУД в отношении познавательного и личностного развития учащегося;
определение функций, содержания и структуры УУД для каждого возраста ребенка;
разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий;
разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса.
Таким образом, УУД можно квалифицировать как систему способов и действий ребенка, которые обеспечивают его культурную общность, социальную компетентность, толерантность, способность к индивидуальному усвоению ЗУН, охватывая организацию этого процесса.
1.2. Формирование УУД при изучении окружающего мира
Интегрированный курс «Окружающий мир» отличается от остальных направлений тем, что он связывает природоведческие, обществоведческие и исторические знания, что дает возможность ребенку осознать целостность окружающего мира, изучить основные принципы природоохранной грамотности и простых законов нравственного поведения.
Во всех учебно-методческих комплектах (УМК) основные содержательные линии предмета «Окружающий мир», которые определены ФГОС НОО, представлены двумя блоками: блок «Человек и природа»; блок «Человек и общество»; также, по мере изучения вышепредставленных блоков, раскрывается содержание блока «Правила безопасной жизнедеятельности».
Условия к итогам исследования окружающего мира включают формирование всех видов УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.
Большие возможности для развития УУД представляют задания в учебниках. Приведем примеры заданий, взятые из комплекса авторской программы по окружающему миру «Перспективная начальная школа», авторами которой являются: О.Н.Федотова, Г.В. Трафимова. Основная цель заданий, которые входят в данный учебный комплекс – формирование предметных, личностных и метапредметных (универсальных) способов действий по основной содержательной линии «Человек и природа».
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся / И.Н. Агафонова // Управление начальной школой. – 2019. - № 2. – С. 4-9.
2. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г.С. Ковалевой, Логиновой, О.Б. – М. : Просвещение, 2019. – 120 с.
3. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Асмолов А.Г. – М.: Просвещение, 2018. – 162 с.
4. Битянова, М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка: Учебно-методическое пособие / М.Р. Битянова. – М.: Аспект Пресс, 2017. – 120 с.
5. Виноградова, Н.Ф. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования / Н.Ф. Виноградова // Иностранные языки в школе. – 2018. - № 4. – С. 11-15.
6. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы / Н.Ф. Виноградова. – М.: Первое сент., 2018. – 68 с.
7. Гуревич П.С. Психология и педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата / П.С. Гуревч. – М.: Юрайт, 2019. – 430 с.
8. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей: сб. науч. тр. / под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М.: НИИОПП, 1981. – 157 с.
9. Емельянова, Н.И. Воспитание положительного отношения детей к школе / Н.И. Емельянова // Воспитатель. – 2020. - №10. – С. 61-67.
10. Клепинина, З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов / З.А. Клепинина, З.А., Аквилева, Г.Н. – М.: Академия, 2018. – 289 с.
11. Ковалева, Г.С. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2019. – 216 с.
12. Ковалева, Г.С. Программа формирования универсальных учебных действий. / Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Аспект Пресс, 2019. – 142 с.
13. Леонова, В.Д. Универсальные учебные действия: практический аспект формирования / В.Д. Леонова. – М.: Просвещение, 2018. – 255 с
14. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
15. Медведева, Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании /Н.В. Медведева // журнал «Начальная школа плюс До и После». – 2019 - №7. – С. 74-78.
16. Осяк, С.А. Методика преподавания естествознания («Окружающий мир») в начальной школе: учебное пособие / С.А. Осяк. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2018. – 109 с.
17. Павлова, В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе / В.В. Павлова, В.В. // «Начальная школа». – 2017. - №5. – С. 26-31.
18. Плешаков, А.А. Формируем УУД / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2011. – 156 с.
19. Рогов, Е.И. Настольная книга учителя начальных классов: учебное пособие в 2-х кн. Кн. 1. / Е.И. Рогов. – М.: Дрофа, 2017. – 188 с.
20. Савинов, Е.С. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения / Е.С. Савинов. – М.: Просвещение, 2019. – 191 с.
21. Скоморохова, М.И. Теоретико-методические основы формирования общеучебных умений у младших школьников / М.И. Скоморохова, С.П. Леонюк // Начальная школа. – 2019. - №4. – С. 16-19.
22. Столяренко, А.М. Психология и педагогика / А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ, 2019. – 526 с.
23. Теплоухова, Л.А. Формирование универсальных учебных действий учащихся основной школы средствами проектной технологии: диссертация канд. пед. наук. – Ижевск, 2012. – С.26.
24. Харевич, Г.Л. Педагогика / Г.Л. Харевич. – Мн.: Академия управления, 2018. – 164 с.
25. Хомидов, А.У. Основа педагогики / А.У. Хомидов. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 789 с.